Инспектор решил, что он лучше знает, как вести учет в столовой

Инспектор при проверке потребовал документы, исходя из своего представления о ведении учета в общественном питании. Документы, имеющиеся у компании, его не удовлетворили, и он снял все расходы столовой на сырье и материалы. Налоговый адвокат считает это неправильным и помогает написать возражения по акту проверки.
4,5 тыс. 15
Инспектор при проверке потребовал документы, исходя из своего представления о ведении учета в общественном питании. Документы, имеющиеся у компании, его не удовлетворили, и он снял все расходы столовой на сырье и материалы. Налоговый адвокат считает это неправильным и помогает написать возражения по акту проверки.
кого проверили: ОАО «НИИДОРСТРОЙ»

кто проверил: Инспекция ФНС России № 33 по г. Москве

что проверили: НДС и налог на прибыль за 2007 год

цена вопроса: 3 692 365 рублей

В ОАО «НИИДОРСТРОЙ» проверки проходят с завидной регулярностью – третий год подряд. После того как результаты обеих предыдущих проверок были успешно оспорены в судах, инспекторы сменили тактику. В этот раз прислали специалиста в общественном питании.

Налоговики вполне справедливо ожидали, что, поскольку для института собственная столовая скорее обуза, чем источник прибыли, учет явно построен самым «экономным» – котловым способом. Надо быть большим любителем бухгалтерского учета, чтобы в столовой, имеющей социальное значение и потому использующей минимальную наценку, применять такой же громоздкий и затратный учет, как, скажем, в сети дорогих ресторанов.

Надежды инспекторов оправдались: учет в столовой института был организован именно котловым способом – учитывались все расходы столовой без привязки их к каждому блюду.

Инспекторы с упоением описали в акте, как, по их представлениям, в институте должны были учитывать расходы столовой, и на том основании, что были представлены совсем не те документы, которые они хотели видеть согласно своей методике, они сняли за проверяемый период все расходы столовой на сырье и материалы.

При подготовке возражений по акту была выработана тактика защиты, основанная на трех основных аргументах.

Аргумент первый: предложенная система бухгалтерского учета нигде не утверждена и не является единственно возможной

Предложенный инспекторами вариант учета продуктов в столовой основан на наиболее трудоемкой системе документооборота. Эта система сформировалась в старые времена, когда во главу угла в бухгалтерском учете ставилась борьба с расхищением социалистической собственности.

Ни в одном из нормативных документов не утверждена какая бы то ни было система бухгалтерского учета специально для предприятий общественного питания.

Вместе с тем в пункте 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н1, указано, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. А в соответствии с пунктом 10 этого документа учетная политика организации должна отвечать, в частности, требованиям приоритета содержания перед формой и рациональности.

Эти же требования к учетной политике организации предъявляет и положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Причем требование рациональности расшифровывается как «рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации» (п. 7 ПБУ 1/98).

В тексте возражений запишем:
«В акте необоснованно утверждается, что предложенная система учета единственно возможная. В соответствии с утвержденными правилами бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно выбирать способ бухгалтерского учета исходя из принципа рациональности и приоритета содержания над формой.

Поскольку финансовые результаты столовой не являются приоритетными в общей структуре деятельности компании, в учетной политике выбран наиболее рациональный для данных условий котловой способ учета затрат. При этом приняты во внимание размер столовой и ее социальная значимость, которая предопределяет применение минимальной торговой наценки. Использование более трудоемких способов ведения бухгалтерского учета, включая предложенный в акте проверки, привело бы к неоправданному увеличению расходов и, как результат, к удорожанию блюд.

Таким образом, навязывание компании неприемлемого для нее способа бухгалтерского учета незаконно и не может являться основанием для непризнания расходов».

Аргумент второй: закон о бухгалтерском учете разрешает использовать первичные документы, отличающиеся от унифицированных

Исходя из собственного представления о том, каким образом следует учитывать расходы в столовой, инспекторы составили список документов, которые якобы должны быть в бухгалтерии. Поскольку компания представила иные подтверждающие документы, они, естественно, не были приняты во внимание. В акте было указано, что расходы документально не подтверждены.

Обращает на себя внимание еще одна деталь. Основная претензия инспекторов в отношении представленных документов – они отсутствуют в альбоме унифицированных форм бухгалтерского учета. А те, которые они затребовали, в этих альбомах есть. Точнее, в одном из них – Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденном постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Но в этом альбоме предусмотрено 25 различных документов на все случаи учета. Тем не менее инспекторы потребовали только три из них.

Компания строила учет так, как ей это удобно, и первичные документы применяла такие, какие в полной мере подходили для этого. В частности, был использован первичный документ «Приходные накладные на продукты со склада в производство», который в полной мере обеспечивает потребности в учете расхода продуктов котловым методом и имеет все необходимые реквизиты.
В тексте возражений запишем:

«Утверждение инспекторов, что первичными документами могут быть только те, которые утверждены в сборнике унифицированных форм, не соответствует истине.

Исходя из норм статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», типовые формы применяются в том случае, если они подходят организации в соответствии с выбранной ею учетной политикой. Если эти формы не подходят, они могут быть изменены – дополнены новыми показателями либо полностью заменены на новые, разработанные самой организацией.

При этом законом о бухгалтерском учете определяется только одно непреложное условие – наличие реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 9. Инспекция не указывает в акте проверки на то, что представленные обществом документы не имеют предусмотренных законом обязательных реквизитов.

Таким образом, отказ учитывать в подтверждение расходов представленные компанией первичные документы противоречит закону».

Аргумент третий: для налогового учета бухгалтерский – лишь вспомогательный

Цели, которые преследует бухгалтерский учет, несколько отличаются от тех целей, которые имеются у налогового учета. У налогового учета более узкая, но конкретная задача: формирование полной и достоверной информации для обложения налогом хозяйственных операций, а также для контроля за правильностью исчисления налогов (ст. 313 НК РФ).

Обычно бухгалтерский учет используется как основа для налогового учета. Но при этом нигде в Налоговом кодексе не сказано, что налоговый учет должен строиться по тем же правилам и принципам, как и бухгалтерский. Мало того, в НК РФ предусмотрены требования к налоговому учету, которые предъявляются к нему вне всякой зависимости от того, как построен бухгалтерский учет.

Теоретически налоговый учет может быть осуществлен и при полном отсутствии бухгалтерского. Поэтому, даже если бухгалтерский учет построен неправильно, это не является основанием для утверждения, что и налоговый учет не обеспечивает своей функции. Инспекторы должны были доказать, что именно налоговый учет, а не бухгалтерский, не обеспечивает достоверной информации о расходах, необходимой для определения налога на прибыль.

В тексте возражений запишем:
«В соответствии со статьей 313 НК РФ налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для налогообложения хозяйственных операций, а также для контроля за правильностью исчисления налогов.

При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике. Ни налоговые, ни иные организации и ведомства не вправе устанавливать для компаний обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Статья 313 НК РФ разрешает использовать регистры бухгалтерского учета в той мере, в которой они обеспечивают информацию, необходимую для налогового учета. Однако в Налоговом кодексе нет требования безусловного копирования бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекторы должны были исследовать не правильность ведения бухгалтерского учета, а то, обеспечивают ли имеющиеся у компании документы информацию, необходимую для налогообложения. Доказательств того, что эти документы такую информацию не обеспечивают, в акте проверки нет.

Таким образом, утверждение об отсутствии документального подтверждения расходов столовой незаконно».

1 Последняя редакция этого положения утверждена приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н.

Комментарии

1
  • Молодой

    Так чем все закончилось?

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Бесплатно с Взносы на травматизм

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Тарифы по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний различаются в зависимости от класса профриска и составляют от 0,2% до 8,5%.

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец
Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Центробанк смягчил валютный контроль по внешнеторговым контрактам

Участники внешней торговли могут не сдавать в банки документы по сделкам с иностранными партнерами, если объем операций не превышает 1 млн рублей.

Что изменится в заполнении баланса по новому ФСБУ 4/2023: обзор поправок от Минфина

Недавно утвердили новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Меняют бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Торгово-промышленная палата хочет создать единую базу со всеми видами поддержки бизнеса

Чтобы предприниматели получали меньше отказов в финансировании, ТПП создаст единую базу, где будут перечислены доступные и актуальные меры поддержки. Там же будут публиковать критерии отбора и сколько средств осталось в бюджете на финансирование бизнеса.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

✅ Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС. Эксперт: вектор цифровизации — правильный

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

4
255
НДФЛ

Как считать НДФЛ с продажи подаренной недвижимости

При получении недвижимости по договору дарения надо заплатить НДФЛ. Потом при продаже этой недвижимости тоже заплатить НДФЛ.

Модульбанк удвоил вознаграждение для партнеров

До конца марта Модульбанк платит двойное партнерское вознаграждение за каждую подключенную облачную кассу от Модулькассы.

Ozon изменил принцип расчета сервисного сбора с ПВЗ

Теперь дорогие товары, которые выдает ПВЗ, будут гораздо меньше влиять на оборот и размер сервисного сбора.

35

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать

С 1 марта контроль за сделками между бизнесом и самозанятыми стал строже — теперь ФНС не только анализирует формат сотрудничества, но и передает полученные сведения в межведомственные комиссии и органы Роструда. Особое внимание уделят компаниям, которые массово привлекают внештатный персонал. В этой статье разбираемся с новыми требованиями и объясняем, как нивелировать возможные риски.

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать
Отпуска

Сотрудник вправе взять накопленный за прошлые годы дополнительный отпуск

Дополнительные отпуска за прошлые годы не сгорают. Сотрудник, у которого накопились дни, может уйти в дополнительный отпуск и взять сразу все дни.

90
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Какой дом выбрать: панельный, кирпичный или монолитный

При выборе недвижимости чаще всего смотрят на планировку квартир и район застройки. Однако соотношение цена–качество напрямую зависит и от вида строительства. Разберемся, на что стоит обратить внимание.

Иллюстрация: m2.ru
85
3-НДФЛ

Если ошиблись в 3-НДФЛ, сдайте уточненку

Бывают случаи, когда человек сдал декларацию 3-НДФЛ с ошибкой, в результате которой неправомерно претендует на возврат или, наоборот, начисляет себе налог к уплате.

ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний

ООО «КСК АУДИТ» — в реестре компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО).

Пятое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Банковские гарантии: как отразить в налоговом и бухгалтерском учете

Обеспечение исполнения обязательств — частое условие получения займов, поставки товаров (работ, услуг) и участия в госзакупках, когда банк гарантирует исполнение обязательств одной стороной сделки перед другой. За свои услуги банк взимает плату, отражение в учете которой зависит от предмета обеспеченной сделки.

Банковские гарантии: как отразить в налоговом и бухгалтерском учете
34
Банки

9 тысяч клиентов банка «Киви» получили страховое возмещение от Агентства по страхованию вкладов

Около 20 000 вкладчиков банка «Киви» должны получить свои средства после отзыва лицензии у кредитной организации. АСВ выплатила уже 85% страховой ответственности.

Иностранные компании потеряли больше 107 млрд долларов от ухода с российского рынка

Предприятия, которые перестали работать в России, несут убытки от списания активов и недополучают доходы.

37

Интересные материалы

9 ключевых правил оформления статьи. Как оформить статью, чтобы ее дочитали

Контент — инструмент для получения заявок на юридические услуги. Однако он не будет работать, если статья неправильно оформлена и ее сложно воспринимать. Как создавать тексты не только полезные по содержанию, но и читабельные? Делюсь основными правилами.

2
19