Управление персоналом

«Что в имени тебе моем?..» (о безымянных объявлениях по набору персонала)

В СМИ иногда встречаются грамотно составленные, дорогие по стоимости, но безымянные объявления о наборе персонала. Что заставляет работодателя создавать вокруг себя тайну? Работники кадровых служб объясняют, что таким образом они хотят сохранить часть коммерческой тайны предприятия. Необходима ли такая таинственность, когда речь идет о наборе персонала? Пользу или вред она приносит предприятию? И как грамотно и профессионально, с выгодой для своего имиджа выстраивать подобные коммуникации с полезными аудиториями?
1,5 тыс. 600

Елена Ушакова
директор PR-агентства «Идея» (Пермь)

В СМИ иногда встречаются грамотно составленные, дорогие по стоимости, но безымянные объявления о наборе персонала. Что заставляет работодателя создавать вокруг себя тайну? Работники кадровых служб объясняют, что таким образом они хотят сохранить часть коммерческой тайны предприятия. Необходима ли такая таинственность, когда речь идет о наборе персонала?
Пользу или вред она приносит предприятию? И как грамотно и профессионально, с выгодой для своего имиджа выстраивать подобные коммуникации с полезными аудиториями?

Недавно перед моей подругой встала проблема поиска работы. Все мы - близкие друзья, были в курсе этого и по заданию соискательницы занялись просмотром и отбором интересующих вакансий.

Мое внимание привлекла серия объявлений по найму специалиста. Будучи знакомой со спецификой размещения информации в печатных изданиях, я остановилась именно на этих объявлениях по нескольким причинам:
- объявление занимало достаточно большую печатную площадь;
- публиковалось с изрядным постоянством;
- располагалось на дорогих полосах издания;
- требования к кандидатам были изложены четко и были высоки по критериям;
- ни одна из публикаций не содержала информации о работодателе.

Все это - затраченные средства, четкое понимание требований к кандидату и даже структура самого объявления - свидетельствовало о том, что фирма-работодатель - предприятие серьезное.

Все контакты с потенциальным работодателем предлагалось осуществлять через факс и e-mail (этот адрес не вносил ясности в ситуацию). Все степени секретности были соблюдены!

Отнесясь к поручению со всей ответственностью, я в течение дня несколько раз набирала номер указанного телефона-факса. Мне повезло сразу же после обеда (видимо, аппарат забыли переключить в режим "факсовой" работы). Впрочем, на мои вопросы прозвучал ожидаемый ответ: мне вежливо напомнили контактный блок объявления. Назваться на том конце провода опять отказались. Оставила свои попытки и я.

Какие же причины заставляют работодателя создавать вокруг себя такую тайну? Работники кадровых служб обычно приводят следующие аргументы:
- информация проходит незамеченной конкурентами;
- меньше разговоров по поводу приема новичков среди сотрудников фирмы;
- работодатель освобождается от ненужных телефонных звонков соискателей;
- "да просто так нам хочется".

В некоторых из перечисленных аргументов действительно есть здравый смысл. И все же позволю себе в той или иной мере возразить по всем пунктам.

Первое . Если уж конкурентная борьба достигла такого накала, что даже публикации по набору персонала могут становиться "козырями" в соперничестве, то подобная скрытность спасет едва ли. Как правило, прямые конкуренты отлично знают номера телефонов друг друга. Не секрет, что часто конкуренты стараются быть хорошо осведомлены о делах, совершая контрольные "обзвоны" о новых видах деятельности, ассортименте, ценах. Наконец, не нужно забывать о существовании "неформальных" источников сбора информации о конкурентах.

Второе . Длительное сокрытие информации от сотрудников вряд ли повысит степень их доверия к руководству. Наоборот, наверняка произойдет снижение уровня лояльности персонала. Более того, все это может в дальнейшем сказаться и на скорости адаптации новичка в коллективе (нередко "незваному гостю" оказывается "миленький прием" коллегами).

Третье . Кадровая работа - это работа. И от общения с соискателями, если, конечно, есть заинтересованность в эффективном подборе персонала, все равно никуда не деться. К тому же, как кажется, удастся сократить время на встречи с кандидатами, которые и не захотели бы работать в данной фирме, знай они заранее, кто (что) именно стоит за строками объявления о наборе персонала.

Четвертое . Действительно, в условиях свободного предпринимательства никто не может указывать предприятию, как именно проводить набор и подбор персонала. И все же. Оставляя за собой право дозировать информацию, не ставит ли предприятие себя в положение, когда и отклик на предложение тоже будет дозированным? Например, на "тайные" предложения, скорее всего, не откликнутся специалисты, в чьи принципы работы входят понятия открытости, полной и достоверной информации.

Кстати, моя приятельница, о которой речь шла выше, так и поступила. "Я не буду общаться с теми, кто о себе что-то скрывает", - заявила она.

Безымянные объявления о наборе специалистов обнаруживают, таким образом, на мой взгляд, чисто профессиональные недостатки. К ним относятся:

- отсутствие одного из звеньев процесса коммуникации - коммуникатора . Публикация в СМИ объявления по набору персонала - уже не частное дело предприятия. Вступая в профессиональные коммуникации с полезной аудиторией, хорошо бы этот самый профессионализм и продемонстрировать - выстроить коммуникацию полно, открыто, прозрачно. Не шпионов вербуете!

- снижение эффективности коммуникации из-за неверной (намеренно или ненамеренно) ее интерпретации полезными аудиториями . Действительно, зачем предоставлять возможность двусмысленно трактовать ваше объявление? Полезнее и главное проще самим четко, ясно, с нужным акцентом прокомментировать, почему и зачем, собственно, понадобился такой специалист (группа специалистов, рабочих). Не отдавайте этой инициативы конкурентам!

- снижение эффективности коммуникации из-за отсутствия "имиджевой" поддержки . Снова возвращаюсь к приведенному примеру безымянного объявления. Все его параметры красноречиво говорят о том, что предприятие-работодатель точно обладает одной из составляющих положительного имиджа фирмы на рынке: финансовой стабильностью. Так почему бы ни назвать ее явно? Правило корпоративных коммуникаций гласит: используйте любую коммуникацию с аудиториями с пользой для своего имиджа, укрепляйте и развивайте его. Действительно, если у фирмы сложилась хорошая репутация, почему бы ни заставить сложившийся имидж поработать на вас? Аудитория вашего объявления (по вполне понятным причинам) может не знать ваше предприятие "лично", но кое-какими из собственных представлений о вас, исходя из вашего имиджа, может располагать. Кроме этого, скрывая свое имя, не включаете ли вы себя автоматически в список фирм с негативным имиджем, "которым есть что скрывать?"

- снижение этичности коммуникации . Безымянные объявления в чем-то сродни анонимным посланиям, а кому же нравятся анонимки? Давая соискателю информацию к размышлению, лучше давать ее полной и открытой. Оставляйте за соискателем его законное право выбора - иметь о вашей фирме хоть и субъективное, но собственное мнение.

И наконец, несколько простых советов, как обойти проблемы, связанные с публикациями объявлений по набору кадров.

Чем более открытой и недвусмысленной будет любая выстраиваемая вами коммуникация, тем меньше подводных камней будет в дальнейшем на вашем пути. Назовите наиболее уместные (и приемлемые для вас!) причины поиска специалиста (персонала) в связи с: "расширением производства", "предоставлением новой для рынка услуги", "развитием нового направления работы", "углублением специализации работы отдела" и так далее. Когда явные причины называть все же не хочется, сошлитесь на формирование кадрового резерва. Если по тем или иным причинам ваше предприятие находится в затруднительном положении и поиск специалиста - часть антикризисной программы, найдите в своем имидже те характеристики, которые однозначно положительно воспринимаются аудиториями. Многолетний опыт работы на рынке, положительный имидж выпускаемого товара (услуги), объемы производства и даже позицию "новичка" на рынке можно преподнести выгодным образом.

Думается, эти советы справедливо можно использовать и в тех случаях, когда объявление по набору персонала содержит полный адресный блок работодателя.

Используйте любую коммуникацию для укрепления или корректировки своего имиджа. Оставляйте за собой инициативу интерпретации ваших шагов на рынке. В нужном направлении, с нужным эффектом.

За каждым делом стоит имя его создателя. Не делайте тайны, где ее нет.

Так как вас звать-величать?..

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
74

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
102

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
182
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

45
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
48
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.