фин мен мобилка
Налоговые проверки
Читать 4 мин

Горячая линия: Налоговые проверки

На вопросы отвечает Светлана Давидчук, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС России по Московской области.

5 тыс. открытий

На вопросы отвечает Светлана Давидчук, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС России по Московской области.

Инспекторы вправе проверить только периоды, по которым известна налоговая база

– У нас сейчас идет выездная налоговая проверка, проверяют период с 2006 по 2008 год. Сроки сдачи бухгалтерского баланса и многих годовых деклараций за 2008 год еще не наступили, поэтому эти отчеты у нашей организации еще не готовы. Вправе ли инспекторы проверить правильность расчета и уплаты ЕСН, налога на прибыль, налога на имущество за 2008 год и требовать представить документы для его расчета?

– Нет. Эти налоги по итогам года вашей компанией еще не рассчитаны и декларации за 2008 год не представлены. А инспекторы могут проверять правильность расчета только тех налогов, по которым уже известна налоговая база. То есть она либо задекларирована, либо срок сдачи отчетности, который предусмотрен кодексом, уже наступил. В вашем случае проверить могут отчетность по ЕСН, налогу на прибыль и налогу на имущество за девять месяцев.

– Допустим, что инспекторы обнаружат в отчетности за девять месяцев ошибки. Могут ли они оштрафовать нашу компанию по статье 122 Налогового кодекса?

– Нет, штраф по этой статье предусмотрен за неуплату или неполную уплату налога. А значит, в данном случае неприменим. Ведь налоговым периодом по ЕСН, налогу на прибыль и налогу на имущество является календарный год и при проверке девятимесячной отчетности инспектор может выявить неправильное исчисление авансовых платежей, но не налога. Однако не исключена ответственность по статье 120 Налогового кодекса при условии, что в ходе выезд­ной проверки будет выявлено грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Штрафы за непредставление документов к пояснениям незаконны

– В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2008 года у нас был заявлен убыток. Из инспекции мы получили требование представить в течение пяти дней пояснения по декларации, в частности регистры налогового учета и расшифровку расходов. Если мы их не представим, инспекторы грозят нам штрафами за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса. Насколько это правомерно?

– Действительно, при камеральной проверке инспекторы могут потребовать представить им в течение пяти дней пояснения к декларации. Такое право им дано пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса. А вот представление дополнительных документов, подтверждающих правильность расчета налога, является правом, а не обязанностью компании. Это следует из пунктов 4 и 7 статьи 88 кодекса. Поэтому штрафовать компанию за их непредставление инспекторы не вправе.

– А как именно нужно представлять такие пояснения? Можно их, например, дать инспектору в телефонном разговоре? Или нужно лично явиться в инспекцию или представить их в письменном виде?

– Порядок представления таких сведений кодексом не урегулирован. А значит, компания вправе сама решить, как и в какой форме представлять пояснения. Надежнее и правильнее, конечно, будут письменные пояснения.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Есть мнение, что убыток по своей природе является льготой. Ведь компания в будущем уменьшает на его сумму налоговую базу. А значит, инспекторы вправе проверить его сумму. Но это некорректно. Убыток не отвечает понятию льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Важна не дата выставления требования о представлении документов, а дата его получения

– На днях наша организация получила из инспекции требование представить документы в рамках встречной проверки одного из контрагентов. Само требование датировано 28 октября 2008 года. Должны ли мы в этом случае представить документы по такому требованию?

– Да, конечно. Обязанность представить инспекции такие документы в рамках встречной проверки прямо следует из пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса.

– А как в этом случае определить срок, в течение которого нашей компании нужно будет представить документы?

– При расчете сроков представления документов нужно отталкиваться от даты, когда вы фактически получили такое требование. Ведь представить документы или сообщить о том, что ваша организация ими не располагает, нужно в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Это следует из пункта 5 статьи 93.1 кодекса. Напомню, за непредставление таких сведений или их представление с нарушением сроков компании грозит штраф по статье 129.1 Налогового кодекса и статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.

Вновь созданные компании и их подразделения от выездных проверок не освобождены

– Наша компания зарегистрирована чуть больше года назад. Недавно инспекция назначила в отношении нас выездную налоговую проверку. Насколько это правомерно, учитывая, что мы являемся вновь созданной организацией?

– Налоговый кодекс не устанавливает мораторий на проверки вновь созданных организаций. А значит, действия инспекторов не противоречат налоговому законодательству и они вправе назначить выездную проверку, если у них есть для этого достаточные основания.

– А как же ограничения, которые установлены в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.01 № 134-ФЗ? Там, в частности, сказано, что вновь созданное малое предприятие запрещено проверять раньше чем через три года с момента его регистрации.

– В данном случае он неприменим. Это связано с тем, что указанная норма не распространяется на мероприятия налогового контроля, к которым относятся выездные налоговые проверки. Основание – пункт 3 статьи 1 закона № 134-ФЗ.

– Такой порядок проведения налоговых проверок действует также в отношении вновь созданных обособленных подразделений?

– Да, конечно. Никаких ограничений в отношении сроков их проверки в налоговом законодательстве не установлено.

Документы при «встречках» лучше представлять по максимуму

– Получили из налоговой инспекции требование представить документы в рамках встречной проверки одного из наших контрагентов по НДС. Среди запрошенных документов – учетная политика, штатное расписание, договор аренды. Вправе ли мы их не представлять, мотивируя это тем, что они напрямую не относятся к сделкам с контрагентом?

– Вообще четкий перечень документов, которые нужно представить в связи с проверкой контрагента, кодексом не установлен. Но в любом случае запрашиваемые документы должны быть связаны с операциями, проводимыми между вашей компанией и контрагентом.

– Но штатное расписание и тому подобные документы не связаны со сделками.

– Несмотря на то что они прямо со сделкой не связаны, их лучше все-таки представить. Они позволят дополнительно обосновать реальность заключенных между вами сделок. Например, штатное расписание подтверждает, что в компании действительно есть персонал и она фактически осуществляет свою деятельность. А учетная политика даст представление о налоговом режиме, который применяет ваша компания.

Начать дискуссию
ГлавнаяПодписка