Управление персоналом

Кадровый рынок в глобальной перспективе

Основной признак уходящего года – все усиливающаяся обеспокоенность компаний нехваткой рабочей силы. Наряду с ростом требований к персоналу о себе дает знать и старение кадров – давно предрекаемый кризис, связанный с выходом на пенсию поколения беби-бумеров, кажется, скоро коснется большинства организаций. В этих условиях признанные мировые агентства проводят множество исследований, признанных выяснить, какие новые черты приобретет управление персоналом в ближайшем будущем.
2,3 тыс. 920

Михаил Рогозин

Основной признак уходящего года – все усиливающаяся обеспокоенность компаний нехваткой рабочей силы. Наряду с ростом требований к персоналу о себе дает знать и старение кадров – давно предрекаемый кризис, связанный с выходом на пенсию поколения беби-бумеров, кажется, скоро коснется большинства организаций. В этих условиях признанные мировые агентства проводят множество исследований, признанных выяснить, какие новые черты приобретет управление персоналом в ближайшем будущем.

Профессиональные навыки и сертификация

Компания Brainbench, специализирующаяся на онлайн-оценке персонала, опубликовала очередной ежегодный отчет «Global Skills Report», в котором представлены данные, полученные в результате опроса сотрудников компаний из 217 стран и регионов. Brainbench с 2001 года отслеживает уровень подготовки сотрудников в разных частях света, основываясь на данных о прохождении ими различных программ профессиональной сертификации. Около 600 оцениваемых групп были объединены в шесть основных категорий – информационные технологии, финансы, клиентская поддержка, продажи и маркетинг, менеджмент и здравоохранение. «Сравнивая полученные результаты с данными прошлых лет, мы можем увидеть, как меняется и распределяется уровень подготовки персонала по разным географическим зонам», – объясняет президент и глава компании Brainbench Майк Руссиелло (Mike Russiello). В этом году выяснилось следующее:

В Индии продолжает увеличиваться количество сотрудников, прошедших различные виды профессиональной сертификации. В этом году число сертифицированных специалистов возросло на 47% по сравнению с прошлым годом, в то время как в США этот показатель упал на 18%.

В странах Восточной Европы темпы получения профессиональной сертификации замедлились, однако здесь она до сих пор очень популярна среди технических специалистов. В России и Румынии доля сотрудников, имеющих профессиональную сертификацию, составляет около 18% общего числа персонала, и страны уступают только США (35%) и Индии (30%).

В странах Латинской Америки необычно высокие темпы роста показали Мексика (73%), Куба (125%) и Чили (163%), особенно в области сертификации административного персонала. Отмечается, что американским компаниям, вероятно, придется расширять службы испаноязычной поддержки клиентов.

В Китае сертификацию в этом году прошли на 82% больше сотрудников, чем в прошлом. Успешные IT-компании из Индии начинают все чаще размещать свои филиалы в Шанхае и Пекине.

Результаты исследования 2006 года показывают, что подбор персонала за рубежом претерпевает значительные изменения. На решения работодателей и кандидатов влияют политические и экономические факторы, а также многие тенденции носят глобальный характер и меняются в зависимости от политики государств в сфере образования.

«Проанализировав данные за последние два года, можно выявить основные изменения и тенденции на кадровом рынке. Компании сейчас находятся под давлением. Выражение «война за таланты» снова выходит на первые полосы газет, а кадровые агентства, занимающиеся подбором персонала для самых разных отраслей, все чаще говорят об увеличивающемся спросе на квалифицированных сотрудников, обозначая нехватку специалистов на рынке труда. Это наводит на мысль о том, что способность находить сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и навыками, за границами своей страны, становится одним из главных факторов успешности компании», – заявляют Чарльз Хандлер (Charles Handler) и Марк Хили (Mark Healy), выступившие в роли аналитиков и консультантов при проведении исследования.

Образование для бизнеса

Исследование, проведенное консорциумом американских организаций, показало, что в то время как с рабочих мест уходит поколение беби-бумеров, новые сотрудники часто не имеют необходимых знаний, причем как академических, так и прикладных.

В отчете по исследованию, основанном на опросе 431 специалиста по управлению персоналом, говорится, что основной целью экспертов было выяснить взгляды работодателей на степень готовности к работе сотрудников, набранных из выпускников университетов, школ и колледжей. «Молодые люди, которым предстоит работать, плохо подготовлены» – резюмируется в отчете.

Очевидно, что многие работодатели всерьез обеспокоены тем, как молодые сотрудники готовы к выполнению своих обязанностей. Представители компаний хотят, чтобы поступающие к ним на работу выпускники учебных заведений обладали набором необходимых знаний и способностью применять эти знания на практике, однако реальность далеко не всегда отвечает их ожиданиям.

«Из отчета следует, что необходимо развивать сотрудничество между бизнесом и образовательными учреждениями, чтобы должным образом подготовить молодых людей к работе в XXI веке, – отмечает Ричард Каванаг (Richard Cavanag), президент организации The Conference Board, выступившей в качестве одного из организаторов исследования. – Если не заниматься интенсивной подготовкой будущих сотрудников, молодые жители США перестанут быть конкурентоспособными на рынке труда».

Бизнес-лидеры отмечают, что основными требованиями к кандидатам остаются навыки грамотной речи и письма, однако для успешного карьерного роста важно уметь работать в команде, обладать критическим мышлением и коммуникативными способностями. Образовательные учреждения должны, по их мнению, сочетать преподавание академических дисциплин и набора прикладных предметов. Как показал опрос, этим базовым требованиям не удовлетворяют большинство сегодняшних молодых специалистов. Около 70% респондентов заявили, что выпускникам школ не хватает практических навыков и представления об этике работы и пр. Более 40% опрошенных работодателей считают, что молодые люди, окончившие старшие классы школ, слабо подготовлены даже к тем начальным должностям, на которые их принимают. Причем, отвечая на вопрос о методах решения данной проблемы, 28% респондентов отметили, что их компании сократят прием на работу сотрудников, не имеющих образования помимо школьного; 49,5% заявили, что будут принимать на работу больше выпускников колледжей с двухлетним периодом обучения, а 60% изъявили намерение комплектовать штат выпускниками колледжей с четырехлетним циклом обучения (бакалавриат). 42% работодателей в ближайшие пять лет увеличат процент сотрудников, имеющих дипломы о высшем и послевузовском образовании.

Давая прогнозы относительно развития бизнеса, почти три четверти опрошенных указали, что в ближайшее время способность к творчеству и инновациям войдет в число пяти ключевых навыков, требуемых от будущих выпускников учебных заведений. Кроме того, большое значение приобретет знание иностранных языков, понимание других культур и способность адаптироваться к работе на международном рынке. Так, 63% работодателей считают, что знание иностранного языка станет одним из важнейших факторов при отборе кандидатов на вакансии.

76% представителей компаний полагают, что больше внимания в организациях будет уделяться здоровью и здоровому образу жизни. Среди предполагаемых мер по улучшению состояния здоровья сотрудников были названы организация правильного питания, физические упражнения, меры по борьбе со стрессовыми ситуациями и направленные на поддержание эффективного баланса между работой и личной жизнью персонала.

Удаленная работа

Удаленная работа – это уже не одна из возможных бизнес-стратегий, а насущная необходимость, говорится в отчете об итогах конференции Telework Conference 2006, проведенной компаниями WorldatWork и ITAC в сентябре этого года в Вашингтоне. Частные организации и правительственные учреждения начинают видеть в дистанционной форме способ контролировать расходы и повышать производительность труда. «Удаленная работа не только позволяет поддерживать баланс между работой и личными интересами сотрудников, – объясняет Энн Радди (Anne Ruddy), президент международной ассоциации специалистов по управлению кадрами WorldatWork. – Она также является отличным способом увеличить эффективность труда». Около 120 участников конференции обсуждали три основных тенденции развития концепции:

Дистанционная работа стала реальностью: 68,5% американцев пользуются сетью Интернет, 36% имеют широкополосный доступ. Почти в любом офисе ежедневно от 40 до 70% рабочих мест пустуют, так как многие сотрудники уже задействуют мобильные технологии.

Нехватка талантливых специалистов представляется неизбежной: к 2014 году дефицит рабочей силы всех категорий в США составит примерно 8 млн человек, в то время как необходимость в квалифицированных кадрах будет только увеличиваться.

Свободное время становится важнее денег: многие служащие вынуждены постоянно выбирать между семьей и работой, так что возможность свободного графика зачастую приобретает для них большее значение, чем размер заработной платы.

В отчете также сказано, что в Америке количество сотрудников, работающих удаленно, оценивается в 26 млн человек, что составляет примерно пятую часть всех трудовых ресурсов. С 1995 года количество таких сотрудников увеличилось на 1 млн.

Ожидается, что к 2010 году число служащих, работающих вне офиса, приблизится к 100 млн человек. Такой прогноз объясняется тем, что все больше компаний начинают осознавать выгоды, которые приносит возможность удаленной работы, и создают инфрастуктуру – как техническую, так и культурную – для обеспечения такой возможности.

Вот несколько примеров того, какую финансовую выгоду может принести дистанционная работа: Экономия на переводе сотрудников: стоимость перевода сотрудника из одного города в другой может доходить до $100 тыс.

Увеличение производительности труда благодаря тому, что пропуски рабочих дней становятся невозможными. Экономия на аренде офиса в случае удаленной работы составляет приблизительно $10 тыс. на одного человека в год.

Снижение затрат на подбор персонала: текучесть кадров значительно ниже в подразделениях, где сотрудникам разрешено работать удаленно.

Удовлетворенность персонала: число сотрудников и руководителей, довольных своей работой, примерно на 25% выше в подразделениях, в которых разрешен свободный график или дистанционная форма.

Начать дискуссию

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

104

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
358
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

100
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

106
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

66

Интересные материалы

Ипотека

Минфин может повысить ставки на ипотеку: какую именно

Власти считают, что все задачи льготной программы уже выполнены, поэтому можно пересмотреть льготную ставку для тех, кто покупает жилье в ипотеку на Дальнем Востоке.