Как правильно бросить фирму

Нередко руководство решает прекратить деятельность предприятия и открыть новую организацию. Чтобы со «старой» фирмы налоговики ничего не смогли взыскать, нужно привести ее баланс к нулю.

Нередко руководство решает прекратить деятельность предприятия и открыть новую организацию. Чтобы со «старой» фирмы налоговики ничего не смогли взыскать, нужно привести ее баланс к нулю.

Немногие руководители закрывают организацию в порядке ликвидации. Этот процесс довольно долгий и хлопотный. Нужно уведомить кредиторов фирмы, составить промежуточный ликвидационный баланс и т. д. Поэтому, как правило, по брошенной фирме просто перестают сдавать отчетность. Главное, чтобы к этому моменту баланс организации был нулевой или почти нулевой. Дело в том, что если предприятие перестает сдавать отчетность, она попадает в «черный» список тех, кого налоговики проверяют в первую очередь. Не исключено, что по итогам проверки инспекторы доначислят налоги, пени и штрафы. Но взыскать долги при отсутствии денег и имущества им будет довольно проблематично.

Процесс «опустошения» баланса нужно начать с инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Как ее провести, говорится в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.

Избавляемся от имущества

К тому моменту, когда от фирмы решили избавиться, на ее балансе могут «висеть» материалы, остатки готовой продукции, а также основные средства.

Чтобы списать материалы, нужно оформить документы, которые подтверждают передачу их в производство или эксплуатацию. Таковыми являются:

– лимитно-заборная карта (форма № М-8);

– требование-накладная (форма № М-11);

– накладная (форма № М-15).

Образцы этих бланков утверждены постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а.

Отметим, что списать материалы можно и без составления приведенных выше документов. Тогда запись на отпуск материалов делается в карточках складского учета (форма № М-17). Об этом говорится в пункте 109 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухгалтерском учете списание материалов оформляется записью: Дебет 20 (25, 26, 44, …) Кредит 10

– списаны материалы.

Готовую продукцию обычно продают. Отпуск ее со склада оформляют накладной (форма № М-15). На основании этого документа бухгалтер делает запись: Дебет 90-2 Кредит 43

– списана готовая продукция.

Далее нужно подумать, что делать с основными средствами. Например, их можно списать в результате морального износа. В этом случае последовательность действий будет следующая.

Вначале нужно оформить приказ руководителя на создание комиссии, которая осмотрит оборудование и сделает вывод о причине его списания. Такое правило установлено в пункте 77 методички по бухгалтерскому учету основных средств, которая утверждена приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н. Приказ может выглядеть следующим образом:

ООО «Альфа»

ПРИКАЗ

29 сентября 2004 г. № 125

О создании комиссии

для списания основных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

Для списания с баланса токарного станка создать комиссию в составе:

– председатель комиссии: директор В.В. Лавров;

– члены комиссии: главный бухгалтер Т.П. Никитина;

технический директор А.Р. Иванов.

1. Возложить на комиссию следующие обязанности:

– осмотр токарного станка, подлежащего списанию (с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета);

– установление причин списания токарного станка;

– составление акта на списание токарного станка.

2. Акт на списание токарного станка, утвержденный руководителем организации, подлежит передаче в бухгалтерию ООО «Альфа».

Директор Лавров В.В. Лавров

Решение комиссии о списании основного средства нужно оформить актом, который утверждает руководитель фирмы. Для этого предусмотрена форма № ОС-4. В случае списания сразу группы объектов основных средств – форма № ОС-4б. Эти бланки утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

На основании акта на списание оборудования бухгалтер делает запись в инвентарной карточке о его выбытии.

Отметим, что списание морально устаревших основных средств уменьшает бухгалтерскую и налоговую прибыль. Это следует из пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Еще один способ избавиться от оборудования – реализовать его. В этом случае продажную стоимость станков, машин и т. п. лучше приравнять к остаточной. Тогда реализация основных средств не увеличит налог на прибыль. То же самое касается и реализации готовой продукции. Ее продажную стоимость нужно приравнять к сумме затрат, связанных с изготовлением, а также упаковкой, транспортировкой и т. п.

Освобождаемся от денег

При наличии у фирмы чистой прибыли деньги можно потратить на выплату премий или дивидендов учредителям. Для этого нужно оформить протокол общего собрания. В частности, в протоколе указывают:

– место, дату и время проведения общего собрания;

– фамилии председателя и секретаря собрания;

– повестку дня и решения, принятые на собрании.

Премии и дивиденды, которые выплачены за счет чистой прибыли, не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК). А вот налог на доходы физлиц заплатить придется. Премии облагаются этим налогом по ставке 13 процентов, а дивиденды – 6 процентов (с 1 января 2005 года – 9 процентов).

Кроме того, деньги можно потратить на выплату работникам материальной помощи. Такие траты не уменьшают облагаемую налогом прибыль (п. 23 ст. 270 НК), поэтому ЕСН начислять не надо. Однако сумма материальной помощи, которая превышает две тысячи рублей, включается в облагаемый доход работника (п. 28 ст. 217 НК).

Дебиторы и кредиторы

Дебиторская задолженность у фирмы возникает, например, если она перечислила деньги поставщику и не получила от него ценности или отгрузила товары, а покупатель за них не расплатился. По истечении трех лет (срок исковой давности) долги дебиторов списывают. Первичными документами для совершения этой операции могут служить приказ руководителя о списании просроченного долга, накладные, подтверждающие отгрузку продукции, платежные документы, свидетельствующие о перечислении денег поставщику, и т. п.

В бухгалтерском и налоговом учете дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, относят на внереализационные расходы. Об этом говорится в пункте 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункте 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса. Причем облагаемую налогом прибыль уменьшит вся сумма дебиторской задолженности, включая НДС. Такую точку зрения высказало МНС в письме от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945. Недавно позицию налоговиков поддержал и Минфин (см. письмо Минфина от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47).

Фирме следует иметь в виду, что если она списывает дебиторскую задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам, то ей придется заплатить НДС. Это правило установлено в пункте 5 статьи 167 Налогового кодекса и относится к тем предприятиям, которые считают НДС по оплате. Поэтому им списывать «дебиторку» может быть невыгодно. В этом случае лучше продлить срок исковой давности. То есть вначале его нужно прервать, чтобы после этого «исковой» срок начал отсчитываться заново (ст. 203 ГК). Такая операция освободит фирму от необходимости в ближайшее время перечислять НДС.

Cрок исковой давности прервется, когда партнер признает свой долг. Это может подтвердить подписанный сторонами акт сверки расчетов, а также получение от покупателя какой-либо суммы в счет оплаты товаров.Кредиторскую задолженность, списанную по истечении срока исковой давности, в бухгалтерском и налоговом учете относят на внереализационные доходы. Об этом говорится в пункте 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и пункте 18 статьи 250 Налогового кодекса. Следовательно, у фирмы может увеличиться налог на прибыль. Один из способов избежать этого – продлить срок исковой давности кредиторской задолженности. В таком случае нужно отправить кредитору письмо или акт сверки. Тем самым фирма признает свой долг, а «исковой» срок продлится еще на три года. Волноваться по поводу налогов по истечении этого времени уже вряд ли стоит. Дело в том, что налоговики мало интересуются фирмами, у которых стоят прочерки в «имущественных» статьях баланса.

Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»

Начать дискуссию

НДФЛ

Если 2 квартиры объединить в одну, при ее продаже будет НДФЛ

После объединения 2-х квартир в одну срок владения новой большой квартирой начинает идти заново — с даты ее регистрации. Таким образом, даже если человек много лет владел квартирами, как только из двух он сделал одну и зарегистрировал в Росреестре, прежний срок владения обнуляется.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Заработал сервис самообследования земельных участков

Росреестр ввел в эксплуатацию сервис самообследования земельных участков.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Планирование бюджета и формирование финансового прогноза проекта

Одним из важнейших элементов планирования бюджета под реализацию проекта является требование экономии, без ущерба для итогового качества. Отказ от экономии приведет к тому, что предназначенные для него средства будут растрачены еще до момента завершения работ, создавая риски соблюдения сроков сдачи.

Планирование бюджета и формирование финансового прогноза проекта

КС РФ защитил права уволенных в связи с отказом от переезда в другую местность

Работников, отказавшихся переезжать в другую местность, следует увольнять по правилам ликвидации организации.

Проверки

Ужесточили госнадзор за саморегулируемыми организациями

Правительство дополнило порядок надзора за деятельностью СРО оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Работа на патенте с юридическими лицами

Тема похожа на грудное вскармливание или прививки в мамских блогах, потому что тема эта очень холиварная.

Работа на патенте с юридическими лицами

Депутат хочет запретить любое упоминание запрещенных в РФ социальных сетей

Помимо технической блокировки иностранных социальных сетей могут ввести запрет на публичные упоминания платформ и призывы подписаться.

Отпуска

Цифра дня. Про отпуск

Большинство работающих россиян считает, что для полноценного отдыха нужно взять отпуск на 13 дней.

Цифра дня. Про отпуск

Euroclear заработал на замороженных активах 1,57 млрд евро

Европейские депозитарии обязаны вести отдельный учет активов российского ЦБ и не должны распоряжаться полученной прибылью.

Новостной дайджест: рост туризма в столице, малый бизнес и МФО, рост легкой промышленности, налоговая амнистия, изменения в налогах

Оставайтесь в курсе актуальных событий налогов, сборов и изменений в законодательстве.

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф

Кому нужно подавать уведомление о контролируемых сделках, и какие именно сделки — контролируемые? Как правильно заполнить уведомление? Какие штрафы грозят за опоздание или ошибки в уведомлении? Ответили в статье на эти и многие другие вопросы. 

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что изменилось в счетах-фактурах для прослеживаемых товаров

У налогоплательщиков появилась новая форма счета-фактуры для прослеживаемых товаров. Теперь нужно указывать их стоимость при использовании.

Что делать бухгалтеру, если шеф просит составить финмодель бизнеса?

Сколько денег компания заработает в ближайшие два года? Захотят ли инвесторы вкладываться в ваш проект, а банки — выдавать кредиты? На эти вопросы ответит финансовая модель. А сможет ли бухгалтер ответить директору на эти вопросы?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Как всегда следовать плану, особенно когда ты бухгалтер. 6 советов как не отступать от плана

Как говорится, когда есть план, то остаётся только его придерживаться. Вот, как не отступить от плана, даже если все и всё кругом саботирует его.

Губернаторов хотят штрафовать за борщевик

Главы регионов будут платить штраф до 50 000 рублей, если они не выполняют программу по защите земель от сорняков, в частности от борщевика.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

В одной из статей нашего блога мы уже затрагивали вопрос покупки и внедрения 1С. А сегодня продолжим рассуждать на эту тему и подробно поговорим про выбор программного продукта.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

Налоговый мониторинг: ожидания и реальность

Команда ДРТ всегда находится в тесном контакте с участниками рынка, проводит исследования, анализирует мнения, оценки и опасения налогоплательщиков относительно вступления в режим налогового мониторинга и функционирования в нем.

Налоговый мониторинг: ожидания и реальность

Интересные материалы

НДС при ввозе товара с территории РБ на территорию РФ

Каким образом в Заявлении о ввозе товара указывается информация о его стоимости для верного определения налоговой базы по НДС, если стоимость товара в договоре указана в белорусских рублях? Могут ли возникнуть споры с налоговым органом? Как отражается в учете стоимость приобретенного товара, если в договоре его стоимость определена в белорусских рублях?