Управление финансами

Как не захлебнуться в водовороте денежных потоков?

Финансист призван содействовать успеху бизнеса, прежде всего, обеспечивая предприятие денежными средствами. Слабо верится, что компания, у которой пустые счета, сможет эффективно выполнять работу. Таким образом, именно финансовая служба отвечает за поддержание платежеспособности. Что нужно знать и как действовать, для того чтобы решить эту на первый взгляд простую задачу?

Финансист призван содействовать успеху бизнеса, прежде всего, обеспечивая предприятие денежными средствами. Слабо верится, что компания, у которой пустые счета, сможет эффективно выполнять работу. Таким образом, именно финансовая служба отвечает за поддержание платежеспособности. Что нужно знать и как действовать, для того чтобы решить эту на первый взгляд простую задачу?

Оксана Езерская, преподаватель финансовых дисциплин Русской Школы Управления

Управление денежными средствами начинается с момента поступления денег на счет компании и прекращается в момент осуществления последнего платежа. На практике финансовому менеджеру необходимо обеспечивать размер денежных средств, достаточный для выплат по обязательствам и своевременной оплаты запланированных покупок. Высшее звено управления компанией преследует одновременно три финансовые цели: получение достаточной прибыли, управление активами и обязательствами предприятия, предотвращение нехватки денежных средств.

Соединяем две реки в бурный поток

При традиционном подходе управление денежными средствами рассматривается как управление текущим остатком денежных средств компании. Альтернативный подход рассматривает его как искусство, переходящее в науку управления краткосрочными ресурсами для поддержания текущей деятельности, мобильности фондов, ликвидности.

В современных условиях финансисту остается только выбрать эффективный механизм управления денежными потоками, опираясь на опыт западных компаний и обучающие программы. Так, система оценки качества (Total Quality Management), внедренная на многих предприятиях, предлагает свой вариант решения проблемы управления денежным потоком. В настоящее время применение «Tотального управления деньгами» (оригинальное название этой системы — Total cash management (TCM)) является очередным модным для западного менеджмента течением. Согласно TCM, на практике применяются два следующих принципа:

  • все подразделения компании должны использовать имеющиеся в распоряжении или принципиально доступные денежные ресурсы;
  • каждый работник организации может повлиять на увеличение денежных ресурсов.

Прагматическая цель TCM состоит в создании системы, которая, с одной стороны, способствует успешному генерированию денежных потоков, а с другой стороны, способствует не менее качественному их использованию. Системность концепции ТСМ проявляется не только в том, что каждое функциональное подразделение и даже каждый человек играют свою роль в реализации стратегических установок, но также и в том, что дополнительный эффект может создаваться на стыке между подразделениями.

Выбираем лодку и плывем

Для оценки эффективности работы системы управления денежными потоками и финансового состояния компании используется три основных отчета: баланс предприятия, Отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Все они входят в обязательную годовую финансовую отчетность компании, несут определенную смысловую нагрузку и, безусловно, весьма важны для оценки эффективности работы и финансового состояния.

Отчет о прибылях и убытках, например, является наиболее информативным для оценки деятельности фирмы за определенный период в процессе создания столь необходимой для успешного функционирования компании прибыли. Однако получение прибыли, как это ни странно звучит, само по себе автоматически не гарантирует выживание организации и поддержание достаточного объема денежных средств. Отчет о движении денежных средств (ОДДС) — один из наиболее полезных финансовых документов, которые составляет компания. Но многие финансовые менеджеры пропускают его, уделяя большее внимание удобным для зрительного восприятия отчетам — балансу и Отчету о прибылях и убытках. Однако следует признать, что отчет о движении денежных средств может обеспечить необходимую информацию, отражающую реальную картину бизнеса лучше, чем другие документы. Прежде всего он позволяет ответить на вопрос «Прибыль есть, а почему денег нет?». Анализируя отчетность, необходимо обращать внимание не только на способность компании зарабатывать прибыль, но и на ее способность генерировать денежные потоки по операционной деятельности, на инвестиционные возможности и политику в области финансирования в целом. Отчет о движении денежных средств помогает инвесторам, собственникам и кредиторам оценить:

  • способность фирмы создавать положительные денежные потоки в будущем;
  • возможность погашать обязательства и выплачивать дивиденды;
  • причины, вызвавшие отклонения значения чистой прибыли от значения чистых денежных потоков, представляющих собой разницу между притоком (поступлениями) и оттоком (платежами);
  • инвестиционную и финансовую политику компании.

Главное — не сесть на мель

Принято выделять два метода анализа денежного потока: прямой и косвенный.

Прямой метод представляет собой исчисление притока и оттока, где исходным элементом является выручка. Косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке величины чистой прибыли, т. е. исходным элементом является прибыль. На сегодняшний день компании составляют отчет о движении денежных средств в обязательном порядке, или, иными словами, принудительно, с периодичностью раз в год.

Если за основу взят прямой метод, то содержание данной формы отчета не несет новой информации для финансовой службы, так как она отражает реальное движение денежных средств компании, т. е. повторяет данные бухгалтерского учета. Следовательно, отчет, составленный прямым методом, не показывает причин, вызвавших недостаток или избыток денежных средств фирмы.

Актуальной проблемой для российских компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, становится обеспечение прибыли, отраженной в Отчете о прибылях и убытках по методу отгрузки. Следует отметить, что данное равенство между показателями «прибыль по отчету» и «прибыль в денежном эквиваленте на счетах компании» в реальной ситуации невозможно. Причинами отклонений могут быть наличие дебиторской задолженности, увеличение доли менее ликвидных запасов, оборотных средств и др. Основными задачами компании становятся выявление причин, которые вызвали недопоступление денежных средств, и оперативное принятие мер по их устранению. Для их решения лучше всего подойдет отчет о движении денежных средств, составленный косвенным методом, он покажет взаимосвязь между разными видами деятельности компании. Отчет о движении денежных средств, составленный косвенным методом по истечении отчетного периода, и отчет, составленный прямым методом, которые вместе, комплексно, представляют собой результат политики управления денежными средствами компании за отчетный период, и являются для финансиста базой для принятия стратегических решений на будущий период.

Чтобы доплыть, необходимо знать маршрут

В России модели управления денежными средствами больше изучены авторами книг по финансовому менеджменту, нежели финансистами-практиками. Специализированных программ по управлению денежным потоком на нашем рынке практически нет. Большинство учебных курсов рассматривает данную тему как один из разделов в управлении оборотным капиталом компании, запасами и дебиторской задолженностью. Следует отметить, что денежный поток изучается на программах по оценке стоимости бизнеса, по изучению рынка ценных бумаг, мини-МВА, МВА и др., поэтому о денежном потоке знают все, кроме финансистов. Для того чтобы проанализировать эту ситуацию, необходимо разделить программу обучения финансовых директоров, казначеев, управляющих денежными средствами, контроллеров, управляющих кредитными ресурсами на две части: первая раскрывает подходы к текущему управлению денежными средствами, а вторая демонстрирует анализ денежных потоков. Теоретические знания позволят финансисту самостоятельно построить систему управления денежными средствами, которая включает в себя:

  • ускорение и оперативный сбор денежных притоков;
  • централизацию поступивших средств;
  • контроль над сроком осуществления денежных оттоков;
  • прогнозирование денежной позиции;
  • обеспечение соответствующими краткосрочными ресурсами;
  • оптимизацию использования временных избыточных денежных средств;
  • сбор своевременной информации;
  • внедрение систем и услуг, необходимых для наблюдения, контроля за денежной позицией компании и дальнейшего управления;
  • обеспечение внутренней и внешней передачи финансовых данных.

Сегодня финансовый директор — это мотор бизнеса, активно участвующий в управлении компанией — от разработки стратегии до ее воплощения. А для того чтобы пройти все водовороты и не отстать от соперников, необходимо постоянно пополнять багаж знаний полезной и нужной информацией.

Правило четырех «Н»

Движение денежных средств подразумевает:

  • несинхронность платежей — часто они предшествуют поступлениям денежных ресурсов;
  • несопоставимость поступлений, т. е. денежные средства могут не полностью покрывать потребности фирмы по осуществлению платежей;
  • нерегулярность поступления — многие фирмы, имеющие сезонный бизнес, сталкиваются с проблемами в управлении своими денежными средствами;
  • непредсказуемость, что означает проблематичность прогнозирования поступления денежных средств.

Советы бывалых путешественников

«Вузовские знания о моделях управления денежными средствами Баумоля, Миллера–Орра, Стоуна и даже метод Монте-Карло практических результатов не принесут. Хороший способ поддержать стабильный денежный поток — разработать платежный календарь или бездефицитный бюджет движения денежных средств (БДДС) и контролировать их исполнение. Такой документ полезно составить на месяц с разбивкой по неделям и, возможно, по дням. В первую очередь нужно выяснить, какие платежи и поступления ожидаются исходя из условий заключенных договоров и сложившейся практики их исполнения, а также прогнозируемых продаж и закупок, по которым договора еще не подписаны. То есть нужно спланировать денежные притоки (оттоки) по основной деятельности с учетом критических сроков оплаты по наиболее значимым покупателям (поставщикам).

Наличие структурированных данных об отгрузках и дебиторско-кредиторской задолженности по группам контрагентов повышает реалистичность прогноза. Определенность и предсказуемость поступлений и предстоящих платежей по обязательствам позволит своевременно и взвешенно принять решение об источниках финансирования для покрытия кассовых разрывов. Точно спланированные БДДС или платежный календарь, конечно, не гарантируют денежный поток, но существенно снижают риск, связанный с финансированием деятельности компании. В период дефицита денежных средств лучше использовать заявки на платеж, ввести систему лимитирования выплат, для чего следует утвердить приказом по предприятию их методически проработанную очередность. Распространенной проблемой в практике финансового директора является несоответствие бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов. Особенно высок риск принятия необоснованных решений при наличии этой проблемы в скрытом виде, когда каждый из бюджетов разрабатывается автономно в различных подразделениях».

Марина Траченко, главный консультант консалтинговой группы «Лекс», доцент, к.э.н.

Начать дискуссию

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
2

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

9

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Интересные материалы

Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».