Менеджмент

Профессия – консультант (точка зрения)

За последние два года я получил около сотни писем от начинающих консультантов и людей, желающих стать консультантами. Основные вопросы можно сформулировать так: «А что это за работа?», «Что продавать заказчику?», «Что должно стать результатом консалтинга?», «Есть методика Х, стоит ли ее применять?», «Идти в фирму или работать самостоятельно?», «Как продвигать услуги?», «Какой назначать гонорар?». На эти и смежные вопросы я постараюсь ответить со своей точки зрения – индивидуального консультанта.

В.А. Гончарук
http://www.goncharuk.ru/

За последние два года я получил около сотни писем от начинающих консультантов и людей, желающих стать консультантами. Основные вопросы можно сформулировать так: «А что это за работа?», «Что продавать заказчику?», «Что должно стать результатом консалтинга?», «Есть методика Х, стоит ли ее применять?», «Идти в фирму или работать самостоятельно?», «Как продвигать услуги?», «Какой назначать гонорар?». На эти и смежные вопросы я постараюсь ответить со своей точки зрения – индивидуального консультанта.

Прежде всего, консультант – это профессия. И в том смысле, что одним этим занятием можно зарабатывать себе на жизнь, и в том, что эта деятельность требует специальных навыков, знаний, умений, отличающихся от менеджерского «набора». Хотя менеджерский «набор» вам никоим образом не повредит. Но хотя и консультант, и менеджер должны выполнять нужную для фирмы работу чужими руками, у консультанта это получается лучше, поскольку он не имеет власти должности в организации. Менеджер может позволить себе издать распоряжение и властными рычагами добиться его выполнения (номинально, в большинстве случаев, если он пойдет таким путем). Консультант вынужден довольствоваться экспертной властью, и если он добивается результата, значит, в его профессии для него есть шансы.

В западных книгах говорится, что если вы решили стать консультантом – забудьте о личном времени, семье, вы будете посвящать заказчику весь досуг, и даже его будет слишком мало. Это, возможно, верно. Как и в любом успешном бизнесе ( вашем бизнесе), первоначальная «раскрутка» обойдется вам в пять лет без отдыха. А вы встречали клиента, который построил бизнес легко? (Те, кто «приобщился» к государственным ресурсам, платили другую цену). Что будет через 5 лет? На фирмах заказчиков я видел много успешных менеджеров. Абсолютное большинство из них – « трудоголики », возможно, это совпадение.

Итак, вы решили консультировать. Оказывать «профессиональную помощь руководителям, предпринимателям, специалистам в решении сложных нестандартных проблем» [H1] - если вы предпочитаете российских авторов. У вас есть громадное преимущество – вы можете увидеть эти проблемы по-новому. У вас есть еще большее преимущество, если вы видели эти проблемы раньше, хотя бы раз. После первых двадцати проектов приходит опыт, позволяющий предложить единственно верное решение сложной проблемы. После следующих двадцати – позволяющий предложить решение именно для этого заказчика. Не стоит пугаться даже первой стадии – все равно вы можете помочь клиенту больше, чем он сам. Новый ракурс даст пищу воображению, и если заказчик действительно дорожит своим бизнесом, то найдет рациональное зерно даже в ваших наивных выводах. Побочным эффектом вашего первого проекта станет ваше знакомство с этим классом проблем. К следующему заказу ваши рекомендации будут иметь оттенок профессионализма – вы знаете на одно решение больше, чем клиент. (Я не издеваюсь – мне тоже когда-то пришлось начинать. И в первом проекте были совершенно верные рекомендации (начальный опыт директора по маркетингу), и советы, которые наверняка мог бы выполнить другой заказчик при удачном стечении обстоятельств).

Теперь давайте решим, что вы будете продавать. Как ни банально, начальный выбор стратегии определит ваше будущее. Вы делаете ставку на метод? На тот, который сегодня вошел в моду, и известные компании прочат ему колоссальный успех? У вас есть два года, за которые очередной фетиш взлетит на недосягаемую высоту (вы не успеете), а потом займет место в ряду своих мертвых предшественников. «Саморазвивающиеся организации, аутсорсинг , реинжиниринг бизнес-процессов» - это броские вывески для продажи действительно нужного продукта, который требует иногда обновления этикеток. Главное, что вы можете предложить – это работа с людьми. У заказчика нет проблем с теорией – на сегодня он прочитал едва ли не больше книг, чем вы. Однако от теоретического знакомства со скрипкой хорошей игры не получится. Либо вы научите его играть на этой скрипке, либо вам стоит подумать о трудоустройстве в его организацию (для многих консультантов собственно консалтинг – ступенька в карьере). Вам нужно выполнить за менеджера его работу по сплочению людей вокруг новой идеи, дать им цель и найти интерес, создать новые рычаги управления и научить ими пользоваться . (Консалтинговые фирмы, продающие только диагностику, почти не имеют повторных заказов. Кому нужна рекомендация: «У вас аппендицит. Вот анатомический атлас, а скальпель вы можете купить через дорогу»?).

Вероятно, на этом пути вам придется столкнуться с сопротивлением заказчика, который так же не любит новое, как и его персонал. Если вы уверены в своих рекомендациях, вам, возможно, удастся их внедрить. Если в результате будет достигнут экономический эффект, вашей идее найдется множество авторов. Все, что останется у заказчика, - смутное впечатление, что вы чем-то были полезны. Но этого впечатления вполне достаточно, чтобы при росте фирмы вас вновь пригласили для решения возникающих проблем и задач.

В этой связи пара «избитых истин», которые, на мой взгляд, лучше бы добить.

«Консультант помогает клиенту решить проблему, которую тот заявил ». Не делайте так. Если клиент ошибся в диагнозе, то ответственность за неверное лечение он все равно возложит на вас. Или решайте реальные проблемы клиента, или порекомендуйте крупную консалтинговую фирму, чья совесть примет и не такое.

«Говорите клиенту, то, что он хочет услышать ». Отправьте по тому же адресу, если у вас нет острой нужды в деньгах. Рано или поздно клиент поймет, что действительно надо было делать, сочувствую, если все это время вы его консультировали.

Для того , чтобы давать ценные рекомендации, вы сами должны представлять из себя ценность. Ценными могут быть ваши знания, еще ценнее опыт, но не последней в этом ряду стоит честность. Трудно, конечно, сказать «не знаю», если за совет в смежной области вам готовы платить. Трудно похоронить «идею-фикс» заказчика. Но если вы этого не сделаете, вам лучше самому заказывать консалтинговые услуги, либо идти во внутренние консультанты, рекомендациям которых заказчик все равно доверяет только наполовину.

Так все-таки, что продаем? Профессиональную компетенцию, которую имеем, в упаковке, которую в состоянии «раскрутить». Профессиональная компетенция – это продукт, в сочетании с упаковкой он становится товаром. Не беспокойтесь, если продукт не вписывается в установленные кем-то стандарты. Вряд ли стоит отказываться от части умений только потому, что маститые теоретики забыли включить их в список. Не обольщайтесь чужими методиками – половина их хорошо работает только у авторов, а другая часто несет неприемлемые для вас ограничения. Со временем вы создадите собственные успешные алгоритмы, до поры придется тщательно адаптировать свой предыдущий опыт к новым ситуациям.

Конечно, надо когда-то начинать, и на этом этапе продукта, как такового, нет. Если вы стартуете с позиции менеджера фирмы, оцените внимательно, что полезного вы сделали для ее развития. Это и будет начальным продуктом, который потом можно бесконечно совершенствовать с каждым новым клиентом. Если вы начинаете с институтской скамьи, вам надо идти в консалтинговую компанию. Сначала вы поймете, как можно работать – компания, так или иначе, выполняет проекты. Потом вы поймете, почему так работать нельзя. (С другой стороны, вас может все устроить, и тогда ваше жизненное призвание – рядовой консалтингового фронта). В попытке улучшить качество консультирования вы можете сменить несколько агентств, сразу основать свое или стать индивидуальным консультантом – в любом случае с пониманием неправильности происходящего вы начинаете разрабатывать продукт, и он, возможно, будет полезным.

Что касается «упаковки», в ней лучше ориентироваться на главные качества вашего продукта. Можно использовать и моду, но тогда ваши услуги будут часто менять названия. Если вы в состоянии выпустить на рынок что-то свое, это даст долговременное преимущество, но потребует больших усилий. (Изобретение «Маркетингового консультирования» стоило пары лет напряженной работы. С тех пор его прилично растиражировали и много раз украли. Хотя сама книга безнадежно устарела, а методы усовершенствовались, брэнд позволил и позволяет продвигать на рынок продукт). Разумеется, вам надо подумать и над товарной линейкой. «Джентльменский» набор обычно включает проекты «от X до Y », сопровождение, консультации по отдельным вопросам и корпоративные семинары. Его можно разнообразить в пределах вашей уникальной компетенции.

Несколько слов о создании собственной фирмы. Ее смысл – в зарабатывании больших денег. Достигается это вполне обычными методами расширения объема продаж и снижения себестоимости. Тому и другому способствует стандартизация продукта, которая облегчает его продвижение и позволяет использовать дешевый персонал. Если вы выбрали этот путь – забудьте об индивидуальном решении проблем заказчика. Из нейрохирурга вы превратились в аптекаря, который, конечно, зарабатывает на аспирине и делает весьма полезное дело, но – другое дело. Встречаются фирмы, одновременно обслуживающие нескольких VIP -клиентов своими лучшими ресурсами, и предоставляющие остальным «коробочный» продукт. Если им удается побороть искушение продавать «коробку» по цене проекта, они имеют шансы на долгую жизнь, но проблема двойной компетенции, и в консалтинге, и в «конвейере» стоит для них остро. Маленькая фирма из нескольких консультантов ничего не выигрывает в плане дохода у «раскрученного» индивидуала .

Итак, вы – консультант. У вас есть и продукт, и товар, надо как-то поведать о них миру. Не буду останавливаться на прописной истине, что лучший агент продвижения – это благодарный клиент. Перечислять все другие методы также нет смысла – о них можно прочитать в Интернете [H2] . Отмечу три способа, с которыми близко знаком.

Написание книги (если вам есть, что писать). В 1997 был дефицит профессиональной литературы, издательство «Дело» выпустило 10 тыс. экземпляров «Маркетингового консультирования», которые разошлись года за полтора. В 2000 то же издательство напечатало «Развитие предприятия» в количестве 5 тыс. штук, экземпляров 200 еще осталось. Годом позже вышли «Алгоритмы преобразования в бизнесе» тиражом 3000 экз. – разошлось пока около половины. Рынок литературы забит, возможно, вам удастся создать бестселлер, но гораздо более вероятно, что вы сделаете себе действительно хорошую визитку. (Я не рассматриваю вариант, что вы умудрились «сесть» на «раскрученный» журнал, и он выпустил книгу с вашей рекламой за своей подписью - эти случаи единичны). Книга представит товар, но сама его не продвинет.

Защита диссертации . На вход к клиенту не работает, но позволяет успешно отражать « подковёрные » нападки со стороны персонала, саботирующего реформы. («А какое у него образование? Техническое? Что он понимает в управлении?»). Меня на защиту диссертации подвигло письмо от «Руководителя Крупной Консалтинговой Компании, МВА», в котором он убедительно доказал, что термин «маркетинговое консультирование» не имеет права на существование.

Проведение открытых семинаров . Вот тут мы и добрались до золотой жилы. Конечно, если вам есть, что сказать. На семинар определенной тематики приходят люди, рассчитывающие решить свою проблему в данной области. Дайте им всю нужную информацию, попытайтесь действительно помочь. Не стоит оставлять козыри про запас – у вас их и так полные карманы. Сколько бы вы не рассказали за 8 или 16 часов, вы это умеете , а они будут только знать . Не очень многим знание нот позволяет играть, как Паганини. Работая на семинаре с предельной откровенностью, вы рискуете не понравиться кому-то, и он вряд ли станет вашим заказчиком. Кто-то другой, напротив, решит, что ему близок ваш стиль и метод, и разумнее привлечь к делу специалиста, чем самому натыкаться на подводные камни, о которых забыл спросить. С каждого семинара вы можете получать одного – двух клиентов где-то через 2 месяца после его проведения. (Что касается набора слушателей – предоставьте его специализированным организациям. На начальном этапе вы можете работать с ними даром).

Большой интерес всегда вызывает ценообразование на консалтинговые услуги. Для индивидуального консультанта вопрос решается относительно просто. Вы продаете свою компетенцию и добиваетесь множества результатов, но ваш ресурс – время – всегда един. Результат будет зависеть от стартовых условий, и измеряться в различных системах координат. Время, потраченное на заказчика, всегда имеет одну размерность. Следовательно, ваша оплата должна быть привязана ко времени, ваши услуги должны стоить столько, чтобы обеспечивать вам в среднем 60%-ную занятость (надо оставлять ресурс и на продвижение). Т.е. имея поток потенциальных клиентов, вы назначаете цену, ограничивающую этот поток на уровне ваших рабочих возможностей. Когда поток вновь перерастает приемлемые величины, вы просто поднимаете цену. (Думаю, это должно работать и на начальном этапе, только стартовая цифра вполне может оказаться нулем).

И в заключение – вполне типичная неделя консультанта с ее рутинными задачами (выбрана наугад из графика).

Воскресенье. Домашняя работа. Надо дописать отчет по диагностике для небольшого холдинга из трех предприятий. У четверых совладельцев противоположные взгляды на стратегии, между двумя личный конфликт. Нужно предложить собственный план развития фирмы, а через неделю защитить его у всех четверых.

Понедельник. Сопровождение по старому заказу. Менеджеры уже вышли на адекватное бизнес-планирование, но по системе стимулирования вновь возникли разногласия. Как всегда, не успевает программное обеспечение, считать можно только вручную. Надо решить, отложить ввод системы, или «бросить времянку», чтобы быстро получить результат. Плюс рутинная работа по контролю промежуточных результатов реформ и постановке очередных задач.

Вторник . Свободный день. Надо нанести визит вежливости одному старому клиенту и провести переговоры по новому потенциальному заказу. Потенциальный клиент еще не знает цен. Желательно ответить на накопившиеся несрочные письма и выкупить билеты в регион, где в понедельник корпоративный семинар. Если останется время – доработать раздаточные материалы семинара.

Среда. Неожиданно свободный день. Плановый клиент попросил перенести день встречи, удалось втиснуть его в субботу. Теперь точно надо доработать семинар и отослать. Если останется время, заняться статьей.

Четверг . Сопровождение по старому заказу. В этом холдинге главный бухгалтер – мама акционера, а жена управляет одним бизнесом, но вмешивается во все. Нужно решить, как лучше изолировать дееспособных менеджеров от лишнего влияния, чтобы не размыть их зоны ответственности. Предложенная и принятая договоренность по этому вопросу нарушена, нужно изобрести что-то новое. Также нужно оценить результат применения новых технологий в Торговом Доме и Логистике, если необходимо – внести коррективы.

Пятница. Начало сопровождения после диагностики. Нужно презентовать отчет среднему звену, аргументировать предлагаемые изменения, преодолеть сопротивление и завербовать пару сторонников реформ. Желательно также составить с менеджерами план всех работ по перестройке, распределить ответственных, проставить сроки. Перемены большие, вероятно, удастся выполнить только часть работ.

Суббота. Перенесенное со среды плановое сопровождение. У клиента медленно развивается сеть представительств – директора получили свободу и стимул, но не желают покидать привычную «клетку». Вновь поднимается вопрос централизации управления, дважды решенный отрицательно. Нужно решить отрицательно в третий раз и предложить методику ускорения процесса. К тому же клиент взял нового финансового директора, с которым говорит «на разных языках». Нужно привести их к взаимопониманию, менеджер дееспособен. Еще в очереди три директора дивизионов со своими промежуточными результатами.

Воскресенье . Выходной. Вечером нужно вылетать в регион.

Начать дискуссию

За год количество занятых увеличилось до 74 млн человек

В мае 100 тысяч человек нашли работу, общее число трудоустроенных выросло до 74,1 млн.

Госзакупки у малого и среднего бизнеса превысили 4 трлн рублей

Компании с государственным участием обращаются к МСП-поставщикам за услугами по страхованию и финансовому посредничеству.

Ведение бизнеса

Больше 8 тысяч проектов запустили в рамках программы «Мама-предприниматель»

Мамы несовершеннолетних детей могут пройти тренинги и получить грант в 100 тысяч рублей на открытие собственного бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Курортный сбор

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Отчетность

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можете выкидывать калькуляторы, они бесполезны. Теперь чтобы взять ипотеку без льгот, нужно иметь зарплату выше средней по региону в 3–4 раза. Грустно? А ведь это ещё не всё. На рынке произошёл очередной обвал, доллар не хочет расти, везде пессимизм кроме оптимизма у тапателей хомяков.

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Интересные материалы

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).