Защита идей

Фото Тимура Громова, Кублог

Если у предпринимателя появляется идея, которая обладает коммерческой ценностью, прежде чем выпускать ее в свет, стоит подумать о том, как защитить свой будущий продукт.

Спомощью патентов можно защитить три вида объектов. Согласно п. 1 статьи 1349 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. К изобретениям относятся объекты двух категорий — продукт и способ, отвечающие единому критерию: характер патентуемого решения должен быть техническим. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся только к устройству. Что касается промышленного образца, то здесь речь идет о защите внешних признаках технического изделия. А вот искусственно созданные, но не технические решения (например, методы и системы преподавания, проекты сооружений, правила игры, научные открытия и многое‑многое другое) патентованию не подлежат.

Итак, в компании появилось новое техническое решение. Какой механизм охраны выбрать? Выбор для защиты решений в научно-технической сфере приходится делать между изобретением и полезной моделью. Полезная модель дает меньше защиты, зато ее намного легче зарегистрировать благодаря менее строгим требованиям. Фактически заявителю достаточно доказать, что модель является новой и промышленно применимой. Кроме того, такой патент гораздо дешевле. Так, пошлины за регистрацию изобретения с одним пунктом формулы на территории РФ составляет 1 650 рублей, в то время как за регистрацию полезной модели с одним пунктом — всего 850. Однако у изобретения есть свои преимущества. Патент и исключительное право на изобретение действуют 20 лет (можно продлить еще на 5 лет, когда речь идет о лекарственных средствах, пестицидах или агрохимикатах), в то время как срок охраны полезной модели вдвое короче. Кроме того, патент на изобретение распространяется не только на устройство, но и на способ. Если вы захотите защитить алгоритм решения технической задачи, это будет возможно лишь в случае изобретения.

Когда речь идет о внешнем виде изделия или товара, выбор встает уже между товарным знаком и промышленным образцом. И если «объективированная идея» не патентоспособна, это не означает, что ее нельзя охранять с помощью интеллектуальных прав. Истории известны случаи не менее успешной защиты результатов интеллектуальной деятельности, которые по всем признакам относятся к изобретениям, с помощью товарных знаков. Так, 10 августа 1897 года Феликс Хоффман, работавший в лабораториях фирмы Bayer AG, впервые получил образцы ацетилсалициловой кислоты в форме, возможной для медицинского применения. Используя метод ацетилирования, он стал первым в истории химиком, которому удалось получить салициловую кислоту химически чистой и в стабильной форме. Когда компания Bayer AG решила запатентовать этот метод, она получила отказ. После этого и было принято решение зарегистрировать товарный знак Aspirin, под которым ацетилсалициловая кислота стала продаваться по всему миру.

Товарный знак является средством индивидуализации товаров, а зачастую и производителя. Он может быть словесным, изобразительным, комбинированным, объемным (или так называемым 3D: именно этот вид товарных знаков наиболее схож с промышленными образцами), а также запаховым (скажем, аромат парфюма) и даже звуковым (например, заставка кинокомпании «20th Century Fox», фирменный рингтон Nokia). Такое разнообразие видов товарных знаков обусловлено возможностью и популярностью этого механизма охраны для совершенно различных по своей природе объектов. Возможно, не всегда такой товарный знак является результатом творчества, однако основное его назначение — индивидуализация товара и бизнеса для их продвижения.

Товарный знак по своим характеристикам очень схож с промышленным образцом, несмотря на то что относятся они к различным институтам. В этом случае возможно столкновение прав на товарный знак и промышленный образец, принадлежащих различным субъектам. Чтобы предотвратить регистрацию одинаковых решений в качестве промышленных образцов и товарных знаков за различными правообладателями, существуют определенные механизмы. Так, согласно п. 9 ст. 1483 ГК РФ в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные промышленному образцу, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

И все же между этими видами защиты есть различия, которые всегда необходимо учитывать. Во-первых, охрана товарного знака ограничивается перечнем товаров, указанных в свидетельстве, в то время как охрана промышленного образца распространяется на все товары, изготовленные с использованием всех существенных признаков, указанных в патенте. Во-вторых, охрана товарного знака жестко привязана к его использованию. Если владелец товарного знака не использует его по заявленному классу непрерывно в течение трех лет после его государственной регистрации, заинтересованное лицо может потребовать досрочного прекращения охраны такого товарного знака и зарегистрировать его на себя. Охрана промышленного образца не зависит от его использования, но ограничена сроком действия патента (5 лет) с правом продления в целом не более чем на 25 лет. Свидетельство на регистрацию товарного знака можно продлевать неограниченное количество раз (в мире уже есть знаки, которые охраняются более 130 лет).

В-третьих, товарный знак обеспечивает наибольшую защиту от подделок, так как нарушением исключительного права на товарный знак признается использование не только аналогичного обозначения, но также похожего (сходного до степени смешения). Промышленный образец такой хорошей защиты не обеспечивает. Привлечение к ответственности за нарушение исключительных прав на промышленный образец будет невозможным, если недобросовестный конкурент изменит в своем изделии хотя бы один из существенных признаков промышленного образца (все они содержатся в патенте, информация о котором является общедоступной).

При всех преимуществах и недостатках товарных знаков и промышленных образцов рекомендуется не столько выбирать, сколько комбинировать. Лишь «многослойная» защита позволяет достигнуть высокого уровня охраны интеллектуальных активов от недобросовестных действий конкурентов. Возьмем, например, нестандартную бутылку лимонада. Оригинальную форму (конфигурацию) бутылки и общий вид этикетки можно защитить промышленным образцом, а название лимонада и логотип на этикетке — товарным знаком. Когда будут получены права на оба объекта интеллектуальной собственности, шансы отбиться от недобросовестных конкурентов значительно увеличатся.

Образец не для подражания

Опыт многих международных компаний говорит о том, что вывод продукта на рынок должны предварять тщательно продуманные шаги по защите интеллектуальной собственности: в большинстве случаев патенты регистрируются еще на стадии разработки продукта и сразу на всех будущих рынках реализации.

Компания SCA, один из мировых лидеров по производству и реализации гигиенической продукции, в 2008 году вывела на российский рынок диспенсерную систему для рулонных бумажных полотенец Tork Matic, которые устанавливаются в местах общественного пользования. Модель продаж такова, что основную прибыль приносит не само оборудование, а расходные материалы к нему — рулонные полотенца. На многих национальных рынках SCA сталкивается с одной и той же проблемой: стоит диспенсерам получить широкое распространение, как рядом возникает рынок совместимых расходных материалов, который формируют местные производители. Не стала исключением и Россия: в продаже появилась более дешевая и менее качественная не­оригинальная продукция. Но SCA к этому была готова: компания давно имела на руках «защитный» патент на промышленный образец (№64483, зарегистрирован 16.10.2007) — торцевую заглушку (встроенная в рулон пластиковая втулка), которая обеспечивает правильное функционирование рулона в диспенсере и бесперебойную подачу полотенец.

В марте прошлого года SCA обратилась в суд с иском к одному из российских производителей (ООО «Бумага Сити») о запрете использовать промышленный образец, в том числе предлагать к продаже, продавать или иным образом вводить в гражданский оборот на территории РФ. Разбирательство продолжалось почти полгода, в результате суд удовлетворил требование истца. Апелляционная инстанция впоследствии оставила это решение без изменения.

Результат полностью удовлетворил компанию SCA: контрафактные рулоны убрал из каналов дистрибуции не только ответчик, но и другие игроки рынка. При этом заметно сократилось количество подделок и другой гигиенической продукции SCA.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.