Налог на прибыль

ROI корпоративного сайта – как вернуть деньги вложенные в интернет

В процессе переговоров с клиентами, при чтении лекций и семинаров мне часто приходится отвечать на вопрос: «Наша компания готова инвестировать в развитие корпоративного сайта сумму Х. Мы понимаем, что сайт приносит пользу бизнесу. Но как рассчитать конкретную прибыль, получаемую компанией от использования сайта и сроки возврата инвестиций?».

Олег Сковородников
Директор компании ViPro

В процессе переговоров с клиентами, при чтении лекций и семинаров мне часто приходится отвечать на вопрос: «Наша компания готова инвестировать в развитие корпоративного сайта сумму Х. Мы понимаем, что сайт приносит пользу бизнесу. Но как рассчитать конкретную прибыль, получаемую компанией от использования сайта и сроки возврата инвестиций?».

Короткого и абсолютно точного ответа на этот вопрос у меня нет, но можно попытаться перечислить несколько фактов и выводов, делающих данную тему более понятной:

Методика расчета ROI для компаний разного масштаба должна быть разной. Мне представляется, что к меньшинству нужно отнести сайты очень маленьких (для которых сайт – большая часть их активов) и очень больших компаний (особенно продающих акции на бирже). В первом случае практически вся прибыль компании связана с сайтом, во втором – сайт становится прежде всего PR-инструментом и влияет на прибыль по законам своего жанра.

Большинство владельцев корпоративных сайтов составляют «средние» по размеру компании. Они имеют некий реальный бизнес: производство, торговля или услуги и каким-либо образом представляют его в интернет. В результате работы сайта в компанию обращаются его посетители: звонят по телефону, пишут по e-mail, потом покупают. Как понять, на сколько посетители сайта влияют на прибыль, в какой степени сайт способствовал увеличению продаж?

По моим наблюдениям, очевиднее всего польза сайта для бизнеса в ситуации, когда бизнес давно существует, а сайт создан недавно (однако сайт приличный и правильно организована его посещаемость). Чаще всего в первые три-пять месяцев его эксплуатации в компанию обратятся несколько крупных покупателей, прибыль от покупок которых позволит окупить затраты на создание и продвижение сайта.

Менее заметна и более сложна в учете роль сайта в ситуации, когда и бизнес и сайт давно существуют. С одной стороны, сайт потребляет ресурсы (деньги и рабочее время персонала), с другой стороны, увеличивает продажи. Как понять, что больше?

Для начала несколько слов, почему нельзя ответить на этот вопрос точно. К большому сожалению, и у нас, и за рубежом проводится мало исследований на эту тему. Необходимы сотни, может быть тысячи, измерений такого типа: Компания Х продает валенки оптом и в розницу. Регулярно дает объявление в «Товарах и Ценах». После запуска сайта и публикации в тексте рекламы его адреса число обращений увеличилось на YYY%, количество покупок на YY%, прибыль выросла на Y%. Сайтов миллионы, столько же историй их эксплуатации. А систематизированной информации об успешных и малоуспешных примерах нет. Наверное, еще время не пришло. Придется опираться на собственный опыт.

Итак, простые рекомендации по расчету ROI для среднестатистического сайта:

1. Начнем с расходов. Они складываются из стоимости создания сайта, его поддержки и организации посещаемости. Первая цифра конечна, две последние постоянно требуют ресурсов. Таким образом, расходная часть проекта «корпоративный сайт» не является константой. Это постоянно увеличивающийся показатель. И есть только один способ получать от сайта прибыль – организовать доходы от эксплуатации сайта, которые превысят стоимость его поддержки.

Почему сайты умирают? Чаще всего по причине того, что их владельцы не правильно оценили объем ресурсов, который потребуется для их эксплуатации или вообще предполагали, что сайт сам после запуска начнет приносить прибыль, забыв о необходимости продвижения сайта и рекламы в интернет.

2. Теперь доходы. Каждый сайт является многофункциональным инструментом.

Обычно он:

  • представляет компанию, ее продукты и услуги
  • генерирует обращения в компанию новых клиентов, покупателей и партнеро
  • «обслуживает» существующих покупателей и клиентов.

Так же часто сайт выполняет другие важные функции, например:

  • привлекает кадры
  • ищет партнеров и инвесторов
  • контролирует качество товаров, услуг, работу персонала и т.д.

Рассмотрим каждую функцию отдельно:

А) Сайт, как PR-инструмент.

Представьте, что у Вас грязная, мятая визитка с ужасным дизайном, на которой ручкой подписаны правильные телефоны и адрес. Не нравится? Примерно такое впечатление производит сайт с устаревшим оформлением и не актуальной информацией. Теперь представьте, что Вы работник солидной компании, давно в ней работаете, но визитки у Вас нет вообще. Странно? Так выглядят компании, у которых нет сайта.

Как рассчитать роль PR в объеме продаж и прибыли? Теоретически, наверное, это возможно, практически такой расчет займет слишком много времени и все равно не будет точным. Вы можете быть прибыльными с грязными визитками или даже без них и убыточными с самым лучшим PR-сопровождением. Но оба примера исключения из простого правила – успешная компания всегда заботится о том, как она выглядит в «глазах общественности» и хороший современный функциональный сайт с актуальной информацией является важным элементом имиджа. ВСЕ крупные клиенты и партнеры, особенно зарубежные, внимательно знакомятся с сайтом, прежде чем начать с вами «живое» общение.

Вывод прост: имидж стоит денег. Хотите выглядеть прилично – планируйте на это бюджет и направляйте его часть на поддержку имиджа в сети. Не пожалеете.

Б) Сайт как генератор обращений новых клиентов, партнеров и покупателей.

Эта функция сайта обычно считается наиболее полезной. Часто все остальное просто игнорируется и «подсчет голосов» производится по простой формуле: польза сайта равна прибыли от покупок, оформленных прямо на нем. Если мы хотим объективности, придется эту формулу несколько усложнить:

Первое: полезно знать, для какого числа клиентов и покупателей сайт стал первым или существенным источником информации. Это можно выяснить, постоянно проводя опрос всех входящих обращений (телефон – прежде всего). Клиенты вовсе не обязаны пользоваться web-интерфейсами вашего сайта. Большинство воспользуются телефоном, часть придут в магазин или офис лично. Их будет объединять только одно – перед тем, как вступить с вами в контакт они были на вашем сайте.

Во-вторых, важно прямо на сайте распределить входящие обращения на несколько категорий: розничные покупатели, оптовые, корпоративные, региональные партнеры и тд. Для каждой категории желательна отдельная страница, с текстом и формой, оптимальной для построения отношений. Это позволит более точно понимать, какую роль играет сайт в общих продажах. Опросите 10 самых крупных клиентов и выясните, когда они заходили на сайт и зачем. Вполне возможно, что все они были на вашем сайте перед тем, как обратится в компанию с запросом.

В третьих, для большинства бизнесов уже сейчас сложился «комбинированный» сценарий поведения покупателя. Люди не принимаю решение о покупке, пока не прочтут статью в журнале, подержат товар в руках в магазине, поищут в сети лучшую цену. Сайт может быть первым элементом в их поиске, а может последним. Это не важно, важно, что большая часть покупателей пользуется им при планировании покупок.

В) Сайт, как инструмент по обслуживанию существующих покупателей.

Эта задача имеет примерно такое же прикладное значение, как и предыдущая. Ее сложно рассматривать абстрактно, так как для разных категорий покупателей используются разные интерфейсы и методики обслуживания, но в среднем картина такая: все категории покупателей нуждаются в точной и актуальной информации о компании и предлагаемых товарах и услугах. Основные потребители такой информации – оптовики и корпоративные покупатели, особенно региональные. Самая необходимая для них информация – точная цена товара и данные об его наличии на складе.

Допустим у Вас 100 оптовых покупателей. Каждый из них ежемесячно забирает с вашего склада 500 единиц товаров 50 наименований. Если Вы не дадите им удобной возможности знать, какой товар они могут купить и по какой цене, неизбежны многостраничные факсовые заявки, путаница в ценах и заказ отсутствующего товара. Если с помощью сайта оптовики могут выяснить нужную информацию, объем продаж возрастет, и удобный способ обслуживания станет еще одним вашим конкурентным преимуществом. Самый популярный вариант решения этой задачи – организация автоматического экспорта данных о ценах на товар и информации о его наличии (реже - количестве)из складской системы учета на сайт в открытый доступ или в закрытый паролем раздел для дилеров.

Второй важный способ увеличить с помощью сайта продажи существующего канала дистрибуции – повысить его активность. Среди дилеров и оптовиков всегда есть лидеры и отстающие. Отлично, если у Вас гений-маркетолог, который постоянно выдумывает новые и эффективные приемы увеличения продаж. Сайт – одно из лучших мест, где их стоит опубликовать. Но даже, если у Вас нет такого сотрудника, можно опрашивать дилеров, и публиковать на сайте хорошие и плохие примеры организации продаж. Лучше это делать в специальном, закрытом паролем разделе.

Г) Дополнительные функции сайта, косвенно влияющие на продажи и прибыль.

На самом деле, таких функций более 10. Остановимся на трех, на мой взгляд, самых важных и популярных:

Очевидно, что прибыль и кадры тесно связанные категории. Если у Вас привлекательный сайт, Вы не только экономите деньги на поиск персонала, но, что важнее, постоянно получаете резюме специалистов, которым Ваш проект интересен. Очень часто, особенно для крупных компаний, сайт становится источником «свежей крови», выводящей компанию на новый уровень развития.

Потенциальные деловые партнеры и инвесторы, являются самыми внимательными посетителями вашего сайта. Им важно знать, с кем они будут иметь дело, как компания себя представляет. Хорошо, если компания успешная и сайт современный, хуже, если сайт является фантомом, и за ним очень слабый бизнес, обидно, когда наоборот реальный бизнес на высоте, а сайт отстает. Если Вы интересны партнерам и инвесторам, к вам будут обращаться с предложениями. Будет таких предложений больше, если у компании хороший сайт? Будет, если сайт является элементом общей стратегии по привлечению партнеров и инвесторов. Менее вероятна, но возможна, польза сайта в случае, если такой стратегии нет. И еще – чем географически дальше от Вас потенциальный партнер, тем нужнее ему ваш сайт, как источник официальной информации о компании.

Сайт является удобным каналом обратной связи. Если захотите, с его помощью Вы легко получите информацию о качестве ваших товаров и услуг, работе персонала, общей организации бизнеса. Часто эта информация позволяет сделать важные выводы, влияющие на прибыль. Учитывать "отдачу" можно с использованием CRM систем.

Итоги: Для большинства компаний сайт приносит постоянный доход, позволяющий вернуть деньги, вложенные в его создание и организацию посещаемости.

Способов получения этого дохода много, они тесно переплетены с реальными продажами. Но если постараться, можно довольно точно выяснить роль сайта в продажах и прибыли компании.

Начать дискуссию

В 2026 году госзакупки будут полностью переведены в электронный формат

Минфин выполнил все задачи для повышения эффективности бюджетных расходов, остается только завершить начатые проекты.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

95% льгот по имущественным налогам предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Общество

Минтруд хочет увеличить прожиточный минимум до 17,7 тысяч рублей

Размер прожиточного минимума скорректируют с учетом медианного дохода населения за 2023 год. Сейчас ПМ составляет 15 453 рубля.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Конвертация одной валюты в другую с использованием счета 57.22 в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Расчеты в иностранной валюте далеко не просты, а в нынешнее санкционное время стали еще сложнее. Многие организации вынуждены применять конверсионные операции в своей хозяйственной деятельности. Что это такое простыми словами и как они отражаются в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 расскажем в этом материале. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое рентабельность продаж

Если бизнес растет, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остается. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔫 Межведомственные спецкомиссии будут пресекать задержку зарплат. Привлекать к ответственности не могут, но будут дисциплинировать, поясняет эксперт

Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

Добился выхода из состава ООО недобросовестного участника при корпоративном конфликте

Один из участников ООО, владевший 50% доли в уставном капитале и не участвовавший в делах компании, потребовал у второго участника выкупить его долю за половину рыночной стоимости активов. Как удалось добиться его выхода из состава ООО без вреда для деятельности общества — читайте далее.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд изъял акции Климовского патронного завода у частных инвесторов

Иск прокуратуры удовлетворен, а решение суда будет немедленно исполнено. Госкорпорация «Ростех» планирует взять активы завода под свое управление.

ФСБУ

Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании

Бухгалтерский расходов на сайт организации зависит от наличия права вести бухучет упрощенными способами, а налоговый учет от соблюдения ряда условий.

За что бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности

Если кредиторы докажут, что действия главного бухгалтера или аутсорсера оказали влияние на должника и привели к утрате или искажению отчетности, то бухгалтера привлекут к субсидиарной ответственности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Wildberries упростил селлерам условия сотрудничества

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Защитили интересы кредитора в деле о банкротстве: судебная практика

Добились направления на пересмотр дела о признании сделки по возврату супругой должника займа за него в пользу одного из кредиторов.

УСН

На УСН продажа ниже себестоимости или за 1 рубль — все равно рыночная цена

Если компания на УСН проводит рекламную акцию, стоимость товара может быть ниже обычной. Главное, чтобы не бесплатно.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Проверки

Дан старт проверкам ценообразования при цифровизации

Новый глава Счетной палаты России Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Зарплата

Даже маленькую зарплату на неполной ставке нужно выдавать в 2 захода

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем «напоминалки» клиентам про документы

Ваши сотрудники все еще лично напоминают клиентам, что документы давно пора предоставить-подписать-согласовать? Есть способ лучше! Например, ваши «коллеги по цеху» из ТОП-20 такой процесс уже роботизировали – с нашей помощью.

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем 
«напоминалки» клиентам про документы

Интересные материалы

⭐️Управленческий учет. Что происходит, если его нет?

Жуть. Мрак. Этого словарного запаса более чем достаточно для того, чтобы охарактеризовать положение дел в компании, в которой управленческому учету не уделяют должного внимания. Но давайте расширим свой профессиональный горизонт и узнаем побольше о проблемах бизнеса и неприятностях собственника, которые неизбежно возникают без управленческого учета. Вперед!

⭐️Управленческий учет. Что происходит, если его нет?
8