Управление персоналом

Насколько эффективен Ваш бухгалтер

Эффективность работы главного бухгалтера в первую очередь измеряется отсутствием штрафов, пеней, налоговых доначислений, а также излишнего внимания со стороны контрольно-ревизионных органов. Если ничего этого не происходит, Вы как Генеральный Директор можете быть довольны своим бухгалтером. Однако это не значит, что учет ведется в Вашей компании максимально эффективно с точки зрения финансовых результатов предприятия. Возможно, Ваш бухгалтер выбирает более удобные, но не самые выгодные с позиции компании методы. Ниже приведены некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета, которые Вы можете обсудить со своим главбухом.

Надежда Алпатова, финансовый директор ЗАО «Спецстрой», Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как оценить работу главного бухгалтера с точки зрения финансового результата компании
  • Какой метод списания материальных ресурсов наиболее выгоден
  • Как Генеральный Директор может проверить регистры налогового учета

СПРАВКА

Надежда Алпатова – финансовый директор ЗАО «Спецстрой», доктор экономических наук, эксперт (категория А1) QMS ISO 9001:2000.

ЗАО «Спецстрой» занимается строительством элитного жилья и социальных объектов в Москве.

Эффективность работы главного бухгалтера в первую очередь измеряется отсутствием штрафов, пеней, налоговых доначислений, а также излишнего внимания со стороны контрольно-ревизионных органов. Если ничего этого не происходит, Вы как Генеральный Директор можете быть довольны своим бухгалтером. Однако это не значит, что учет ведется в Вашей компании максимально эффективно с точки зрения финансовых результатов предприятия. Возможно, Ваш бухгалтер выбирает более удобные, но не самые выгодные с позиции компании методы. Ниже приведены некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета, которые Вы можете обсудить со своим главбухом.

ЛИФО, ФИФО или «по средней себестоимости»?

Существуют три основных способа списания материальных ресурсов в производство:

  • ФИФО (по стоимости первых поступлений; англ. first-in, first-out – FIFO);
  • ЛИФО (по стоимости последних поступлений; англ. last-in, first-out – LIFO);
  • по средней себестоимости.

Все три способа предусмотрены как бухгалтерским, так и налоговым законодательством.

На практике подавляющее число бухгалтеров списывают материальные ресурсы в производство по средней себестоимости, хотя любой экономист или профессиональный бухгалтер знает, что в условиях инфляции самый выгодный для компании метод – ЛИФО. Особенно если Вы используете ресурсы, цены на которые растут очень быстро.

Есть несколько причин, по которым главные бухгалтеры предпочитают метод средней себестоимости. Во-первых, главный бухгалтер не хочет оправдываться перед налоговыми органами: налоговики не приветствуют использование метода ЛИФО, поскольку при его применении существенно снижается налог на прибыль предприятия, особенно если предприятие материалоемкое. Однако нельзя забывать, что право использовать этот метод в налоговом учете предприятия закреплено законом (п. 8 ст. 254 НК РФ) и претензии налоговых органов необоснованны (о чем, кстати, они и сами прекрасно знают).

Во-вторых, в большинстве отечественных бухгалтерских программ способ списания материальных ресурсов в производство «по средней себестоимости» используется «по умолчанию». Возможно, главный бухгалтер не хочет перенастраивать бухгалтерскую программу предприятия или не умеет этого делать.

Бухгалтерский учет и учет налоговый

С 2001 года бухгалтерии всех предприятий помимо бухгалтерского учета ведут и налоговый. Чтобы не делать одну работу дважды, то есть не оформлять одни и те же операции по-разному сначала в бухгалтерском учете, а потом в налоговом, почти все главные бухгалтеры попытались сблизить методы, применяемые в двух видах учета. Однако не всегда это сближение идет на пользу финансам предприятия.

«Линейная» амортизация

В бухгалтерском учете предусмотрено четыре способа начисления амортизации на основные средства, а в налоговом – только два: «линейный» и «нелинейный». При этом общим способом для обоих видов учета является только один – «линейный».

На практике главные бухгалтеры всячески стараются использовать общий («линейный») способ и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако «нелинейный» метод (предусмотренный п. 1 ст. 259 НК РФ), позволяет списать в первые годы эксплуатации основного средства амортизацию в большей сумме и уменьшить таким образом налогооблагаемую прибыль. Если у Вас фондоемкое предприятие (с большим количеством основных средств) и Ваш главный бухгалтер, сокращая себе объем работы, использует «линейный» метод, значит, он упускает возможность сократить налог на прибыль. Обнаружить такую ошибку очень просто. Необходимо посмотреть два приказа об учетной политике («для целей бухгалтерского учета» и «для целей налогового учета») в части порядка начисления амортизации на основные средства.

Ведение налоговых регистров

Для ведения налогового учета предусмотрены специальные налоговые регистры, утверждаемые Федеральной налоговой службой. Нередко бухгалтеры не ведут их вовсе, а в случае налоговой проверки предоставляют инспектору регистры бухгалтерского учета. Это чревато штрафными санкциями.

Чтобы проверить, насколько своевременно и грамотно заполняются эти регистры, Вы можете взять у главного бухгалтера, например, последнюю из имеющихся на предприятии декларацию по налогу на прибыль и регистр налогового учета «Регистр учета прямых расходов на производство» за тот же период. Два документа можно сличить на предмет соответствия прямых затрат. Это просто: визуальная сверка не требует даже сложений на калькуляторе.

В декларации открываете Приложение №2 к листу №2 «Расходы, связанные с производством и реализацией» и смотрите значение по стр. 010. Если у Вас на предприятии не бывает остатков незавершенного производства (например, если Ваша компания занимается оказанием услуг), это значение должно быть идентично итоговой сумме за этот же период «Регистра учета прямых расходов на производство».

Если Ваше предприятие – производственная или строительная организация и работы закрываются не по этапам, а по факту выполнения договорных объемов, то у Вас обязательно должны быть остатки незавершенного производства на конец месяца. В этом случае Вам надо требовать не «Регистр учета прямых расходов на производство»,

а «Регистр-расчет стоимости остатков незавершенного производства». Это тоже налоговый регистр, в котором определяется, какая, собственно, сумма из общей суммы прямых производственных затрат относится на реализацию. Надо сверить на идентичность в декларации Приложение №2 к листу №2 «Расходы, связанные с производством и реализацией» (стр. 010) с итогом графы «Сумма прямых расходов, приходящихся на выпуск готовой продукции» «Регистра-расчета стоимости остатков незавершенного производства».

НДС «по отгрузке» и «по оплате»

В налоговом законодательстве до 1 января 2006 года было два варианта исчисления налога на добавленную стоимость: «по отгрузке» и «по оплате». Бухгалтерский учет предусматривает определение реализации только «по отгрузке» (кассовый метод не рассматриваем, он используется только при «упрощенке», и то незначительным количеством предприятий). Многие главные бухгалтеры, желая облегчить себе жизнь, использовали в обеих учетных политиках (для бухгалтерского и налогового учета) одинаковый способ определения налогооблагаемой базы – «по отгрузке». Однако если Ваше предприятие предоставляло покупателям отсрочку платежа, товарный кредит, если оно работает на строительном рынке в качестве генподрядчика (субподрядчика) и испытывало задержки в расчетах с заказчиком, а Ваш главный бухгалтер при этом ежемесячно уплачивал НДС «по отгрузке», то он изымал из оборота предприятия денежные средства, которые Вы на момент уплаты налога еще не получили, и ухудшал платежеспособность Вашего предприятия.

Правда, с 1 января 2006 года налогоплательщики уже не могут выбирать, определять ли им налоговую базу «по отгрузке» или «по оплате». Теперь в соответствии со статьей 167 Налогового кодекса[1] моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Вступившие в силу изменения исключают для главного бухгалтера возможность выбирать способ определения выручки для целей налогообложения НДС, однако никогда не поздно проверить компетентность главного бухгалтера за отчетный 2005 год. Кроме того, по суммам налога, не оплаченным поставщику за приобретенный товар (работу, услугу), и суммам налога, не полученным от покупателей за отгруженную продукцию до 1 января 2006 года, вводится переходный период (до 1 января 2008 года). Налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. Следовательно, если уровень компетентности Вашего главного бухгалтера соответствует требованиям времени, то вместе с годовым отчетом за 2005 год он подготовит и представит Вам на подпись приказ об инвентаризации задолженностей предприятия. Документы, подводящие итоги этой инвентаризации, должны сопровождаться двусторонне подписанными актами сверки взаиморасчетов со всеми контрагентами Вашего предприятия.

Лучшая проверка – аудит

Что касается контроля правильности ведения учета, как бухгалтерского, так и налогового, и готовности предприятия к проверкам со стороны налоговых органов, то это дело аудиторов (независимой аудиторской компании или Вашей службы внутреннего аудита). Лучше, если внешнюю аудиторскую компанию будете выбирать Вы как руководитель[2] , а не главный бухгалтер, как это часто бывает на практике, особенно на небольших предприятиях. Иначе главбух может предпочесть того аудитора, который доставит ему меньше хлопот, а не самого квалифицированного проверяющего.

Говорит Генеральный Директор

Роман Астахов | Генеральный Директор компании «Матрикс Агритех», Москва

Даже будучи высокопрофессиональным специалистом в бухгалтерской и налоговой отчетности, главный бухгалтер не всегда может качественно исполнять свои обязанности просто потому, что не знает стратегии развития Вашей компании. Так, не секрет, что самый выгодный способ списания материальных ресурсов в производство – это ЛИФО: поскольку в России цены постоянно растут, чем выше у компании в отчетности будет себестоимость продукции, тем меньше налога на прибыль она заплатит. Но если в планах компании – переход на международную финансовую отчетность (МСФО), то списывать по ЛИФО нельзя, поскольку в МСФО этого способа просто нет. Таким образом, компетентный главный бухгалтер должен:

  • быть осведомленным о планах перехода компании на МСФО, представлять сроки перехода;
  • вовремя перейти на списание материальных ресурсов по стоимости первых поступлений (ФИФО), поскольку в МСФО этот способ есть.

Главному бухгалтеру необходимо четко понимать цели и задачи, которые ставит перед ним руководство компании. Контролировать его работу в первую очередь обязан Ваш финансовый директор. Являясь управляющим финансовыми ресурсами предприятия и ответственным за использование полученных денежных средств, он, как никто другой, может выявить ошибки и промахи главбуха. Роль Генерального Директора в этом отношении проста: получать информацию от финансового директора и принимать стратегически важные для компании решения.

Вам нельзя также забывать об изменениях в законодательстве и появлении новых автоматизированных систем. Получить необходимую информацию и освоить новые методы Ваш главбух может на специализированных семинарах и конференциях с участием в том числе специалистов налоговой службы и Минфина. Мой главный бухгалтер, к примеру, регулярно (раз в месяц, как минимум) посещает такие мероприятия.

ЧТО ЧИТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  • Главный бухгалтер: полномочия и ответственность. М., 2004. В книге собраны выдержки из нормативных актов, в которых зафиксированы права, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • www.buhgalter.ru/articles/24/themes/56.html 12 статей, рассказывающих об ошибках главного бухгалтера, его поведении в экстремальных ситуациях и даже о страхе, который он испытывает перед законом и своим руководителем.

Изменения внесены Федеральным законом от 22.07.2005 №119-ФЗ. О других важных для Генерального Директора изменениях в законодательстве, вступивших в силу с 1 января текущего года, см. в статье «Что меняется в законодательстве» (ГД. 2006. №1. С. 102–105).

Проблемам выбора аудиторской организации будет посвящен отдельный материал. – Примеч. редакции.

Начать дискуссию

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!
Лучшие спикеры, новый каждый день

Какая сумма предельной базы для начисления взносов в 2024 году

Корректировка предельной базы для исчисления страховых взносов осуществляется ежегодно. 2024 год исключением не стал. В ее размер вновь были внесены изменения. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо знать размер установленного лимита, а также правила, в соответствии с которыми происходит исчисление размера взносов. Расскажем, про сумму предельной базы для начисления взносов в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

💥 Путин анонсировал второй масштабный этап расчистки нормативной базы

Президент поручил правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность с помощью механизма регуляторной гильотины.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
7
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

1
3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Создать объявление

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Путин: судимость членов семьи не должна влиять на трудоустройство

Никто за действия членов семьи не отвечает, заявил президент на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

ФАС проверит цены на авиабилеты

Представители авиации связывают высокую стоимость перелетов с ростом ставок на обслуживание судов, авиационное топливо, запчасти и агрегаты.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Кто должен платить НДС при импорте товаров, если отгрузка идет со склада в Беларуси

Ситуация: компания №1 продает товар компании №2. Но этот товар – белорусский, он лежит на складе компании-производителя №3 в Беларуси. Компания №1 заключает договор на поставку с компанией №3. А забирает товар со склада сам покупатель (компания №2).

КоАП РФ

📞 Запретят массовые спам-звонки. Но это чьи-то деньги, поэтому найдут как обойти, пишут у нас в ВК

Глава Минцифры Максуд Шадаев заявил о подготовке законопроекта, который запретит массовые спам-обзвоны.

Интересные материалы

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

В 2024 году появилась новая «страшилка» для тех, кто предпочитает качественный результат при минимуме затрат, то есть для заказчиков самозанятых. Это межведомственные комиссии, которые заточены под выявление незаконной занятости, по сути — еще один контролирующий орган, помимо ИФНС и ГИТ, который будет выискивать следы трудовых отношений там, где их нет.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях