Бюджетный учет

Составляем бюджетную смету

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ. Указанными изменениями закладывается основа для существенного упорядочения процесса организации нормативно-правовой базы, регулирующей исполнение бюджетов по расходам, и как следствие — для повышения прозрачности исполнения бюджетов и качества управления бюджетными средствами.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ. Указанными изменениями закладывается основа для существенного упорядочения процесса организации нормативно-правовой базы, регулирующей исполнение бюджетов по расходам, и как следствие — для повышения прозрачности исполнения бюджетов и качества управления бюджетными средствами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в нормативно- правовое регулирование составления, утверждения и ведения бюджетных смет как одного из основных этапов исполнения бюджетов по расходам введен ряд новых элементов (инструментов, понятий), которые применяются в полном объеме уже с 1 января 2008 года.
По старому БК Основным недостатком нормативно-правового регулирования составления, утверждения и ведения бюджетных смет до 1 января 2008 года являлась бессистемность соответствующих норм и положений бюджетного законодательства.

Так, в соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2008 года, бюджетное учреждение обязано было составлять и представлять на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Затем в течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждал эту смету и представлял ее в орган, исполняющий бюджет, в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения. Из норм указанной статьи было непонятно, кем устанавливается форма сметы доходов и расходов и в как именно она составляется. Отсутствовали также нормы ведения смет. Кроме того, наличие в Бюджетном кодексе РФ требований по срокам представления сметы доходов и расходов представлялось нецелесообразным в связи с тем, что и в отсутствие требований по этим срокам составление и утверждение бюджетных смет протекало в максимально сжатые, но при этом разные (с учетом специфики деятельности конкретных бюджетных учреждений) сроки, так как санкционирование расходов без утвержденной сметы доходов и расходов являлось недопустимым. Это само по себе стимулировало бюджетное учреждение составить и представить смету доходов и расходов в минимальные сроки. Здесь же следует отметить, что вытекающая из норм статьи привязка показателей сметы доходов и расходов к бюджетным ассигнованиям представляется сомнительной, так как по определению объем бюджетных ассигнований не устанавливает объем прав бюджетного учреждения на принятие в денежном выражении бюджетных обязательств. Следовательно, были допустимы варианты составления сметы доходов и расходов, при которых по итогам финансового года ее отдельные показатели превышали соответствующие лимиты бюджетных обязательств. В определенной степени оказались противоречивыми положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся отражения в смете учреждения внебюджетных средств. С одной стороны, доходы, полученные бюджетным учреждением от внебюджетной деятельности, в полном объеме должны быть учтены в смете доходов и расходов (статья 42 БК РФ), с другой стороны, смета в целом привязана к бюджетным ассигнованиям (статья 221 БК РФ). В результате на практике некоторыми главными распорядителями средств бюджета утверждались отдельные сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учитывая, что одним из следствий проводимых реформ по реорганизации бюджетной сети — выделения из нее автономных учреждений — является полный запрет на осуществление предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях, в Бюджетном кодексе РФ должно быть предусмотрено, что смета бюджетного учреждения содержит только показатели по соответствующим расходам бюджета.
По новому БК Бюджетным кодексом РФ введено понятие «бюджетная смета». В соответствии со статьей 221 измененного Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, к которым согласно статье 70 Бюджетного кодекса РФ относятся обязательства по:
  • оплате труда работников бюджетных учреждений, денежному содержанию (денежному вознаграждению, денежному довольствию, заработной плате) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
  • оплате поставок товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещению вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Бюджетный кодекс РФ не содержит положений об отражении в бюджетных сметах внебюджетных средств. Вместе с тем статьей 5 Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ установлено, что в течение переходного периода до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, являющейся отдельным документом.

В целом Бюджетным кодексом РФ устранены пробелы и противоречия, имевшие место до 1 января 2008 года в части регулирования составления, утверждения и ведения смет бюджетных учреждений.

Согласно статье 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н (далее — Приказ № 112н). Рассмотрим основные положения этого приказа.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений принимается в форме единого документа, который устанавливается главным распорядителем средств бюджета. Отметим, что до 1 января 2008 года отсутствие в бюджетном законодательстве такого требования привело к тому, что форма сметы для всей подведомственной главному распорядителю бюджетных средств бюджетной сети не устанавливалась, из-за чего сметы составлялись в ряде случаев некорректно.

Внимание В течение переходного периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа:
  • бюджетную смету;
  • смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (если данному бюджетному учреждению разрешено вести предпринимательскую деятельность в соответствии с его уставом, нормативно-правовыми актами).

Составление смет Показатели бюджетной сметы, устанавливающие объем и распределение направлений расходования, формируются:
  • на период одного финансового года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения;
  • в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 70 Бюджетного кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что в бюджетную смету не включаются расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов, субсидий (субвенций) юридическим и физическим лицам, расходов по обслуживанию государственного (муниципального) долга, расходов по погашению бюджетных кредитов, покупке ценных бумаг, других расходов, не связанных с обеспечением выполнения функций бюджетного учреждения. Вместе с тем при формировании показателей бюджетной сметы с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления недопустим вариант составления бюджетной сметы, в котором указанная детализация заканчивается на каком-либо группировочном коде классификации операций сектора государственного управления. Так, например, указание в бюджетной смете объемов и направлений расходования бюджетных средств на оплату работ, услуг, оказываемых бюджетному учреждению, только по коду статьи классификаций операций сектора государственного управления 220 «Оплата работ, услуг» является недопустимым. Расходы по указанной статье обязательно детализируются по соответствующим подстатьям классификации операций сектора государственного управления.

При этом в целях ведения аналитического учета главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели бюджетной сметы по кодам аналитических показателей. Так, например, расходы бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду классификации операций сектора государственного управления 223 «Коммунальные услуги», можно разделить на:
  • оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
  • оплату услуг по холодному водоснабжению;
  • оплату услуг по газоснабжению;
  • оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
  • прочие расходы на оплату коммунальных услуг.
Разумеется, указанным типам расходов присваиваются соответствующие аналитические коды.

Соответствие показателей бюджетной сметы лимитам бюджетных обязательств означает, что сумма объемов расходов, отражаемых по аналитическим кодам, кодам статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, равна объему лимитов бюджетных обязательств, доведенному до бюджетного учреждения по соответствующему коду классификации расходов бюджетов. Возвращаясь к вышеуказанному примеру, сумма объемов расходов по каждому типу коммунальных услуг должна быть равна объему лимитов бюджетных обязательств, доведенному до бюджетного учреждения по коду классификации операций сектора государственного управления 223 «Коммунальные услуги».

Форма бюджетной сметы должна содержать следующие обязательные ре­квизиты:
  • гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свод смет учреждений), и дату утверждения;
  • наименование формы документа;
  • финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) / наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
  • код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
  • содержательную и оформляющую части.
Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные: руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

В случае реорганизации бюджетная смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в соответствии с доведенными бюджетному учреждению в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств.

Внимание При представлении на утверждение бюджетной сметы прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при ее формировании. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей должны присутствовать в любом случае вне зависимости от варианта утверждения бюджет­ных смет (в том числе при утверждении бюджетной сметы непосредственно руководителем бюджетного учреждения).

Утверждение смет В порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленном главным распорядителем средств бюджета, должна быть четко описана схема их утверждения. При этом имеются следующие варианты утверждения бюджетных смет:
  • руководитель каждого бюджетного учреждения наделяется правом утверждения бюджетной сметы руководимого им бюджетного учреждения;
  • правом утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений (нижестоящих распорядителей, получателей средств бюджета) наделяется руководитель распорядителя средств бюджета;
  • правом утверждения бюджетных смет наделяется руководитель главного распорядителя средств бюджета.
В то же время необходимо иметь в виду, что в случае доведения до подведомственного бюджетного учреждения государственного (муниципального) задания руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должен предоставить право утверждения сметы бюджетного учреждения его руководителю. Других ограничений, установленных новым Бюджетным кодексом РФ и Приказом № 112н, по выбору вариантов утверждения бюджетных смет не существует.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод бюджетных смет бюджетных учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении. При этом следует подчеркнуть, что утверждение и ведение главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета свода бюджетных смет не является обязательным. На наш взгляд, утверждение и ведение главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета свода бюджетных смет может быть целесообразным в том случае, если правом утверждения бюджетной сметы непосредственно наделены бюджетные учреждения, подведомственные главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В целом, с одной стороны, утверждение и ведение свода бюджетных смет является хорошим подспорьем в аналитических целях, в том числе для качественного составления главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета бюджетных проектировок на очередной финансовый год, с другой стороны, имеются очевидные ограничения по ведению свода бюджетных смет, связанные с величиной расходов по оплате организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ведение главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета свода бюджетных смет. Кроме того, ведение свода бюджетных смет представляется нерациональным при одновременном выполнении следующих условий:
  • лимиты бюджетных обязательств доводятся до бюджетных учреждений подведомственной главному распорядителю средств бюджета бюджетной сети по кодам классификации расходов бюджетов с применением статей (подстатей) кодов классификации операций сектора государственного управления;
  • показатели бюджетной сметы в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем средств бюджета, не детализируются дополнительно по аналитическим кодам.
Утверждение свода бюджетных смет осуществляется в следующем порядке. Распорядитель средств бюджета формирует свод бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений и направляет его на утверждение главному распорядителю средств бюджета. При этом форма свода бюджетных смет в целом аналогична форме самой бюджетной сметы.
Ведение смет Согласно статье 221 Бюджетного кодекса РФ помимо порядка составления и утверждения бюджетных смет главный распорядитель средств бюджета должен установить порядок их ведения. Под ведением бюджетной сметы понимается внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в бюджетную смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений:
  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (кроме кодов классификации операций сектора государственного управления), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
  • изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей (в случае их установления главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета), не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Если изменения в бюджетной смете затрагивают показатели бюджетной рос­писи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств, то такие изменения возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств. Утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется тем же, кто утверждает бюджетную смету.

В заключение отметим, что новый Бюджетный кодекс РФ и Приказ № 112н не содержат требований о представлении бюджетных смет в органы Федерального казначейства (финансовые органы).

Автор - начальник отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik