Кассовые операции

Аудиторская проверка кассовых операций

Подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.
25,2 тыс. 402

Подавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях  расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.

Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора. Источниками информации для аудитора служат главная книга, регистры синтетического учёта операций по счёту 50, отчёт о движении денежных средств по форме № 4, а также бухгалтерский баланс. Наряду с ними обязательной проверке аудитором подлежат кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, книги учёта кассовых ордеров, книги регистрации депонентов и платёжных ведомостей, отчёты кассира и журнал учёта доверенностей. Вся кассовая документация должна быть проверена на предмет соответствия требованиям, содержащимся в законодательстве.  

Поступления наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, составляемым в одном экземпляре и подписываемым главным бухгалтером.  Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром (другой вариант - заверяется оттиском кассового аппарата) и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, после чего выдается на руки лицу, сдавшему деньги. 

Расходный кассовый ордер применяется для обратной поступлению денег процедуры -  выдачи наличных денег из кассы предприятия. Он также выписывается в одном экземпляре, однако, наряду с подписью главного бухгалтера требует подписи и непосредственного руководителя организации. В строке ордера “Основание” раскрывается содержание хозяйственной операции, а в строке “Приложение” указывается перечень прилагаемой документации с номерами и датами их оформления. Выдача денежных средств отдельному лицу по расходному кассовому ордеру должна сопровождаться подписью получателя и документальной фиксацией данных, содержащихся в документе, удостоверяющем его личность.

Унифицированная форма кассовой книги установлена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций по учёту результатов инвентаризации”. Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов, служащие отчетом кассира, должны быть отрывными.  

Несоблюдение установленных форм и правил оформления кассовой документации может свидетельствовать как о недопустимо низком уровне внутриорганизационного контроля деятельности по учёту, вследствие небрежности или халатности, так и о виновных действиях сотрудников организации, в первую очередь, руководства и работников бухгалтерии. Другим важным моментом, на который стоит обратить внимание является соблюдение организацией лимитов, касающихся наличных денежных средств.

Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года N 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя” вводит количественное ограничение на денежные суммы, поступающие в кассу по договорам с контрагентами. Так, начиная с 21 июля 2007 года, расчеты наличными деньгами между субъектами предпринимательской деятельности в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Вся денежная наличность сверх установленной нормы подлежит сдаче в банковское учреждение.

В ходе проверки аудитору следует учесть тот факт, что не все операции с денежной наличностью должны проходить непосредственно через кассу. В некоторых случаях, при оказании услуг населению, кассовая техника может и не применяться. При этом расчёты между организацией и населением могут осуществляться как при помощи наличных денежных средств, так и с использованием платёжных карт, а роль кассовых чеков выполняют документы к ним приравненные в соответствии с законом. 

К кассовым чекам приравниваются такие документы, как квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежных карт. Все они представляют собой бланки строгой отчётности представленные по форме, утверждённой Минфином РФ. Обязательными реквизитами таких бланков являются наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование и код организации, выдавшей бланк, ИНН, вид услуги, единица измерения оказания услуг, стоимость услуги в денежном выражении, дата осуществления расчета, должности и Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции. Исключением из общего правила выступают бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Для них предусмотрен несколько усечённый перечень обязательных реквизитов - наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование организации, выдавшей бланк, вид транспортного средства и стоимость услуги в денежном выражении.

При наличии сомнений у аудитора относительно правильности ведения учёта по кассовым операциям и состоятельности существующего на предприятии внутреннего контроля, дальнейшую проверку целесообразно проводить, предварительно опросив всех ответственных лиц. В качестве ответственных за порядок ведения операций по кассе лиц традиционно выступают руководитель организации, главный бухгалтер и кассир. Для каждого из них аудитором составляется отдельный опросный лист (вопросник), который должен содержать указание на должность опрашиваемого лица в соответствии со штатным расписанием, действующим в пределах организации. В целом, проведённый опрос помогает установить конкретные факты нарушения Порядка ведения кассовых операций.  

Все нарушения учёта операций по кассе принято классифицировать в зависимости от формы вины ответственных лиц и их должностного положения. Обычно различают такие виды нарушений, как прямое хищение, виновное неоприходование поступивших средств с последующим их присвоением, хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц, излишнее списание денежных средств, присвоение сумм, начисленным третьим лицам, расчёты наличными средствами в нарушение положений об их максимально допустимой величине и ошибки в учётных регистрах. Данная классификация имеет большое практическое значение, так как позволяет аудитору  применить процедуру, наилучшим образом подходящую для каждого конкретного случая нарушений. Рассмотрим эти процедуры более подробно.

Прямое хищение средств с предприятия помогает выявить инвентаризация наличных средств в кассе. Хищение может осуществлять как при помощи так называемых маскировочных приёмов (подписи и визы бухгалтерских работников, руководителей предприятия и их заместителей), так и без них. Обнаружению хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц и работников бухгалтерии, способствует проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица, проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица; проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей денег и устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт своей распиской.

Факт неоприходования средств с последующим их присвоением устанавливается путём проверки чековой книжки организации на полноту содержащихся в ней данных и проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия, полученных из банка по чеку. Частными случаями виновного неоприходования является неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших от физических и юридических лиц по приходным ордерам и неоприходование денежных сумм, поступивших от юридических лиц по доверенностям. Данные факты могут быть подтверждены проверкой своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, а также проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров и проверки правильности оприходования сумм по доверенностям.

Излишнее списание денежных средств может быть установлено в ходе таких процедур, как проверка итогов кассовых отчетов, проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира, проверка соответствия данных аналитического  и синтетического учета по расчетам с персоналом, проверка совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации.

Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных третьим организациям аудитор применяет проверки соответствия платежных реестрам депонированных сумм, проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм, проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке, проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов и проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.

Наконец, ошибки и случаи некорректного учёта кассовых операций можно установить с помощью проверки соответствия совершённой бухгалтером записи, зафиксированной на первичных кассовых документах, фактическим информационным данным, содержащимся в журнале-ордере № 1 “Касса”.

Начать дискуссию

ЭДО

Оптимизация документооборота: как упростить и ускорить работу с документами в компании

Документооборот — важный процесс в любом бизнесе. Руководители и сотрудники работают с большим объемом документов: это занимает много времени, увеличивает затраты на хранение и обработку информации. Расскажем, как упростить и ускорить работу с документами с помощью электронного документооборота (ЭДО).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Госкомпании заказали у самозанятых товары и услуги на 2,2 млрд рублей

Крупнейшие заказчики нарастили объем закупок у самозанятых на 160%.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Чтобы снять недоразумения, касающиеся оформления возможности уменьшения НДФЛ на сумму уплаченных взносов, Ассоциация клининговых и фасилити операторов направила официальное письмо в ФНС России с просьбой дать разъяснения относительно необходимого перечня документов.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Один маркетплейс начал продавать золотые слитки ручной работы

Сейчас на Мегамаркете представлено 160 золотых слитков 999-й пробы. Изделие можно забрать на пункте выдачи заказов или оформить курьерскую доставку.

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Все без исключения организации, которые хотя бы однажды работали с частными лицами, рассматриваются как операторы персональных данных (ПД). Все они обрабатывают ПД частных лиц — клиентов, работников и т.п. Для корректной работы с ними необходимо сформировать пакет документов для регистрации в Роскомнадзоре.

Какие документы нужны для работы с персональными данными
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок
НДС

РЭО: магазины нужно освободить от НДС за передачу товаров малоимущим

Отказ от НДС за передачу излишков продуктов малоимущим позволит сократить число пищевых отходов.

28

Как оплачивать налоги при получении товара вместо оплаты как самозанятый

Представим ситуацию, когда самозанятый получает в качестве вознаграждения за свою работу услугу или товар. Возникает вопрос: необходимо ли в таком случае уплачивать налог с этого дохода? И если да, то как это сделать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Камчатку включили в список регионов-участников программы стимулирования занятности

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Электронные накладные: что, как и зачем

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, бизнес-процессы становятся все более автоматизированными. Одна инновация, которая успела завоевать популярность в логистике и в ресторанном бизнесе, — электронные накладные. Рассказываем, как работают электронные накладные и почему стоит уже сейчас использовать их в заведении общепита.

Электронные накладные: что, как и зачем
Банки

ФАС выявила нарушения в рекламе ипотеки от Альфа-Банка

Банк не рассказал в рекламе о дополнительных условиях, которые могут повлиять на ставку по ипотеке в размере 5,6% годовых.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Туристический налог, больничный для НПД, прогрессивный УСН. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

Аудиторская проверка бюджета организации направлена не только на обнаружение нарушений и ошибок в ведении финансово-бюджетного управления. Основная задача этой сложной комплексной работы заключается в налаживании правильных алгоритмов, предотвращении рисков и поиске оптимальных управленческих решений. 

Познакомимся с золотыми стандартами внутреннего финансового аудита

При ввозе импортного уникального оборудования придется заплатить НДС, если его пока нет в перечне

При ввозе в РФ оборудования, аналоги которого не производятся в России, НДС на таможне платить не надо. Но только если это оборудование включено в перечень.

НДС

Заявление на возмещение НДС нужно направлять только в электронном виде

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках прочтения прошлой статьи вы посчитали сколько недозарабатывает ваша бухгалтерская компания. Теперь нам предстоит обсудить вопросы о том, как подготовиться к повышению стоимости бухгалтерского обслуживания клиентам и насколько сильно возможно поднимать цену клиентам.

Подготовка к повышению цен на бухгалтерские услуги

Что делать продавцу на маркетплейсе, если покупатель подменил товар

Маркетплейс может потерять товары продавца, а сотрудники ПВЗ не всегда проверяют, те ли вещи возвращают клиенты на склад. Узнайте, как правильно поступать в подобных ситуациях и вернуть свои деньги.

НДС

👔 Вычет НДС без счета-фактуры и первички суд может признать правомерным. Практик: но нужно принять все возможные меры

Арбитражный суд решил, что организация подтвердила реальность операций, исполнила сделку и имеет право на вычет, не имея документов.

Интересные материалы

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b

Успех рекламных кампаний в Телеграме зависит от многих факторов: это и правильный выбор каналов, написание интересного текста, дизайн запоминающейся картинки и так далее. Однако есть один фактор успеха, который не зависит от типа аудитории, тематики рекламы, бюджета — вообще ни от чего. Это реклама в Телеграме через платформу Telega.in.

Вы тоже так сможете! Топ-3 самых успешных кейса продвижения в Телеграме для b2b