Управление персоналом

Не делай из коллег пастушков!

Давно миновал галантный XVIII век, когда судьбы монархий решались настроениями их королей и императоров. Наверное, вы помните, как из пустяковой склонности королевы Марии-Антуанетты к пасторальным идиллиям, придворным дамам и кавалерам приходилось изображать из себя пастухов и пастушек, а по всему Версалю были выстроены потешные фермы? Закончилось это неважно, впрочем - это уже совсем другая история…

"Государство - это Я!"
Людовик XIV, будущий Король-Солнце.

Давно миновал галантный XVIII век, когда судьбы монархий решались настроениями их королей и императоров. Наверное, вы помните, как из пустяковой склонности королевы Марии-Антуанетты к пасторальным идиллиям, придворным дамам и кавалерам приходилось изображать из себя пастухов и пастушек, а по всему Версалю были выстроены потешные фермы? Закончилось это неважно, впрочем - это уже совсем другая история…

Анна Несмеева
"Директор-Инфо"

На дворе третье тысячелетие от Рождества Христова и в мире хорошим тоном стало говорить о демократии и полит. корректности. Сгинули без следа диктаторы и дуче прошлых лет.
Однако и сегодня оглянувшись по сторонам, мы найдем немало таких "королей-солнц", правда чуть меньшего масштаба. Но разве от этого легче становиться тем, кто оказывается под властью самочинного тирана? При этом страдают не только личные отношения и амбиции подчиненных, но зачастую и сам бизнес.

Насколько личность руководителя (лидера) влияет на специфику бизнеса и атмосферу в компании?
На мой взгляд, такое влияние весьма существенно.
Не буду говорить о крайних проявлениях дурного воспитания или истеричного характера. В конце концов, не каждый начальник становиться монстром. Мне приходилось работать в подчинении людей очень приятных. Но человек и в кресле босса остается человеком, а значит -правильно - ничто человеческое начальнику не чуждо. И слишком велико, на мой взгляд, искушение перенести на свою работу свои привычки и предпочтения. Ведь это так понятно, на работе мы проводим большую часть своего времени (а начальник особенно) и так хочется, что бы в атмосфере офиса, все было привычно и удобно.

Стоп! Именно здесь вас поджидает ловушка.
Вам нравиться пить чай в пять часов по полудни? Или может быть документы, заполненные от руки фиолетовыми чернилами, представляются вам куда более официальными и весомыми, чем отпечатанные на машинке?

Помните главную заповедь руководителя - ваши личные пристрастия должны быть четко отделены от нужд компании. Ведь так легко поддасться искушению представить их производственной необходимостью. И все же успех фирмы обеспечивает команда, а значит - вы должны считаться с интересами коллег и подчиненных.
Каждый человек ко взрослому возрасту окружен целым сонмом привычек и пристрастий, перебороть которые ох, как непросто. И уж конечно ваши привычки и пристрастия, распространенные на весь коллектив быстро перестанут быть вашим личным делом. Хорошо если среди ваших подчиненных они пройдут под грифом "милые чудачества", но ведь может случиться и так, что их исполнение сделает работу, да что там работу, саму жизнь в коллективе совершенно невыносимой.

Вспоминая свою служебную жизнь в аспекте взаимоотношений с начальством, мне сразу приходит на память один из моих руководителей, назовем его товарищ Петров. Почему товарищ? Дело в том, что этот несомненно заслуживающий уважения за свой профессионализм человек, большую часть своей жизни проработал в закрытом НИИ, атмосфера которого носила полувоенный характер. Все бы не беда, да только наш директор, товарищ Петров, вынес оттуда две неколебимые привычки: во первых любой спор и несогласие с его точкой зрения, рассматривать как бунт на корабле, а во вторых всех новых сотрудников прогонять через школу "молодого бойца". Повторяю, профессионал он был отличный, большая умница, обладал несомненной управленческой хваткой, да и чисто по-человечески готов был помочь своим подчиненным. Однако манера директора вести себя по принципу "слуга царю, отец солдатам" лишила компанию многих перспективных менеджеров. Да и инициатива большей части оставшейся в компании молодежи была существенно скованна. Я думаю, вам не надо объяснять, почему вскоре в компании средний возраст сотрудников перевалил за 40, а сама компания стала стремительно уступать свои позиции на рынке более динамичным конкурентам.

Или вот другой пример: моя дама-начальница не любила красивых женщин. А поскольку все это происходило в рамках рекрутингового агентства (довольно известного кстати) , где основной рабочей силой как известно являются женщины, то я думаю не надо объяснять сколько неприятностей это причиняло ее подчиненным. При этом самой бизнесвумен было понятно, что консультант, представляющий престижное агентство, должен выглядеть соответствующим образом, иначе грош цена его уверениям. Так и получалось, что приглашать на работу и продвигать она должна была привлекательных и преуспевающих дам, однако их постоянное присутствие в офисе невыносимо портило ее характер. Правда, у этой истории конец был более приятный. Наша начальница ко всеобщей радости, пригласила на работу в качестве своего заместителя мужчину, а через некоторое время удачно вышла замуж. Эпоха бурь и революций в нашем агентстве благополучно миновала. Правда я это уже не застала…

Проекция отрицательных качеств руководителей встречается в жизни достаточно часто, к счастью не всегда принимая такие крайние формы. Особенно это свойственно российским руководителям старого образца, которые зачастую являются и владельцами своих компаний.

Для исправления подобной ситуации иногда одной доброй воли бывает мало. Необходима помощь и совет стороннего лица.

И если у вас не хватает финансовых возможностей или желания обратится к профессиональным консультантам , обратитесь за помощью к друзьям или партнерам по бизнесу. Главное , что бы мнение этого человека было авторитетным для вас, а его видение ситуации было достаточно глубоко.

Попросите их побывать в вашей компании, оценить ситуацию. А когда услышите мнение, не принимайте его за приговор, а попытайтесь задуматься. Ведь даже если вы не в состоянии коренным образом переделать себя, на помощь может прийти принцип "компенсации".

Разухабистого и рискового директора уравновесит осторожный и скрупулезный главный бухгалтер, мягкого и деликатного начальника поддержит строгий и педантичный заместитель по орг.вопросам.

Человек в силу своей природы не совершенен. Но грамотно подобранная команда компетентно решит большинство проблем встающих перед организацией.

Давайте же не будем обряжать друг друга в костюмы версальских пастушков и учиться куртуазно доить коров, вокруг достаточно по-настоящему важных дел!

Начать дискуссию