Финансовый кризис

Что правительство может противопоставить кризису

Торможение emerging markets, многие из которых находятся под сильным давлением падающих сырьевых цен (Всемирный банк понизил ценовые ожидания по 37 товарным группам из основных 46), по опасениям международных экспертов может в 2016 г. перерасти и в спад мирового ВВП. Из крупных экономик в таком состоянии уже пребывают Бразилия и Россия, на подходе ЮАР.
Что правительство может противопоставить кризису
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Торможение emerging markets, многие из которых находятся под сильным давлением падающих сырьевых цен (Всемирный банк понизил ценовые ожидания по 37 товарным группам из основных 46), по опасениям международных экспертов может в 2016 г. перерасти и в спад мирового ВВП. Из крупных экономик в таком состоянии уже пребывают Бразилия и Россия, на подходе ЮАР.

На рынке жидких углеводородов форменный «ойлогеддон» (так текущее положение определили в Citi Group) — равновесия спроса и предложения (избыток последнего в Международном энергетическом агентстве оценивают в 1,75 млн баррелей в сутки) стоит ждать не ранее середины 2017 г. Пока же, пожалуй, главный тренд — сверхволатильность в интервале $20–40 за баррель.

Несолнечно и в наших родных пенатах. Итоги-2015 вновь подтвердили — все еще действующая на холостом ходу модель развития исчерпала свой ресурс. При этом нефтяная игла сломалась, застряв в мягких тканях экономики и изрядно ее обездвижив болевым синдромом. Немаловажный элемент такой «новой реальности» и почти $600 млрд ожидаемых потерь в 2014—2017 гг. от санкций и нефтецен (оценка Экономической экспертной группы) — втрое больше, чем РФ заработала от экспорта нефти и газа за все 1990-е.

Год обезьяны в «медвежьем» облике

Первый раунд пересмотра прогнозов (в основном за счет китайских впечатлений) состоялся еще прошлой осенью. В январе последовало продолжение. «Медведи» прогнозного рынка (в том числе Всемирный банк, МВФ, «большая тройка» рейтинговых агентств, системно значимые глобальные банки и т. п.) понизили оценки в среднем на 0,2–0,3 п.п. — до 3,1–3,4%. Примерно на 1 п.п. ниже планки общемирового ВВП назначено расти международной торговле.

На этом фоне Россия идет, как водится, своим путем. Разброс ожиданий продолжающегося спада — от 0,7–1,0% у «оптимистов», среди которых главные фигуры — международные финансовые организации и Минэкономразвития, до 1,3–2,2% у «пессимистов», где первую скрипку играют аналитические команды банков. «Реалисты» из ЦБ РФ ждут сезонно очищенных минусов ВВП в I квартале в 0,7%, во II квартале — 0,3%, в целом же по году не исключают зафиксированного статистикой спада в 1,3–1,7% при позитивных значениях основных макропоказателей где-нибудьв июле—декабре.

В принципе это уже много лучше, чем прошлогодние минус 3,7%. Замечу, что в экспертном сообществе сведения эти воспринимаются сдержанно. В ВЭБе, например, собственно декабрьский нырок оценивают в 4,3%, подчеркивая, что спад усилился и по ряду других показателей. Дискутировать по поводу цифр можно и нужно. Но, не они главный повод озабоченности, а устойчивый эффект дежа вю. «Приостановки» спадов деловой активности были различимы и летом, и в начале осени 2015 г. Затем, правда, «нули» и «маленькие плюсы» стирались переходом в отрицательную область. Между тем в ней-то как раз и остались значения сводных опережающих индексов, по какой методике не считай.

Диагноз, по большому счету, понятен: отставание от общемировой динамики, а нынче и движение в противофазе — признак структурного кризиса. Можно сколько угодно заменять эту констатацию политкорректной маской «приспособления к новой реальности», суть не изменится. Да и при лучшем раскладе, т. е. отмене санкций и «отросших» котировках Urals, экономика оказывается запертой в своего рода 2%-ном гетто. При этом уверенное исполнение государством взятых на себя социальных, оборонных и т. п. обязательств требует минимум 3,5–4,0%. Драйверов к этому пока не видно: вложения в основной капитал остаются на «медвежьем» тренде, потребительский спрос уже финансируется за счет сбережений (в 2015 г. расходы россиян впервые с 1995 г. превысили доходы — на 420 млрд руб.), госрасходы (в своей незащищенной части) сжимаются на 10%, сокращая тем самым потенциальный темп ВВП на 0,2–0,3 п.п., нет смысла уповать и на внешний спрос — в 2015 г. доходы РФ от экспорта нефти снизились (оценка ФТС) на 41,8%, газа — на 23,5%. Скорого же разворота трендов не просматривается.

Ответом на эти вызовы призвана стать основательная перезагрузка российской институционально-регулятивной среды.

Антикризисный «конфликт интересов»

Сбываемость прогнозов всегда находится в прямой зависимости от содержания экономической политики. О ее приоритетах-2016 можно судить по наметкам пакета мер в плане действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в текущем году. По ходу согласований из названия выпало слово антикризисный, но смысл изменился мало.

Напомню, что в этом столетии это уже третий случай сверхконцентрации госуправленченских усилий на задачах нештатных ситуаций. В 2008—2009 гг. к «снаряду» подошли в первый раз, направив на поддержку экономики около 3,5 трлн руб. Вторая попытка в 2015 г. стоила 2,33 трлн руб. по замыслу (но удалось и сэкономить), case-2016 пока выглядит подешевле — всего 827 млрд руб., из них 446,9 млрд уже заложены в бюджете, 207,4 млрд — в антикризисном фонде (тоже статья госрасходов), 39,8 млрд руб. предполагается взять из ФНБ.

По остающимся 133,7 млрд источник финансирования намечено определить по ходу исполнения бюджета, сокращение незащищенных расходов которого до уровня 2014—2015 гг. способно откачать госзатратный «воздух» в объеме до 0,6 трлн руб. Все эти средства в принципе могут быть перераспределены на другие цели.

Подчеркну сразу: то, что так или иначе «осмечено», — это оперативные меры «точечной» поддержки регионов и отраслей. С ними примерно понятно — по завету Гайдара-деда нужно «день простоять и ночь продержаться»: поставить подпорку в 310 млрд руб. региональным бюджетам (по итогам-2015 76 из них сведены с дефицитом, а общий долг субъектов РФ достиг 2,318 трлн руб.); удержать автопром от самораспада (уровень загрузки мощностей в нем, как сигнализирует Минпром, около 40%, что уже критично); посодействовать агробизнесу в укреплении продовольственной безопасности; докапитализировать фонд развития промышленности; завершить эту же операцию с банками; помочь производителям подвижного состава на железных дорогах и т. п. Все цели имеют социальное измерение и вписываются в формирование относительно комфортного контекста осенних выборов.

Естественно, они требуют подстраховки. В помыслах министров речь идет о 0,9 трлн руб. доходов от приватизации, повышении акцизов на бензин, налогов на нефтянку (пересмотр формулы НДПИ с итоговым прибытком для госказны в 300–900 млрд руб. в зависимости от реальной среднегодовой цены на нефть), девелоперов и других новациях.

Судя по всему, двигается с мертвой точки и такое магистральное направление, как повышение эффективности госрасходов. К 1 апреля все непотраченные средства госсубсидий возвращаются в бюджет, при этом с нынешнего года вводится казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование по которым превышает 100 млн руб., исполнители гособоронзаказа смогут использовать в расчетах казначейский аккредитив, адресность господдержки будет обеспечиваться открытием счетов конечных получателей в Федеральном казначействе.

Значительная часть правительственного плана, требующая не денег, а политической воли и нормативно-правовых установлений, — структурные меры, создающие условия для экономического роста в будущем.

Кое-что, например меры поддержки малого предпринимательства, уже публично обозначено, вызвав заинтересованную реакцию у бизнеса (повышение порога «упрощенки» до 120 млн руб., продление ЕНВД за пределы 2018 г., единый вычет по налогу на имущество, льготные условия на аренду госсобственности и т. п.).

По сути, это конкретизация структурной повестки правительства, в целом сформулированной в основных направлениях его деятельности по 2018 г. включительно. Сюда же следует отнести анонсированный Минэкономразвития аудит издержек инфраструктурных монополий (первый кандидат — РЖД) и вообще госкомпаний, а также запускаемую в текущем году в пилотном режиме оценку фактического воздействия нормативно-правовых актов на деловую активность. Примеров таких инициатив немало, и это — уже позитивный признак.

Но остается немало вопросов. Версий корректировок прогноза-2016 столько, что при нефти по $40 за баррель расчетный дефицит бюджета «плавает» от 4,2% до 5,1% ВВП. При этом нет ясности по полной индексации пенсий (требуется несколько сот млрд руб.), докапитализации ВЭБа (на 150–200 млрд руб.) и т. п.

К тому же обе части плана различаются по срокам исполнения. Структурные меры по большей части не привязаны к каким-либо измерителям успеха. Но, коли нет ответственности за результат, то весь «пар» вполне может уйти в череду судьбоносных законопроектов без механизма правоприменения и контроля. Анонсированные реформы, таким образом, уже изначально находятся под риском вероятного «провисания». В прошлом году структуротрансформирующих благопожеланий тоже провозглашалось немало.

На поверку же «зачет» лишь у денежных властей, ставших таргетировать инфляцию, одновременно перейдя на плавающий курс рубля. В принципе это — уже приоткрытая дверь в другую экономику. Результаты есть: и резервы сэкономлены (ступенчатая девальвация-2009 обошлась более чем в $200 млрд), цены на годовом треке тоже идут вниз (в январе-2016 около 10%, к концу I квартала, видимо, опустятся до 8–9%). Но одновременно усилились и риски дезинтеграции госрегулирования экономики. Денежно-кредитный авангард (вместе с надзорно-регулятивной зачисткой банковского и других финансовых рынков) ушел в отрыв, «основные силы» же подотстали.

В том, как будет протекать их подтягивание, как раз и заключается главный экономико-политическийриск 2016 г. Структурная повестка — это про новые универсальные правила и институты, их обеспечивающие, а, вот, либерал-дирижизм «ручного управления» ровно об обратном — о «правилах исключений из правил», когда везде требуются нестандартно уникальные решения.

Планы действий издаются и переиздаются, отчасти даже исполняются, но зябкая «новая реальность» мало меняется, а наледь структурных сдержек становится все толще. Скалывать ее одноименными реформами, выстраивая тем самым систему управления средне- и долгосрочными рисками, — это и есть необходимость, предписанная временем перехода в новую модель развития. Все прочее, в том числе и массированная господдержка по всем азимутам, — из разряда возможного. «Муза» этого баланса давно уже на пороге. Если не захлопывать перед ней пока еще только приоткрытую дверь, задвигая в «долгий ящик» структурную политику, то 2016 г. может оказаться плодотворным для формирования желаемого облика российской экономики.

Динамика ВВП, % год к году

Начать дискуссию

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
1
Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

1

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

2

В положение об оплате труда вносятся изменения, перераспределяются размеры выплат. Нужно ли уведомлять работника

Информация для работодателей. ТК РФ предусматривает обязательные и дополнительные условия трудового договора, разделенные законодателем по принципу необходимости их включения в трудовой договор.

С 3 мая — новый регламент подачи по электронке документов и сведений в СФР

22 апреля Минюст зарегистрировал приказ СФР от 12.01.2024 № 9, который утвердил новый порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

😵 Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП, и бухгалтеры пытаются запомнить коды

На днях Минюст зарегистрировал изменения в порядок заполнения уведомлений по ЕНП. Поправки связаны с тем, что с 2024 года уведомления на НДФЛ надо сдавать 2 раза в месяц.

Wildberries планирует выйти на рынок ОАЭ

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Изменения в правилах учета направлены на повышение его прозрачности и надежности, эффективное использование и справедливое распределение имущества. Организации должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, чтобы избежать негативных последствий. 

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Интересные материалы

Могут ли оспорить в банкротстве соглашение об алиментах?

У большинства должников банкротов есть дети. Обычно, если имеются официальные доходы, то должник пытается обезопасить их от взыскания со стороны кредиторов. Иногда прибегают к оформлению повышенных алиментов на несовершеннолетних детей.