УСН

Переход на упрощенку

Фирма, которая желает с 2005 года применять упрощенную систему налогообложения, должна вовремя уведомить об этом налоговую инспекцию. Кроме того, существует целый ряд условий, которые нужно соблюсти.
1,3 тыс.

Фирма, которая желает с 2005 года применять упрощенную систему налогообложения, должна вовремя уведомить об этом налоговую инспекцию. Кроме того, существует целый ряд условий, которые нужно соблюсти.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения установлен главой 26.2 Налогового кодекса, которая существует уже почти два года. Главным достоинством упрощенки является замена нескольких налогов одним – единым. Так, фирмы-упрощенцы не платят налог на прибыль, имущество, ЕСН. Избавлены они и от НДС, за исключением тех случаев, когда организация признается налоговым агентом или ввозит товары из-за рубежа.

Организации и предприниматели, которые желают с 2005 года начать применять упрощенный режим, должны подать заявление в срок с 1 октября по 30 ноября 2004 года. Налоговики его рассмотрят и уведомят фирму, может она перейти на упрощенку или нет.

Чтобы не мучить себя сомнениями, перед тем как заполнять заявление, стоит самостоятельно оценить показатели организации. Ведь не все фирмы вправе применять специальный налоговый режим.

Посчитаем выручку

Основным критерием для перехода на упрощенку является размер дохода от реализации. Фирма имеет право применять спецрежим с 1 января 2005 года, если ее доход за девять месяцев 2004 года не превысил 11 миллионов рублей. Причем в эту величину не входит НДС (п. 2 ст. 346.12 НК).

Доходом от реализации в данном случае является выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Этот показатель рассчитывается по правилам статьи 249 Налогового кодекса. Следовательно, внереализационные доходы (ст. 250 НК) в расчет «критического» показателя не включаются.

Особое внимание нужно уделить доходам, полученным от сдачи имущества в аренду. Дело в том, что некоторые организации сдают свое имущество постоянно (систематично), а у других такая деятельность носит эпизодический характер. В первом случае арендные доходы нужно учесть при исчислении «лимита», а во втором – нет, потому что они будут относиться к внереализационным поступлениям (п. 4 ст. 250 НК).

Как разграничить арендные доходы, налоговики разъяснили в пункте 2 раздела 4 «Доходы» Методических рекомендаций по исчислению налога на прибыль, которые утверждены приказом МНС от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. Здесь говорится, что понятие систематичности используется в том значении, которое применяется в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса. Следовательно, если фирма передает свое имущество в аренду два и более раз в год, то доходы от этой деятельности будут считаться постоянными. Значит, их нужно отнести к доходам от реализации и учесть при исчислении «критических» 11 миллионов рублей.

Отдельно расскажем, как посчитать «лимит» фирмам, которые заключают посреднические договоры. Дело в том, что расчетный счет и касса таких организаций порой напоминают «перевалочные» пункты. Ведь зачастую покупатель переводит деньги за товар посреднику, который в свою очередь направляет их продавцу. Получив деньги, продавец выплачивает посреднику вознаграждение (возвращает часть полученной суммы). Либо посредник сразу удерживает свое вознаграждение, а продавцу переводит разницу.

В результате по кассовым и банковским документам проходят немалые суммы. Только посреднику они не принадлежат. Его доходом является вознаграждение. Это следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. Поэтому именно сумма вознаграждения будет учитываться при расчете «лимита».

Отметим, что ограничение по размеру дохода касается только организаций. На предпринимателей оно не распространяется. Это уточнил Минфин в письме от 4 октября 2002 г. № 04-00-11.

Определим численность

В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса перечислены и другие ограничения, которые нужно учитывать при переходе на спецрежим. В частности, одним из них является показатель средней численности работников – не более 100 человек за налоговый (отчетный) период. К сожалению, кодекс не уточняет, что следует понимать под таким периодом. Ответ можно найти в письме УМНС по Московской области от 11 марта 2004 г. № 04-27/1405/Б240. В пункте 2 этого документа инспекторы разъяснили, что численность нужно рассчитывать по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление о переходе на спецрежим. Следовательно, если фирма желает применять упрощенку с 2005 года, то количество сотрудников нужно посчитать на 1 октября 2004 года.

Число работников рассчитывается по правилам, которые устанавливает Госкомстат. Это ведомство постановлением от 1 декабря 2003 г. № 105 утвердило Порядок заполнения и представления форм статистического наблюдения (далее – Порядок). В нем сказано, как посчитать среднюю численность. Так, согласно пункту 85 Порядка, в нее включаются:

– среднесписочная численность работников;

– средняя численность внешних совместителей;

– средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Для того чтобы посчитать среднесписочную численность работников на 1 октября 2004 года, нужно сложить показатели среднего списочного числа работников за каждый месяц этого года и поделить на количество месяцев.

В свою очередь среднесписочное число сотрудников за месяц рассчитывается следующим образом. Нужно просуммировать число сотрудников за каждый календарный день месяца. Эту величину следует поделить на количество календарных дней в месяце. При этом число работников в выходной или праздничный день приравнивается к их количеству за предшествующий рабочий день (п. 86 Порядка).

Во многих организациях есть люди, работающие по совместительству. Их также следует включить в расчет «критической» численности по правилам, указанным в пунктах 90 и 89.3 Порядка. Рассмотрим этот расчет на примере.

Пример

В ООО «Орбита» работают три совместителя. Они трудятся по 3,2 часа в день. В «Орбите» установлена пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем. Тогда за каждый рабочий день совместители учитываются как 0,4 человека (3,2 часа : 8 часов).

Первый совместитель отработал в сентябре 2004 года 22 рабочих дня, второй – 10, а третий – 5 рабочих дней. Всего в этом месяце 22 рабочих дня. Средняя численность не полностью занятых работников в сентябре 2004 года составит:

(0,4 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел x 10 раб. дн. + 0,4 чел x 5 раб. дн.) : 22 раб. дн. = 0,7 чел.

Рассчитаем активы

Еще одним ограничением для перехода на упрощенку является величина остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Она не должна превышать 100 миллионов рублей.

Как и в случае с определением численности работников, Налоговый кодекс не уточняет, на какую дату следует делать расчет. Тогда снова придется воспользоваться разъяснениями подмосковных налоговиков – письмом УМНС по Московской области от 11 марта 2004 г. № 04-27/1405/Б240. В пункте 2 этого документа чиновники пояснили, что считать остаточную стоимость активов нужно на 1-е число месяца, в котором фирма подает заявление о переходе на упрощенку.

Имущество, предназначенное для передачи в лизинг, также участвует в расчете «критической» величины активов. Такое мнение высказали московские налоговики в письме УМНС по г. Москве от 16 сентября 2003 г. № 21-09/50872. Свою позицию они основывают на следующем.

В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса говорится, что расчет остаточной стоимости активов нужно делать в соответствии с бухгалтерским законодательством. Следовательно, считать «критическую» величину машин, станков, оборудования и т. п. необходимо по правилам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Однако этот документ предполагает следующее: чтобы учесть имущество в качестве основного средства, фирма должна иметь право собственности на него.

Предмет лизинга является собственностью лизингодателя. Об этом говорится в пункте 1 статьи 11 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Поэтому такое имущество признается основным средством и участвует в расчете «ограничительной» величины активов.

Заполним заявление

Форма заявления рекомендована приказом МНС от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Недавно в бланк внесены изменения (приказ МНС от 7 июля 2004 г. № САЭ-3-22/414). Правки небольшие и касаются только предпринимателей. Им теперь наряду с основными данными нужно указывать свой ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя).

В заявлении необходимо записать объект обложения единым налогом. Это могут быть доходы или разница между доходами и расходами. Поэтому фирме следует заранее определить подходящий для себя объект. Например, если организация предполагает, что разрешенных расходов (ст. 346.16 НК) у нее будет мало, то ей выгоднее считать единый налог с доходов.

Порой фирмы уже после подачи заявления решают поменять объект обложения «упрощенным» налогом. Кодекс разрешает так поступать, но при условии, что организация успеет уведомить налоговую инспекцию в установленный срок. Если фирма желает перейти на упрощенку с 2005 года, то сообщить налоговикам об изменении объекта она должна до 20 декабря 2004 года.

Т.А. Киселева, эксперт АГ «РАДА»

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    IT-компании останутся без аккредитации, если не проверят согласие на раскрытие налоговой тайны

    Если срок действия согласия на раскрытие налоговой тайны заканчивается 31 декабря 2023 года, то компании нужно подать новый документ.

    Как пересчитывать реализации, если право на освобождение от НДС уже использовано?

    Здравствуйте! При утрате права на ЕСХН слетаем на ОСНО с 1 января, право освобождение от НДС использовано. Получается еще раз освободиться от НДС не можем, как пересчитывать реализации сверху крутить НДС или в том числе выделять?

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

    Депутаты предложили банкам закрыть долги проблемных клиентов

    Кредитные организации хотят обязать за счет своей прибыли погасить часть долгов клиентов, которые оказались в трудном жизненном положении.

    ⚡️Поправки в НК, которые влияют на расчет и уплату налогов. Самые актуальные бесплатные вебинары

    Вебинары от «Клерка» дают возможность за 1 час погрузиться в сложную тему, получить новые работающие инструкции, которые после эфира вы сможете сразу внедрить в работу. Весь контент без воды, все только нужное и полезно! Заносите в свой календарь!

    ФСБУ

    Идет обсуждение нового ФСБУ «Долговые затраты»

    В ходе обсуждения проекта нового ФСБУ «Долговые затраты» поступают предложение по его совершенствованию. Одно из них – поменять название стандарта.

    Что такое дефолт и чем он грозит

    Когда страна перестает платить по долгам, она может объявить дефолт. Такое было и в истории России, и в истории других стран. Но дефолт может быть не только государственным. Рассказываем о его видах, причинах и последствиях для граждан, компаний и страны.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    Комиссии по оплате ЖКУ отменят, но только для льготников

    70% платежей за ЖКУ проходят онлайн и без комиссии. Лично в банки приходят только 10% собственников, с которых за операцию удерживают около 2%.

    Новые видео от экспертов каждый день

    Можно ли изменить устав полностью?

    Добрый день в Устав будем вносить много изменений, увеличение УК, смена место нахождения, смена ОКВЭД… решили подготовить новую редакцию Устава. Собственники хотят не просто исправить не которые пункты Устава, а взять Устав совершенно в другой редакции, скажите пожалуйста так можно сделать?

    Как составить сопроводительные письма сотруднику для военкомата?

    Добрый день, подскажите пожалуйста, у сотрудника уже есть бронь от мобилизации, он попросил два сопроводительных письма в военкомат с места работы, что не подлежит призыву на военную службу, как их составить или где можно взять образец?

    Долг Тэйк Уинг (Take Wing) и субсидиарная ответственность его участников: Руслана Глазьева, Александра Касацкого, Лианы Рабаевой

    А ведь когда то я с Александром Аузаном лично встречался. Особо эпична была неформальная часть после очередного мероприятия Школы публичной политики Свердловской области. Теперь моей компании приходится упоминать его в печальном пресс-релизе по нашему очередному VIP-взысканию

    Долг Тэйк Уинг (Take Wing) и субсидиарная ответственность его участников: Руслана Глазьева, Александра Касацкого, Лианы Рабаевой

    В WhatsApp появились исчезающие голосовые сообщения

    В настройках мессенджера теперь можно задать время для удаления голосовых сообщений. Они исчезнут сразу после прослушивания.

    72

    4 вопроса к IT-компаниям

    Вопрос к IT-компаниям. Веду фирму полгода. В 2022 году подавалось согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну.

    16

    ФНС проведет массовый расчет транспортного и земельного налога за 2023 год

    Организациям в 2024 году пришлют сообщения об исчисленных суммах за транспортный, земельный налог и по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости.

    ✋ Власти не будут прописывать в НК четкие признаки дробления, потому что бизнес постоянно придумывает новые схемы

    Налогоплательщики хотят, чтобы в НК РФ были четко описаны признаки дробления. Но Минфин против.

    1
    90

    Форма УПД 2023—2024: образец заполнения

    УПД — образец заполнения 2023—2024 приведен в нашей публикации. Зачем разработали бланк УПД? Кто и когда может его применять? Как его заполнить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале далее.

    Иллюстрация: freepik/freepik

    Крупному бизнесу запретят поднимать цены сразу на 30%

    ФАС будет следить за ценами на продукты из списка, который сформирует правительство. Компании могут оштрафовать до 0,03% от суммы выручки, но не меньше 50 тысяч рублей.

    Обзоры для бухгалтера

    ✅Что важно проверить в декабре. Список дел для бухгалтера. Забирайте чек-лист

    Завершите текущие дела в декабре, чтобы новый год начать без хвостов. Используйте наши подсказки, они помогут вам распланировать важные задачи в декабре. Сверьтесь с нашим чек-листом.

    ✅Что важно проверить в декабре. Список дел для бухгалтера. Забирайте чек-лист
    7
    332

    Как в 1С:Бухгалтерии отправлять уведомления и единый налоговый платеж

    В программе все уведомления по налогам с одинаковым сроком можно объединить в одно уведомление и сделать единый платеж.

    👩🏻‍💼Что вам обязательно нужно знать про зарплату и кадры: обзор лучших инструкций на «Клерке»

    Пока законодатель стремительно вносит изменения в нормативные акты, бухгалтеры и кадровики пьют валидол, пытаясь во всем разобраться. Собрали подборку полезных материалов по кадровым и зарплатным вопросам. Пользуйтесь.

    Как организовать воинский учет в компании: пошаговый алгоритм

    Рассказываем, что компании надо сделать для организации воинского учета.