Менеджмент

Купим дорого

Если компания при закупках ориентируется на низкие цены как единственный критерий выбора поставщика, она упускает возможность повысить эффективность основного производства за счет инновационной продукции.
475 1
Купим дорого
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Если компания при закупках ориентируется на низкие цены как единственный критерий выбора поставщика, она упускает возможность повысить эффективность основного производства за счет инновационной продукции.

Контроль соблюдения закупочных процедур позволяет крупному предприятию экономить немало денег. Однако всякий раз, когда требуется закупить более качественные материалы либо услуги, стоимость которых обычно выше среднерыночной, это превращается в весьма нетривиальную задачу: служба безопасности и внутренний аудит обязательно обратят внимание на увеличение цены и по долгу службы заподозрят неладное. По инерции многие компании подбирают поставщиков и формулируют технические задания, ориентируясь на низшую цену закупки и не принимая во внимание совокупную стоимость владения продуктом или услугой. А именно это должно ставиться во главу угла, ведь зачастую первоначальная цена составляет всего лишь десятки или даже единицы процентов от общей (совокупной) стоимости владения. В компаниях зачастую к этому вопросу относятся очень формально. И такой подход заметно отличается от того, как люди распоряжаются своими личными бюджетами. Убеждая коллег, я очень часто апеллирую к их личному опыту потребителей: чем дороже покупка, тем более взвешенно принимаются решения. Так, когда мы приобретаем автомобиль, нас интересуют далеко не только его цена и внешний вид. Мы внимательно оцениваем все возможные параметры: стоимость страховки, потребление горючего, остаточную стоимость автомобиля через несколько лет эксплуатации, наличие и цену запчастей и т. д. Прежде чем купить автомобиль, мы как минимум предварительно прочитаем пару журналов и посмотрим отзывы людей на форумах. Иными словами, как следует «изучим вопрос» (в компании подобный анализ называется обзором рынка) и только после этого отправимся в автосалон, начнем сравнивать цены и торговаться. Этот процесс, в частной жизни растянутый во времени, на заседании тендерных комитетов в компаниях занимает считанные минуты. Такое противоречие приводит к недальновидной политике в области закупок и гарантирует компании избыточные траты. Однако если компании удается перестроить свою закупочную политику, руководствуясь здравым смыслом, и начать рассматривать закупку с точки зрения совокупной стоимости владения, а не сиюминутного эффекта, то в области сокращения затрат она может получить неожиданные результаты.

Приведу пример. В каждой буровой компании важной статьей расходов являются бурильные трубы. Чаще всего качеству трубы и дополнительным характеристикам уделяется недостаточно внимания, не говоря уже о дополнительных затратах, необходимых на обслуживание и ремонт. Бурильный инструмент эксплуатируют от силы год или два, после чего списывают и утилизируют. Между тем на рынке существуют усовершенствованные аналоги. От традиционных труб их отличают специальное покрытие внутренней поверхности и износостойкие наплавки, которые предотвращают уменьшения диаметра. Все это работает на увеличение сроков эксплуатации продукта в разы. В зависимости от интенсивности использования трубы нового поколения служат от двух до пяти лет. Но и стоимость такой продукции на 30–40% выше. При ближайшем рассмотрении очевидно, что затраты на приобретение несоизмеримы с той выгодой, которую компания получает в будущем в процессе эксплуатации. Причем, как показывает практика, при правильных тендерных процедурах и подготовке оптимального технического задания (не перегруженного дополнительными требованиями, которые сужают круг производителей) возможно удержать закупочную цену. К примеру, в нашем случае компании удалось закупить модернизированные трубы по ценам ниже, чем это делалось раньше, когда закупки производились строго по регламенту, без учета множества факторов.

Подобная проблема распространяется на всю закупку в целом, однако сложнее всего обосновать приобретение более дорогой услуги, ведь в 90% случаев качество услуги можно оценить лишь после ее оказания. Именно на решении этой проблемы обычно «сходят с дистанции» технические специалисты: производственники хотят сделать компании «хорошо», но в результате не могут ничего доказать, опускают руки, а потом получают то, что им полагается по регламенту, и это продолжается из года в год. Как результат — общее снижение качества и серьезные дополнительные затраты для предприятия. Зачастую убытки, связанные с ориентированной на низкие цены закупкой, весомее, чем цена закупаемых материалов и услуг. Снижение качества нередко влечет за собой колоссальный объем проблем, вплоть до таких катастрофических последствий, как появление убыточных проектов, не говоря уже об отдельных случаях банкротства компаний, пострадавших от неправильной политики в области закупки технических услуг.

Еще один пример из практики. Одна из бизнес‑единиц нашей компании, специализирующаяся на капитальном ремонте скважин, довольно длительный период приносила убытки. Во многом это было связано с системой контрактования, которая ориентировалась на поставщиков дешевых транспортных услуг. Бизнес этой компании находится в прямой зависимости от внешнего транспорта, однако услуга предоставлялась некачественная, что, в свою очередь, приводило к длительным простоям основного производства. Ужесточив условия, предъявляемые к транспортным подрядчикам, и одновременно повысив единичные расценки на 15–20%, нам удалось добиться снижения простоев бригад, что в конечном итоге привело к повышению выручки компании. Да, единичные расценки были выше, однако затраты — это всегда цена, умноженная на объем. Качество же услуг подрядчиков позволило нам уменьшить общий объем закупок — и в результате снизить общие затраты на 10%. Для компании, 30% выручки которой уходит на оплату внешнего транспорта, это очень большие цифры. Повысив общую эффективность работы компании за счет бесперебойной работы внешних подрядчиков и уменьшив транспортные затраты в общем весе расходной части, нам удалось вывести компанию на минимальную рентабельность, в то время как раньше она генерировала убытки. Впрочем, в подобных вопросах необходимо руководствоваться принципом «золотой середины»: к примеру, далеко не всегда требуется закупать продукт, имеющий ресурс эксплуатации на десятилетия, если использовать его намерены один год. В жизни подобный выбор мы совершаем каждый день, однако на рабочем месте почему-то действуем по-другому.

Но самой большой сложностью в изменении закупочной политики является преодоление внутреннего сопротивления, которое неизбежно возникает. Необходимо, чтобы люди поверили и согласились работать иначе, притом что всем заинтересованным лицам, независимо от ранга, очень сложно нарушение статус-кво, даже если речь идет о предбанкротном состоянии: люди к нему привыкли, воспринимают его как нечто стабильное и не склонны ничего менять. Кроме того, многие справедливо опасаются зоны турбулентности, в которой неизменно оказывается компания при внедрении изменений. Невозможно предсказать, кому в новой ситуации удастся «выжить» и сохранить свое рабочее место. Вторая причина — консерватизм и неверие в эффективность новых подходов. В результате людей, которые готовы менять «под собой» систему, крайне мало, и превратить их в союзников невероятно сложно.

Должность менеджера по закупкам, безусловно, подразумевает конфликт интересов, однако в этом и большой конструктив для компании. Так, управляемый конфликт интересов между внутренним заказчиком (таковыми выступают производственные подразделения) и исполнителем в лице отдела закупки должен быть обязательно — вплоть до того, чтобы создавать его искусственным образом. В противном случае внутри системы весьма вероятно появление коррупционной составляющей. Ряд мероприятий, направленных на минимизацию рисков злоупотреблений, позволит избежать ситуаций, когда сначала сотрудники испытывают соблазн, а потом к ним возникают претензии. Все начинается с постановки функциональных задач для менеджмента и сотрудников различных подразделений, которые, с одной стороны, должны быть разнонаправленными, с другой — подчиненными общей задаче, сводящейся в конечном счете к извлечению выгоды для компании (критерии могут быть разные — выручка, прибыль и т. д.). Подразделения, которые непосредственно участвуют в закупке, — технические специалисты и сотрудники управления системами снабжения, то есть закупщики как таковые. Упрощенно такую модель можно представить следующим образом. Технические специалисты должны всегда ратовать за материалы и услуги лучшего качества — то, что будет работать дольше всего и создавать как можно меньше проблем. В интересах закупщиков — покупка самых низких по цене и эффективных по стоимости владения продуктов. Интересы этих групп по сути разнонаправленные: сам жизненный опыт подсказывает, что хорошие вещи всегда дороги, а плохие — дешевы. Для того чтобы получить сбалансированное решение, учитывающее оба вектора, необходимо выработать общие критерии запроса, которые затем будут сформулированы в техническом задании. А вот если отдать ТЗ на откуп технарям, а потом на его основе провести тендер, скорее всего, мы получим типичную закупку с сопутствующими ей злоупотреблениями: техническое задание будет нашпиговано параметрами, коим соответствуют один или два подрядчика — те, кто в свое время сумел убедить, что именно это решение единственно возможно и наилучшим образом соответствует поставленной задаче. Но и не слушать технических специалистов нельзя, в противном случае критерии закупки будут сдвинуты в сторону цены. Привлекая к обсуждению обе стороны, можно довольно быстро выработать оптимальный подход к решению и получить закупку с ориентацией на стоимость владения.

Ключевой момент в закупках, позволяющий компаниям быстро реагировать на запросы, облегчать технические вопросы, а также снимать вопросы со стороны контролирующих органов, — прозрачность всех процедур. К сожалению, российским компаниям в случае возникновения спорных вопросов исторически ближе находить виноватого, чем пытаться разобраться в цепочке событий. Чтобы предотвратить обвинения в будущем, необходимо еще на начальном этапе вовлекать в обсуждение и приглашать на переговоры специалистов службы безопасности и внутренних аудиторов. Принцип трех Т, на которых должна базироваться система снабжения (transparency — прозрачность, time — время и trust — доверие), поможет создать эффективную систему снабжения. В быстро меняющейся обстановке современного бизнеса только прозрачность позволяет внедрять изменения. Она увеличивает степень доверия, наличие которого, в свою очередь, также влияет на скорость работы всей системы (недоверие очень сильно тормозит все процессы). Если увязать все эти составляющие в единое целое, можно добиться мобильности и гибкости системы, которая обязательно должна быть живой и быстро реагировать на любые производственные запросы. Если сделать систему закупок прозрачной для руководства и контролирующих внутренних органов, вся система станет «легкой» и малозатратной. И напротив: отсутствие прозрачности приводит к нагромождению процедур, увеличению времени на реагирование — и, как результат, к неудовлетворенности внутренних заказчиков, избыточному контролю со стороны службы безопасности и увеличению затрат. Именно поэтому в последние годы в системе закупок многих компаний происходят серьезные изменения — в первую очередь связанные с автоматизацией, которая обеспечивает прозрачность: в электронных системах фиксируются все этапы закупочных процедур, каждый из которых доступен всем заинтересованным лицам на любой стадии.

Начать дискуссию

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Внезапно в админку прилетает просьба продать бумажный НДС или порекомендовать того, кто им торгует. Расскажу, что делать.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
6
414

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
246
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Интересные материалы

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

70