Менеджмент

Управленческий учет: путь к вершине

Бизнес – это непрерывное движение вперед, к новым и новым целям, это путь от одной покоренной вершины к другой. Одни компании проходят эту сложную трассу успешно, другие оказываются в пропасти. Как не попасть в число сошедших с дистанции и настроить «экономику» своего предприятия на новые достижения в бизнесе?

Сегодня трудно представить компанию, которая не старается увеличить объемы продаж, которую не интересуют вопросы повышения прибыли и которой полностью безразлична «погода» в том секторе рынка, где работают ее люди и деньги. Законы современного бизнеса не прощают ни головокружения от однажды достигнутого успеха, ни «бега не месте», ни малейшей потери бдительности по отношению к множеству конкурентов. Бизнес – это непрерывное движение вперед, к новым и новым целям, это путь от одной покоренной вершины к другой. Одни компании проходят эту сложную трассу успешно, другие оказываются в пропасти. Как не попасть в число сошедших с дистанции и настроить «экономику» своего предприятия на новые достижения в бизнесе?

Как показывает мировой опыт, путь к «строительству» эффективной компании, успешно претворяющей в жизнь свои планы, лежит через внедрение системы управленческого учета.

Классический управленческий учет начинался с анализа и управления затратами. Сегодня сфера его «полномочий» значительно шире. Важнейшими элементами современного управленческого учета являются планирование и бюджетирование, помогающие распределить ресурсы компании для достижения намеченных целей и проконтролировать их использование. Управленческий учет является особой системой обработки, анализа и представления данных о финансово-хозяйственной деятельности, адресованной руководству и акционерам компании. Главное назначение системы управленческого учета – помочь руководителю правильно управлять, дав ему полные и оперативные данные для дальнейших решений.

Почему ведение этого вида учета не менее важно, чем ведение бухгалтерского и налогового учетов? В силу своей специфики, бухгалтерский учет жестко регламентирован государством, предназначен для налоговых органов, акционеров и кредиторов, «отталкивается» от модели абстрактного «типового» предприятия и «работает» с данными об уже совершившихся операциях. «Круг интересов» налогового учета, управляемого главой 25 НК РФ, «сосредоточен» на исчислении и уплате налога на прибыль. Наоборот, «законодателем» управленческого учета является само предприятие. Управленческий учет организуется, исходя из характера его бизнеса, исходя из окружающей его среды и возможных будущих изменений в этой среде. Поэтому управленческий учет обращен не только к прошлому, но также к настоящему и будущему, и оперирует не только количественными, но и качественными данными. Управленческий учет оценивает эффективность различных проектов, производительность труда персонала, расходы подразделений и служб, помогает поддерживать необходимые объемы запасов, снижать издержки, планировать производство и сбыт, предотвращать «финансовый дефицит», а также оптимально распоряжаться имеющимися средствами.

Как «запустить» механизм управленческого учета на предприятии? Для этого, разумеется, нужно разработать порядок его ведения. Данный порядок включает в себя принципы отражения хозяйственных операций, план счетов управленческого учета, номенклатуру статей бюджета, статей затрат, центров ответственности и пр., а также регламент документооборота и формы управленческой отчетности. Т.к. одним из важнейших ресурсов современного бизнеса является информация, а качество информации зависит от времени и способов ее обработки, то эффективная организация управленческого учета невозможна без соответствующего программного обеспечения. И, конечно же, необходимо позаботиться об «отладке» и компьютеризации оперативного и бухгалтерского учетов.

Итак, какие обязанности возлагаются на программный продукт для автоматизации управленческого учета? Поскольку максимальный эффект от внедрения управленческого учета достигается при одновременном внедрении бюджетирования, то программный продукт должен помогать решать такие задачи, как построение системы показателей – критериев, по которым будет оцениваться работа компании; описание структурных единиц, отвечающих за те или иные показатели деятельности – т.е. организация учета по центрам ответственности; управление документооборотом компании – как при составлении планов и бюджетов, так и при учете фактических данных.

Очевидно, что одна из главных задач управленческого учета – сформировать целостную картину состояния дел в компании. Соответственно, в список обязанностей программы добавляются импорт данных, накопленных в системах оперативного и бухгалтерского учета, приведение их в форму, необходимую для управленческих целей, а также возможность для ввода каких-либо дополнительных сведений.

Как известно, принятие мотивированного управленческого решения невозможно без анализа планов, полученных фактических результатов и отклонений. Поэтому программа должна предоставить условия для многомерного анализа показателей деятельности, получения аналитических отчетов в различных разрезах – с использованием встроенных таблиц и диаграмм.

Т.к. управленческий учет удовлетворяет бизнес-потребности конкретного предприятия, то важнейшим штрихом к «портрету» системы для управленческого учета является гибкость – «умение» выполнять все запросы клиентов, не отставая от изменений в их бизнесе.

Все перечисленные возможности реализованы в программном продукте «Контроллинг», выпущенном компанией «Интеллект-Сервис».

Начать дискуссию

Пришло требование от ФНС: как ответить

Игнорировать требования ФНС нельзя, иначе организации или ИП могут получить штрафы, а их счета заблокируют.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

ВТБ будет выдавать ипотеку в Крыму через РНКБ

Жители любых регионов страны смогут приобрести недвижимость в Крыму, а жители полуострова смогут оформить ипотеку в отделениях дочернего банка РНКБ.

❗ Внимание: завтра — крайний срок сдачи многих налоговых отчетов

Согласно календарю бухгалтера, на 25 апреля (четверг) приходится последний день представления основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Хотите в отпуск за границу? Погасите задолженность!

За какие долги закроют выезд из России.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Решение суда: в товарных знаках нельзя указывать «№1»

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

8

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
4

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
6

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Интересные материалы

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка