Ведение бизнеса

День Х: когда без экстренного аудита управленческой отчетности уже не обойтись

Бухотчетность не единственный источник информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия. А партнерам по бизнесу придется периодически доказывать свою состоятельность и подтверждать репутацию. Какая отчетность в этом поможет?
День Х: когда без экстренного аудита управленческой отчетности уже не обойтись

Провести аудит управленческой отчетности или управленческий аудит — значит проверить на соответствие определенным нормам все виды ресурсов компании.

И бухгалтерская отчетность является не единственным значимым источником информации, позволяющим оценить финансовое и имущественное состояние предприятия.

К тому же, бухгалтерская отчетность, информирует нас, во-первых, о фактически произошедших событиях, во-вторых, достаточно жестко регулируется законом и обязана соблюдать все предписания по ведению, в том числе регулярно проводить аудит.

Согласитесь, в этой области мало возможностей для свободного творчества. Но, как правило, партнерам по бизнесу этого не всегда бывает достаточно. Им небезразлично финансовое положение компаний, являющихся для них связанными сторонами (поставщики, покупатели, заемщики). И если вы не являетесь фирмой-однодневкой, скорее всего, придется периодически доказывать свою состоятельность и подтверждать репутацию надежного партнера. А это делают, в том числе, через предоставление форм управленческой отчетности. Дополнительным плюсом будет являться наличие мало-мальски достоверной стратегии.

Когда бизнесу требуется максимально достоверная информация форм управленческой отчетности?

Мы уже упомянули, что бухгалтерия регулируется на законодательном уровне, а вот управленческая отчетность — это сугубо дело менеджмента и партнеров.

То, насколько достоверны цифры и данные отчетов, может не интересовать до определенной даты Х. Причиной возникновения этой даты могут быть вполне себе разумные обстоятельства, возникающие в результате обычной грамотно выстроенной финансово-хозяйственной деятельности:

Мы уже упомянули, что бухгалтерия регулируется на законодательном уровне, а вот управленческая отчетность - это сугубо дело менеджмента и партнеров. То, насколько достоверны цифры и данные отчетов, может не интересовать до определенной даты Х. Причиной возникновения этой даты могут быть вполне себе разумные обстоятельства, возникающие в результате обычной грамотно выстроенной финансово-хозяйственной деятельности:

●     изменение структуры существующего бизнеса (выделение новых направлений деятельности, укрупнение бизнеса, разделение прав собственности между партнерами, покупка или продажа долей);

●     привлечение значительных инвестиций со стороны;

●     проведение существенных либо нетипичных, нестандартных сделок;

●     подготовка к IPO;

●     отчасти мотиватором могут прослужить предстоящие комплексные налоговые проверки, или же проверки на выявление злоупотреблений и недобросовестных действий сотрудников.

Однако бывает, что дата Х наступает, по своего рода, нелепым причинам. В силу бесконтрольной текучки ответственных кадров, несвоевременно выявленные ошибки ПО или Эксель-таблиц, неграмотно выстроенный процесс автоматизации. И вот мы понимаем, что, казалось бы, стандартные отчеты, составляемые на регулярной основе, несут в своем содержании не сопоставимую по периодам информацию.

Либо, отчеты связанных между собой бизнес-процессами подразделений не состыковываются друг с другом по ключевым показателям. Обнаружив такой «подарок»накануне важной сделки, что ж, самое время показать себе, что такое паника.

Какой план действий

На практике выделяют такое понятие как добровольный аудит. Это прекрасный инструмент для целей управленческого учета.

Если при добровольном аудите будут обнаружены ошибки и погрешности, специалисты сторонней организации или внутренняя служба аудита, проводящие проверку, устранят их и выпишут соответствующие ц/у для избежания в будущем. Можно с уверенностью сказать о том, что регулярный добровольный аудит позволяет свести на «нет» опасность возникновения конфликтов с партнерами, налоговыми органами и приносит толику уверенности в том, что в организационной среде царит порядок.

Сама процедура аудита влечет за собой затраты времени и финансов. Здесь важно помнить принцип время - деньги, не затягивать процесс проверки, четко поставить задачи аудита.

Зачастую разумно проверять не всю деятельность компании единоразово, а выделить некие ее части, если случилось так, что степень «беспорядка» в учете превысила уровень существенности.

Стоит:

●     отдельно провести аудит наиболее значимых ЦФО (производственный, стратегический, налоговый департаменты, бухгалтерия)

●     разделить время проведения аудита по направлениям деятельности;

●     или по наиболее крупным сделкам и операциям и т.д.

То есть нужен аудит наиболее важных с точки зрения управленческого учета в настоящий момент времени параметров. Не факт, что, пытаясь объять весь бизнес целиком единоразово, качество не пострадает.

Здесь анализируем время, ресурсы, цели в совокупности. В общем, все то, отчего напрямую зависит качество.

Схема аудита управленческого учета

Аудит управленческого учета зачастую происходит по следующей схеме:

●     анализ первичных документов;

●     анализ рабочих баз данных;

●     проверка разумности выстроенного документооборота;

●     проверка правильности заполнения документов;

●     восстановление отсутствующих документов;

●     восстановление или создание базы данных;

●     формирование полезных форм управленческой отчетности;

●     проведение сверок по платежам и движению активов между подразделениями внутри компании и связанными сторонами;

●     при необходимости, проверка налоговых деклараций и регламентированных законом отчетов.

Практика показывает, что вовремя незамеченные и неисправленные ошибки в системе управленческого учета дорого обходятся бизнесу, а иногда стоят и самого бизнеса.

Типичные ошибки, которые вскрывает аудит

●     Отсутствие реалистических стратегических целей компании. Либо вообще нет стратегии, либо она не работает.

Это приводит к непониманию ключевых менеджеров своей роли и направления развития бизнеса. Это распространяется как каскад на подчиненных. В результате, вся деятельность бизнеса не скоординирована, т.к. не выделено ключевое, каждый понимает в меру своего воображения и опыта.

●     Отсутствие механизмов контроля. Допустим, планово-фактный анализ, на основании которого принимаются решения. В результате получаем: нарушение сроков договоров и прочих соглашений, рост дебиторской задолженности, потерю ликвидности.

●     Отсутствие единой методологии ведения управленческого учета. В потоке повседневных дел не хватает времени прописать учетную политику для целей управленческого учета, регламенты, должностные инструкции. Правила, по которым должна работать финансовая служба, не прописаны.

 У сотрудников разноуровневых подразделений может не быть единого понимания требований к ведению учета. И потеря ключевых сотрудников приведет к хаосу.  

●     Отсутствие адресата отчетности. Управленческий анализ отчетности производится не регулярно, отсутствуют вертикальное и горизонтальное сравнение. Как результат, бесполезные трудозатраты и сбор отчетности которая по сути, никому не нужна, недостоверная отчетность.

Плюсы аудита управленческой отчетности

  • перепроверка ключевой финансовой информации, оперативное внесение корректировок в случае необходимости;
  • появляется возможность повысить полезность формируемых отчетов на основе детально изученных актуальных данных;
  • еще раз убеждаемся в отсутствие сбоев в системе внутренних контролей, исключаем потенциальные лазейки для недобросовестных действий персонала;

Начать дискуссию

НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Создать объявление

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Какая сумма предельной базы для начисления взносов в 2024 году

Корректировка предельной базы для исчисления страховых взносов осуществляется ежегодно. 2024 год исключением не стал. В ее размер вновь были внесены изменения. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо знать размер установленного лимита, а также правила, в соответствии с которыми происходит исчисление размера взносов. Расскажем, про сумму предельной базы для начисления взносов в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

💥 Путин анонсировал второй масштабный этап расчистки нормативной базы

Президент поручил правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность с помощью механизма регуляторной гильотины.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
7

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

1
3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

Интересные материалы

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.