Маркетинг

Кто такие консультанты по маркетингу и зачем они нужны?

Есть очень много анекдотов про консультантов. Большинство из них довольно-таки злые. Некоторые из них довольно-таки смешные. Многие консультанты с удовольствием рассказывают клиентам анекдоты про консультантов, наверное - для установления доверительной атмосферы. Некоторые консультанты, особенно западные, любят писать книги про то - почему не надо обращаться к консультантам. Очень смешно. Я постараюсь ответить на вопрос, вынесенный в заглавие настоящего материала.

Игорь Березин , Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

Есть очень много анекдотов про консультантов. Большинство из них довольно-таки злые. Некоторые из них довольно-таки смешные. По количеству анекдотов консультанты уступают только врачам, военным, политическим деятелям, национальным меньшинствам и таким колоритным персонажам как Василий Иванович, Штирлиц и Вовочка. Многие консультанты с удовольствием рассказывают клиентам анекдоты про консультантов, наверное - для установления доверительной атмосферы. Некоторые консультанты, особенно западные, любят писать книги про то - почему не надо обращаться к консультантам. Очень смешно. Я постараюсь ответить на вопрос, вынесенный в заглавие настоящего материала.

Консультанты (вообще) - это люди которые рассказывают как надо вести бизнес. Они не управляют производственными процессами, персоналом или финансовыми потоками, не устанавливают ПО, не занимаются продажами, не проводят исследований рынка, не создают и не размещают рекламу, не производят полиграфическую продукцию и много чего еще не делают сами. Они рассказывают как это надо делать.

Консультанты по маркетингу (в частности) рассказывают о том: для чего нужны исследования рынка, как и кому их грамотно заказать, или провести собственными силами, как провести сегментирование рынка и позиционирование продукции, какую роль играет ценообразование, какие каналы распределения выбрать, как, кому и какую рекламу заказать и где ее разместить, как правильно выстроить отношения с общественностью. И много еще чего.

Неужели кто-то может знать ответы на эти вопросы лучше, чем собственник бизнеса и те сотрудники компании, которые занимаются своим делом уже многие годы и заслуженно именуются "ведущими специалистами" или "профессионалами узкого профиля"? Ответ на этот вопрос будет дан ниже, а сначала немного разберемся с классификацией.

В одном из многочисленных европейских справочников консультантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп. Есть и другие подходы: 7 групп и 64 вида услуг, 12 групп и 100 видов услуг, и т.д., и т.п.. Бог с ними. Мне нравится эта. Группы такие:

  1. Общее управление
  2. Администрирование
  3. Финансы
  4. Персонал
  5. Маркетинг
  6. Производство
  7. Информационные технологии
  8. Прочие

Нас, понятное дело, интересует пятая группа - "Маркетинг". Это и есть поле деятельности консультантов по маркетингу. Она включает в себя 14 видов консультационных услуг:

  1. Социально-экономические исследования и прогнозирование
  2. Исследования рынка
  3. Разработка новой продукции
  4. Дизайн (и упаковка)
  5. Ценообразование
  6. Розничная продажа и дилерство
  7. Послепродажное обслуживание заказчиков
  8. Управление сбытом
  9. Обучение сбыту
  10. Прямой маркетинг
  11. Реклама и содействие сбыту
  12. Корпоративный образ и отношения с общественностью
  13. Стратегия маркетинга
  14. Международный маркетинг

Консультанту или консалтинговой компании, позиционирущим себя на поляне "маркетингового консультирования" неплохо было бы уточнить в каких именно из 14 видов консультационных услуг, обозначенных выше, они являются "крупными специалистами". Это существенно облегчило бы заказчикам осуществление выбора. При этом, заказчику следует помнить, что чем шире охват - тем, как правило, мельче проникновение, и наоборот - глубокое проникновение в тему удел скорее "узких" специалистов. Нет, конечно, компания в которой работают 40 консультантов может охватить весь спектр услуг маркетингового консалтинга, и еще "прицепить" общее управление, администрирование, управление персоналом и информационные технологии. Но, такие "консалтинговые супермаркеты" в России можно пересчитать по пальцам одной руки.

Специализация - конек консалтинга. В отличие от многих других бизнесов в консалтинге практически не действует "кривая опыта" - эффект экономии на масштабах деятельности. И у компании в которой работают 25 консультантов нет практически никаких преимуществ перед тремя специализированными фирмами, в каждой из которых трудятся 5-7 профессионалов. Да и "частные" консультанты, работающие в одиночку, нередко "обыгрывают" фирмы в которых занято 20-50 человек.

Откуда берутся консультанты? Хороший вопрос! На Западе в консалтинговый бизнес люди приходят либо после университета (МВА-программа) либо из "реального" бизнеса. В первом случае их карьера начинается с самого "низа" - с позиции стажера в одной из крупных консалтинговых компаний, а в итоге они становятся консультантами достаточно широкого профиля, поскольку за первые три года работы в консалтинге могут поучаствовать в 40-70 различных проектах. Во втором случае они приходят с уже сложившейся специализацией, солидным запасом знаний, опытом и связями. Вообще постоянный "переток" людей из консалтинга в "реальный" бизнес, и обратно на Западе является залогом успешного развития как первого, так и второго. А "конечной остановкой" как гениев консультирования, так и акул служб маркетинга являются все те же МВА - программы, где они, немного подустав от 60-70 - часовой рабочей недели (50 недель в году, последние 25 лет), в существенно менее напряженном ритме передают свой опыт следующему поколению охотников за рыночной "птицей-удачей".

В России второго пути пока нет. Просто подавляющее большинство руководителей служб маркетинга и владельцев компании еще молоды. Половине из них меньше 35 лет. Единицы - старше 50. Да что там - руководители служб маркетинга; вы посмотрите на наших "олигархов"! Кто из них старше 50? Я - не знаю таких. Может - они просто так хорошо выглядят? Так что на МВА программах у нас преподают в основном бывшие преподаватели марксистско-ленинской философии и социалистической политэкономии, к сожалению. Но, ситуация потихоньку меняется. И, в лучших учебных заведениях России уже начинают понимать, что при стоимости программы в 2-5 тысяч долларов за год обучения на ряд ключевых курсов необходимо приглашать не "академиков", а консультантов и представителей пресловутого "реального бизнеса". Даже если им приходится платить по 35-70 долларов за академический час, а преподавательские навыки у них развиты не очень впечатляюще.

А консультантами становятся "по призванию" и самообразованию граждане от 30 до 50 лет с техническим, экономическим, психологическим и прочим гуманитарным образованием. И самым разнообразным опытом работы - от советских НИИ до российского телевидения, от крупнейших международных корпораций до мелких российских банков и страховых компаний, от торговли FMCG до производства тяжелой военной техники.

Но, прежде чем "стенать и плакать" по этому поводу подумайте вот о чем: первые консалтинговые компании появились на Западе 100-150 лет назад, первые российские - 10-15. И разрыв между нами сегодня уже не носит критического характера. Еще 10-15 лет - и мы еще посмотрим - "кто кого". Не надо слишком уж торопиться - трава должна подрасти.

А теперь - обещанный ответ на вопрос "Зачем владельцу фирмы, или одному из руководителей компании, которые создавали этот бизнес "с нуля", и знают о нем все, или - почти все нужны консультанты?". На это есть 7 причин, любой из которых будет достаточно для того, чтобы потратить 10-50 часов времени и от 500 до 5000 долларов.

1. Информация. У консультанта есть (может быть) информация, которая необходима Вам для принятия ряда важных решений. Или он знает - где эту информацию можно быстро найти. В отдельных, впрочем - достаточно редких случаях эта информация есть только у него. Скорее всего - она есть еще где-то, но ее надо найти и обработать. Стоит ли терять Ваше время и силы (время и силы ваших сотрудников) на поиск и оценку информации? Скорее всего - выйдет дороже. Особенно - если корректно сосчитать все издержки, связанные с поиском и обработкой информации.

2. Опыт. У консультанта есть (может быть) опыт работы в ситуациях похожих на ту, с которой столкнулась Ваша компания. В год один активно работающий консультант ведет 10-15 проектов. Те, кто в этом бизнесе более 7 лет уже "разменяли" вторую сотню. Неужели вы действительно думаете, что Ваша ситуация настолько уникальна, что ни с чем даже отдаленно похожим консультант в своей практике раньше не сталкивался? Ведь вы так не думаете? Почему бы не воспользоваться имеющемся у консультанта опытом? Консультанты - они ведь как пчелы: "перелетая" с предприятия на предприятие переносят "пыльцу" идей, подходов, решений.

3. Навыки. У консультанта есть знания, умения и навыки, которые могут быть полезны компании. Конечно, этими знаниями и навыками могут овладеть и сотрудники компании. Но, на это уйдет немало времени. В лучшем случае - месяцы, в худшем - годы. Можете ли Вы ждать? К тому же их все равно кто-то должен обучить, проконсультировать, предостеречь от очевидных ошибок.

4. Специализация. Некоторые из консультантов по маркетингу - это глубокие специалисты в какой-то узкой области, например - в области организации проведения качественных исследований рынка (фокусирование в группе) или по выкладке товаров на полках в супермаркетах. Потребность в их услугах может возникнуть один или два раза в год. Зачем таких специалистов держать в штате остальные 11 месяцев?

5. "Объективность". Конечно, консультант, как и любой человек субъективен в своих суждениях и точно также как и сотрудники компании живет в своем мире, с его представлениями, клише, предрассудками и т.д. Но - это его Мир. Консультант не включен в Мир и систему внутрифирменных отношений. Он - Чужой. При разработке новых продуктов, новых стратегий, новых программ весьма полезен "Адвокат Дьявола". Где его взять? Назначить из числа сотрудников компании - тоже вариант. Если это будет достаточно авторитетный, статусный и укорененный в компании специалист он "зарубит на корню" любые новые идеи. Если этот сотрудник не будет достаточно авторитетным и статусным - его критика будет "беззубой", а в итоге он все равно будет уволен, поскольку "противопоставлял себя коллективу". Не жалко? А консультант ничем Вам не обязан. Он все равно покинет компанию по окончанию консультирования. И решительно ничто не препятствует ему "резать Правду-Матку" вам прямо в лицо. Особенно - если таково будет одно из условий контракта.

6. "Авторитет". Нет пророка в своем Отечестве! Отношения между людьми, работающими в одной команде несколько лет, практически с неизбежностью приобретают "семейные" черты. По крайней мере - в России. Начальники знают своих коллег и подчиненных слишком хорошо (как им кажется) для того чтобы по достоинству оценить новые предложения. "А почему мне это в голову не приходило?", "Может - это вздор?". К тому же инициативы исходящие от подчиненных иногда воспринимаются как косвенное покушение на позиции начальников. И зачастую - не без оснований. Консультант может своим авторитетом "освятить" дельное предложение, исходящее от того сотрудника которому "по статусу не положено" выдвигать проекты такого уровня. К тому же консультант не претендует на Ваше место. Что создает психологический комфорт для всех участников "сделки": инициатора изменений, того, кто должен инициировать изменения, но не хочет (или не может) этого делать и того, кто будет принимать решения.

7. "Молчаливый союзник". Психо-Бизнес-Аналитическая функция. Вы приходите к психоаналитику. Ну хорошо, лично Вы никогда не были у психоаналитика и даже не видели "живьем" ни одного психоаналитика. Вы смотрите фильм Вуди Аллена (великий режиссер и большой специалист по трате денег на психоаналитиков) и видите, как человек приходит к психоаналитику. Он ложится на кушетку и начинает рассказывать о своей жизни. Психоаналитик кивает, изредка вставляя междометия и вопросы типа: "И что сказала Ваша мама?", "И о чем Вы подумали в этот момент?". Через час "пациент" встает, переводит на счет "доктора" очередные 150 долларов (минимум) и уходит. Человеку стало намного лучше. Можете смеяться сколько угодно, но миллионы американцев ежедневно посещают кабинеты сотен тысяч психоаналитиков, выплачивая им ежегодно многие миллиарды долларов. Альтернативой является клиническая психиатрия. Если Вы не знаете что это такое - лучше Вам этого и не знать. В крайнем случае - посмотрите "Полет над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном в главной роли. Также и с консультантами. Руководитель приглашает консультанта. Он все знает про свой бизнес. Он уже почти все понял относительно дальнейшего развития и почти принял Решение. Ему нужно свое Видение вербализовать. И в ходе этой вербализации произойдет окончательная кристаллизация. Консультанту нужно лишь слушать, кивая и изредка вставляя фразы типа: "И какие угрозы Вы видите?", "Что мешает реализации этой возможности?" и т.п. Старые (да и не очень старые) преподаватели знают, что окончательное усвоение и длительное закрепление нового знания, полученного из книг, из опыта, в ходе "повышения квалификации" и т.п. происходит только в процессе подготовки и собственно проведения занятий со студентами. Кого еще можно пригласить на роль "студента"? Жену (вариант - любовницу) - это обойдется дороже. Подчиненного - как Вы это себе представляете? ("Имидж ничто - жажда все!") Равностатусного коллегу - где его взять и не опасно ли это? Может быть - кого-нибудь из "друзей"/конкурентов??

Материал подготовлен специально для справочника: "Маркетинг в России: образование, исследования и консалтинг", который Гильдия Маркетологов намерена выпустить летом 2003 года.

Начать дискуссию

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета

Интересные материалы

Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.