Налог на рекламу

Налог на рекламу отдельной строкой

Получив счет от рекламного агентства, вы можете обнаружить в нем выделенный налог на рекламу. Не думайте, что так и должно быть. Закон, Минфин и здравый смысл говорят об обратном.

Получив счет от рекламного агентства, вы можете обнаружить в нем выделенный налог на рекламу. Не думайте, что так и должно быть. Закон, Минфин и здравый смысл говорят об обратном.

Местный произвол

Налог на рекламу вводят местные власти. Они же устанавливают порядок его расчета и уплаты. На этом поприще многие чиновники проявили завидную изобретательность, придумав особый порядок сбора налога. Они постановили, что делать это должны фирмы – распространители рекламы (рекламные агентства, издательства, радиостанции, телекомпании и т. д.). Отличились таким образом власти Белгорода, Долгопрудного, Кемерово, Нефтекумска, Пензы, Тамбова, Армавира и множества других городов и весей по всей стране.

На практике это местное творчество воплощается так: рекламное агентство выставляет заказчику счет, в котором отдельной строкой выделен налог. Если заказчик его не оплатит, рекламу просто не разместят. Получив указанную в счете сумму, агентство перечислит ее в местный бюджет. То есть распространители рекламы выступают своеобразными сборщиками налога на рекламу, да еще и несут ответственность за несвоевременное его перечисление. Власти некоторых городов в своих документах распространителей рекламы в этом качестве определили почему-то как налоговых агентов.

При этом в одних городах рекламные агентства должны собирать налог во всех случаях без исключения, в других – только при условии, что рекламодатель не зарегистрирован на территории города. В третьих – выбор оставлен на усмотрение агентств, но при этом они должны сообщать в инспекцию о каждом заказчике, которому выставят счет без налога.

Эти «художества» местных властей могут обернуться для многих фирм двойным налогообложением. Предположим, компания зарегистрирована в городе, где налог должен платить рекламодатель, то есть она сама. Но рекламировать свои товары она решила в другой местности, где налог собирает рекламное агентство. Получается, что она заплатит его дважды, что незаконно.

Чтим закон

Вероятно, местные власти, разрабатывая свои положения, не удосужились заглянуть ни в закон об основах налоговой системы, ни в Налоговый кодекс. Если бы они это сделали, то знали бы, что платить налог на рекламу должны не ее распространители, а фирмы-рекламодатели (ст. 21 закона от 27 декабря 1991 г. № 2118-1).

Кроме того, они бы поняли, что налоговыми агентами распространителей рекламы считать нельзя. Дело в том, что налоговые агенты удерживают и перечисляют налоги из денег, которые они выплачивают другим фирмам и гражданам (п. 3 ст. 24 НК). Рекламные агентства под это определение не подпадают, так как денег рекламодателям не выплачивают. То есть рекламные агентства должны платить налог на рекламу только в том случае, если рекламируют сами себя.

Местные положения о налогах и сборах не могут противоречить федеральным законам (п. 5 ст. 1 НК). В ином случае требования налоговиков, основанные на таких местных законах, можно смело игнорировать (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК).

Об этом помнят и в Минфине. В его письме от 29 марта 2004 г. № 04-02-05/2/10, правда, не сказано, что делать, если налоговики, продолжая руководствоваться местным законодательством, оштрафуют рекламное агентство, которое выставило счет без налога, или фирму-рекламодателя, которая его не перечислила. А именно так проверяющие скорее всего и поступят – если верить ответам, которые мы получили в территориальных налоговых инспекциях.

Например, в инспекции Тамбова нам сказали, что фирма, которая не заплатила налог, указанный в счете рекламного агентства, непременно будет оштрафована. То же самое подтвердили налоговики Пензы. Правда, в этом городе проверяющие оказались лояльнее: им в принципе все равно, кто перечислит налог, главное, чтобы он поступил в бюджет. В Кемерово тоже собираются штрафовать провинившихся, правда, так и не смогли решить, кого же именно. Немного подумав, нам посоветовали обратиться в платную консультацию.

Поняв, что инспекторы ситуацию не прояснят, мы позвонили в Минфин. Алексей Сорокин из департамента налоговой политики отметил, что, если местное положение противоречит закону об основах налоговой системы, его «нужно привести в соответствие». Он считает, что власти сами примут поправки, если к ним обратится заинтересованное лицо и объяснит, что их документ противоречит федеральным законам. Если же этого не произойдет, то проблему придется решать в суде.

Идем в суд

Возможно, кто-то и сумеет убедить местные власти пересмотреть свое положение. Но это станет скорее исключением, чем правилом. Поэтому судебное разбирательство, вероятнее всего, будет единственным выходом из ситуации. Обратиться в арбитражный суд могут как фирма-рекламодатель, так и рекламное агентство.

«У фирмы-рекламодателя есть несколько вариантов, – поясняет Юрий Воробьев, адвокат из компании “ФБК-Право”. – Прежде всего она может подать иск о признании недействительным местного нормативного акта. В этом случае рекламодатель избавит остальные фирмы от необходимости обращаться в суд, но не сможет вернуть налоги, ранее перечисленные в бюджет, так как у судебного решения, которое отменит нормы местного положения, обратной силы не будет».

Поэтому лучше поступить иначе. Если местное положение предоставляет фирме право выбора – платить налог самостоятельно или перечислять его налоговому агенту, – то не платите его никому. Дождитесь налоговой проверки и оспорьте в суде ее результаты. В этом случае вы не потеряете ни копейки из собственных денег, считает Юрий Воробьев.

Но в большинстве местных положений, к сожалению, выбор не предусмотрен. Не перечислив налог рекламному агентству, фирма не сможет разместить рекламу. В этом случае деньги придется отдать. Следом за этим нужно потребовать у налоговиков их вернуть. Они, естественно, не согласятся, что и послужит поводом для обращения в суд.

Рекламное агентство также может оспорить местный нормативный акт или дождаться проверки и обжаловать решение проверяющих. По опыту генерального директора консалтинговой компании «Бухсофт.ру» Алексея Коршунова воспользоваться можно любым из этих способов. Главное – приложить к исковому заявлению местное положение о налоге на рекламу и обосновать, каким нормам налогового законодательства оно противоречит.

Самое приятное, что положительная арбитражная практика уже сформирована. Например, в нескольких округах судьи признали, что рекламные агентства не обязаны собирать налог с рекламодателей, так как не являются налоговыми агентами (постановления ФАС Уральского округа от 1 апреля 2002 г. № Ф09-592/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 января 2002 г. № Ф04/401-22/А70-2002, ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. № А82-91/2001-А/1, от 22 мая 2000 г. № А82-34/99-А/7).

Одержали победу и фирмы-рекламодатели, доказав, что не должны платить налог рекламному агентству (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 октября 2002 г. № Ф04/3771-1153/А27-2002).

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подтвердил, что фирма, которая перечислила налог рекламному агентству, не обязана платить его повторно по месту своей регистрации (постановление от 11 сентября 2003 г. № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1). Свою позицию арбитры подкрепили ссылкой на Налоговый кодекс. В статье 3 там сказано, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, а значит, нельзя взимать налог 2 раза за одно и то же действие.

Добиться отмены местного положения о налоге на рекламу, которое противоречит федеральному законодательству, фирме тоже вполне по силам (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2003 г. № Ф04/1034-255/А45-2003).

Юлия САВИЦКАЯ

Материал предоставлен журналом «Расчёт» , №6 2004 г.

Начать дискуссию

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Инвестиции

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Интересные материалы

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении