Управление персоналом

Как компании управляют своим имиджем на рынке труда

Умение "продавать" себя потенциальным сотрудникам становится для российских компаний важнейшим из искусств. Обладают им далеко не все. Хотя большинством факторов, влияющих на имидж работодателя, можно управлять и тем самым повышать привлекательность компании на рынке труда.

Умение "продавать" себя потенциальным сотрудникам становится для российских компаний важнейшим из искусств. Обладают им далеко не все. Хотя большинством факторов, влияющих на имидж работодателя, можно управлять и тем самым повышать привлекательность компании на рынке труда.

Специалисты RosExpert и "ЭКОПСИ Консалтинг" провели исследование "Корпоративный брэнд компании как работодателя". За этим словосочетанием стоит представление людей о том, каково им будет внутри организации, поясняет партнер компании RosExpert Галина Рогозина. Этим представлением можно управлять. Однако исследование показало, что большинство российских компаний даже не делают разницы между понятиями "брэнд производителя" и "брэнд работодателя". Между тем разница существенна: каждый из брэндов формируется по собственным законам и для собственной аудитории. В первом случае для партнеров и потребителей услуги или продукта компаний, во втором — для потенциальных сотрудников.

Прозрачная мотивация

Логичное следствие холодного отношения к собственному имиджу работодателя — дефицит в организации хороших специалистов. Причем в последнее время корпоративный брэнд становится актуален для привлечения и удержания не только топ-менеджеров, но и менеджеров среднего звена, считает консультант компании "ЭКОПСИ Консалтинг" Любовь Куличенко. Во-первых, квалифицированных менеджеров этой категории на свободном рынке уже очень сложно найти, и во-вторых, им гораздо труднее, чем руководителям высшего звена, составить правильное представление о компании — меньше доступа к объективной информации.

Результаты опроса 150 менеджеров среднего звена очень удивили исследователей: основным критерием, по которому они выбирают место работы, оказался "гигиенический фактор" — высокий уровень оплаты труда. Далее следует возможность карьерного и профессионального роста. Впрочем, сами менеджеры считают это естественным явлением. Менеджер одной из строительных компаний Алексей Соколов мечтает сменить работу на более оплачиваемую. "Естественно, карьера интересует меня, — говорит он, — но в нашей стране и при нашем уровне жизни желание получать хорошие деньги — совершенно нормальная реакция. Наверное, когда я стану топ-менеджером, на первый план выйдут более „высокие" мотивы поиска работы".

Все эти критерии определяют степень привлекательности имени компании для соискателей. Учитывая их, можно провести в компании мероприятия, которые повысят ее рейтинг на рынке труда. Самый эффективный способ, по мнению Куличенко, — это правильное выстраивание HR-стратегии: создание ясных мотивационных схем, системы обучения и развития, системы расстановки кадров. Кроме того, необходимо информировать об этом рынок труда.

Болтун — находка для шпиона

Как выяснилось, большинство компаний не проводят специальных мероприятий по созданию корпоративного имиджа, объясняя это тем, что "в тех кругах, где они ищут специалистов, все и так все знают". Хотя многие отмечают, что имидж компании хотелось бы улучшить. "Потребность в этом есть, — говорит заместитель генерального директора по персоналу компании „Русский продукт" Екатерина Тютюникова. — Нас беспокоит собственный имидж работодателя. Хотелось бы, чтобы о компании было больше объективной информации".

Согласно исследованию, сведения о корпоративном брэнде чаще всего доходят до потенциальных сотрудников из следующих источников: пресса — 17,9%; коллеги — 10,3%, друзья — 9,7%, сотрудники компании — 8,3%, кадровые агентства — 7,6%, Интернет — 4,1%.

Негативная информация о компании, как оказалось, чаще всего исходит от бывших сотрудников и рекрутинговых агентств. Первое эксперты связывают с неумением большинства организаций правильно расставаться с увольняющимися сотрудниками. "Уход до сих пор считается у нас предательством и воспринимается негативно, — говорит Рогозина. — Работодателям пора изменить такое отношение к увольнению сотрудников, тогда процедура расставания перестанет быть стрессом. Если удастся создать у уходящего сотрудника ощущение ценности его личностного вклада, то он не вынесет за пределы организации отрицательную информацию, даже если таковая имеется".

В компании "Русский продукт" это осознали около года назад, и с тех пор для увольняющихся сотрудников устраивают торжественные проводы, вручают памятный знак, который говорит, что компания помнит обо всем, что человек для нее сделал.

Во многих компаниях существует практика exit-интервью. С сотрудником беседуют, стараются узнать причину ухода, иногда предлагают некую материальную компенсацию, дают человеку закончить все, что ему нужно. По словам начальника отдела подбора и развития персонала Сити-банка Леонеллы Зарайкиной, уходящие сотрудники очень хорошо относятся к этой процедуре. Тон беседы всегда бывает очень доброжелательным. "Многие говорят, что с удовольствием в будущем поработают в компании", — говорит Зарайкина. Доброжелательный тон при расставании сохраняет лояльность среди бывших сотрудников. Собранная же информация в конце года ложится на столы топ-менеджеров, чтобы стать основой для изменений в кадровой политике.

HR-специалисты признают, что "вредные" сведения исходят и от кадровых агентств. Проследить непосредственные источники такой информации не всегда возможно, считает генеральный директор компании HR Partners Галина Мельникова, да и не нужно. А случаи такого неэтичного поведения рекрутеров, к сожалению, есть. Во-первых, рекрутеры общаются с теми же обиженными сотрудниками, а во-вторых, и сами имеют не очень приятный опыт общения с компаниями. Екатерина Тютюникова столкнулась с подобной ситуацией на одном из прошлых мест работы. "Компания пересмотрела несколько претендентов, но не выбрала ни одного, — рассказывает она. — Реакция кадрового агентства была — "сами не знают чего хотят". На этом сотрудничество было закончено. Специалисты считают, что организации очень мало внимания уделяют работе с рекрутерами. Те часто не обладают всей необходимой информацией для поиска персонала. Возможно, также нужно заключать договор с кадровыми агентствами на запрет распространения негативной информации или специально инструктировать их о том, когда и какую информацию нужно сообщать, считает Куличенко.

Работа над собой

Описывая компанию своей мечты, участники исследования на первое место поставили "сильную корпоративную культуру". Представление об особенностях корпоративной культуры и отношения к персоналу складываются у кандидатов от первых посещений организации и от общения с ее сотрудниками. Именно поэтому так важно правильно выстраивать процедуру собеседования с кандидатами. "Многие менеджеры департаментов работы с персоналом недооценивают этот процесс и выделяют на процедуру собеседования по 15-20 минут, — говорит Мельникова. — Можно ли за это время что-нибудь рассказать о компании или узнать о соискателе?" — спрашивает Мельникова.

Корпоративная культура компании — та характеристика брэнда, которая часто обсуждается в личном общении кандидатов с бывшими или нынешними сотрудниками. Однако, для того чтобы сотрудники хорошо отзывались о собственной компании, необходимо уделять достаточно времени работе с персоналом. И в том числе информировать их о происходящих в компании событиях. Но до сих пор многие компании уделяют этому очень мало внимания, что становится причиной беспокойства сотрудников. "В свое время мы обнаружили, что наших сотрудников беспокоит то, что они почти не получают информации об идущих в корпорации процессах интеграции „НИКойла" и Автобанка, — рассказывает исполнительный директор, руководитель функционального направления управления персоналом Финансовой корпорации „УРАЛСИБ" (ранее ФК „НИКойл") Алла Стадник. — После этого мы провели несколько конференций с сотрудниками, довели до них информацию с помощью корпоративного издания и обновили информационный портал. Результаты этой работы планируем узнать в текущем году".

Компания должна пропагандировать не только бизнес-показатели, но и собственную работу с персоналом, считают специалисты компаний RosExpert и "ЭКОПСИ Консалтинг". "У человека вне компании почти нет возможности получить объективную информацию о корпоративной культуре предприятия", — считает Рогозина. Однако у многих организаций нет корпоративного издания, а интернет-сайты не очень информативны. Учитывая это, в ФК "УРАЛСИБ" внесли существенные изменения в структуру и содержание своего нового сайта. Теперь, по словам Аллы Стадник, желающие больше узнать о компании могут посетить виртуальный офис.

Юлия А. Васильева

Начать дискуссию

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход, если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.

Как избежать конфликтов с налоговой? Научим дружить с ИФНС на новом курсе

Чтобы вы больше не терялись при каждом требовании налоговой и не боялись судебных тяжб, мы вместе с налоговым адвокатом записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать». Вы узнаете, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В прошлом году 75% малоимущих благодаря соцконтракту повысили свои доходы

За период 2021-2023 годов доля граждан, у которых доход после реализации социального контракта превысил величину регионального прожиточного минимума, увеличилась с 22,5% до 41,1%.

Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
IT-компании

IT-компании на УСН тоже имеют право на пониженные взносы

Аккредитованные IT-компании имеют право на льготу в виде пониженных взносов, если профильный доход составляет не менее 70%. Но у бизнеса есть некоторые сомнения по поводу этой нормы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Знание управленческого учета помогает бухгалтеру увеличить стоимость своей работы

Автоматизируйте управленческий учет в компании, уменьшите трудоемкость работ, помогите бизнесу и повысьте свою ценность как специалиста.

Проверки

🍴 ФНС подключается к поиску нелегальных пищевых предприятий и общепита. Оценка налогового юриста

Чтобы Роспотребнадзор мог оперативно определить новые компании из сферы общепита и следить за их деятельностью, он будет получать информацию от ФНС и сведения о движении денежных средств.

По негосударственной пенсии тоже можно получить имущественный вычет НДФЛ

Пенсионер имеет право на получение имущественного вычета по НДФЛ на покупку квартиры и ипотечные проценты, если у него есть доход, облагаемый НДФЛ.

Признана незаконной комиссия банка за пополнение транспортной карты с кредитки

Финансовый уполномоченный признал неправомерным взимание банком комиссии за перевод средств с кредитной карты на карту «Тройка».

Интернет и IT

Размещение в App Store: как загрузить платное приложение в магазин из России

App Store — магазин приложений для Apple, где разработчики могут публиковать свои продукты. Хотя правила площадки подразумевают публикацию как бесплатных, так и платных приложений, после введения санкций российские пользователи столкнулись с ограничениями. В настоящее время платные приложения от разработчиков из РФ могут размещаться только для российской аудитории.

Размещение в App Store: как загрузить платное приложение в магазин из России

Депутаты хотят установить налоговый вычет за путевки в детские лагеря

Чтобы компенсировать расходы родителей на оплату летнего отдыха детям, депутаты предлагают ввести налоговый вычет за покупку путевок в любые детские лагеря.

8 способов удержать внештатных исполнителей

Найти хорошего внештатника непросто, поэтому все больше заказчиков задумываются, как сохранить ценного специалиста. В статье рассказали, какие есть способы укрепить сотрудничество с исполнителем.

8 способов удержать внештатных исполнителей

Компании из Белоруссии смогут быстрее выходить на Мосбиржу

Эмитенты из Белоруссии больше не будут дублировать информацию о ценных бумагах при выходе на биржу.

Т-банк откроет доступ к сервису «Фрод-рулетка» для борьбы с мошенниками

Участники эксперимента смогут общаться с мошенниками напрямую. Это заставит злоумышленников тратить время, чтобы они не смогли обмануть других.

Нотариат

Произошла первая выплата из Компенсационного фонда нотариусов

Зафиксирована первая за 9 лет выплата из Компенсационного фонда Федеральной нотариальной платы (ФНП) за действия нотариуса.

Услуги по электронному акту признаются расходом по дате его подписания

По общему правилу расходы для целей главы 25 НК признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты. Но для некоторых расходов есть свои нюансы по дате учета.

Капвложения, которые учитываются как ОС, облагаются налогом на имущество

По ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» после приведения объекта капвложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию, капвложения считаются основными средствами. Но это может быть отельный инвентарный объект.

Налоговые проверки

Больше никаких проблем с налоговой! Научитесь отвечать на требования ИФНС на новом курсе «Клерка»

Вместе с налоговым адвокатом мы записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать» о том, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией, правильно реагировать на различные требования, чтобы избежать конфликтов с проверяющими органами.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Как в 2025 году бизнес будет платить НДС и налог на прибыль

Самые грандиозные изменения по налоговой реформе 2025 года коснулись самых собираемых налогов – НДС и налога на прибыль.