В полку "стражей кассового порядка" прибыло

Редактор: Соловьева М.

Опубликовано Журнал "Московский бухгалтер" N 10/2002г.

С 1 января 2003 на все столичные ККМ установят специальные марки-пломбы

љљљ Московское УМНС проводит эксперимент по оклейке ККМ специальными пломбами, не позволяющими вскрывать машины. Пока его "жертвами" стала 191 организация. Но скоро в эксперименте обяжут участвовать все столичные фирмы. Налоговики не скрывают, что затея имеет единственную цель - значительно увеличить поступления в городской бюджет.

Марка на копейку бюджету рубль сбережет

По данным сотрудников столичного Управления МНС, сегодня до 80 процентов выручки торговых предприятий не облагается налогами. Бюджет теряет колоссальные деньги. Но инспекции не вправе возбуждать уголовные дела в отношении фирм-нарушителей. Они имеют лишь рычаги административного воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Идея ввести специальные марки-пломбы, чтобы пользователи не могли самостоятельно влезать в машины, возникла в недрах Московской Гильдии центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной техники (далее - Гильдия) еще в 2000 году. Однако лишь в апреле текущего года был утвержден соответствующий протокол Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК) N 2/67-2002. В нем комиссия разрешила до 1 января 2004 года "экспериментальное использование дополнительных самоклеящихся пломб в Москве и Санкт-Петербурге".

Судя по всему, эксперимент будет проводиться так. Сотрудник ЦТО (а до 30 сентября - налоговый инспектор) оклеивает кассу организации марками-пломбами в специальных местах, рекомендованных предприятиями-изготовителями ККМ. Пока вместо марок наклеивают простые бумажки, на которых стоит дата, подпись инспектора и печать соответствующей инспекции. Когда на новую систему перейдут все московские предприятия, ККМ будут оклеивать настоящими пломбами. Как нам сказали в Гильдии, старые марки предполагается заменять новыми раз в квартал. Это будут делать мастера уполномоченных ЦТО во время обязательного профилактического осмотра. Подделать марки не удастся: каждый раз они будут нового цвета, к тому же у них есть несколько степеней защиты. Производить марки предполагается на Гознаке или в других типографиях, контролируемых ФСБ.

Смошенничать с ними в ЦТО якобы также будет затруднительно. Марки реализуют техническим центрам в ограниченных количествах. Мастера будут получать марки под расписку, а, установив их на аппараты клиентов, - отчитываться перед руководством. Данные, полученные из техцентров, будут передаваться в Гильдию, обрабатываться, сводиться в единую базу и направляться в налоговые инспекции.

Разработчики пломб учли ошибку, допущенную с голограммами. Сейчас ЦТО реализуют голограммы владельцам ККМ. "Зеленый кружочек" становится собственностью организации. Снять голограмму и запретить эксплуатацию машины сотрудники центров не могут, даже если выявлены грубые нарушения со стороны пользователей. Владельцами же самоклеящиеся марок будут сами центры техобслуживания. Таким образом, у них появится надежный способ воздействия на недобросовестных пользователей. С удаленной маркой-пломбой работа машины становится незаконной.

Как и кем будет проверяться целостность пломбы? По словам исполняющей обязанности начальника Отдела оперативного контроля и применения ККМ Управления МНС России по городу Москве Марины Цукаревой, предприятиям не придется возить с этой целью свои аппараты в ЦТО или инспекцию. Налоговики будут осматривать машины на местах.

Пока неясно, сколько марок придется клеить на аппарат. В Гильдии полагают, что вполне достаточно одной. Налоговики же считают, что клеить марки нужно в нескольких местах, которые укажут предприятия - изготовители касс, иначе не будет должного эффекта. Неизвестна пока и цена "маленького контролера". Предполагается, что одна марка-пломба будет обходиться фирме от 3 до 10 рублей.

Этот "великолепный контроль", возможно, в несколько иной форме, будет введен в новом году. Но для начала нужно признать первый этап эксперимента положительным. Увы, пока его результаты не впечатляют.

Подсчитали - прослезились:Апрельское решение ГМЭК московские налоговики реализовали довольно быстро. Длительность первого промежуточного этапа определили в три месяца - с 1 июля по 30 сентября текущего года.

Участниками эксперимента стали четыре налоговые инспекции из разных округов столицы и Центр технического обслуживания "Роскассервис". Для координации их работы была выбрана межрайонная ИМНС N 42, в которой состоят на учете все 140 ЦТО столицы. Именно в этой инспекции составили список из 600 организаций - владельцев ККМ, состоящих на учете в ИМНС N N 6, 7, 30, 43.

Правда, этот список показал, как далеки налоговики от народа. Из выбранных предприятий около трети уже не существуют, а часть давно расторгла договоры с техцентрами на обслуживание кассовых аппаратов. "В живых" осталось только около 250 фирм. Как и в случае с паспортизацией ККМ, шумных отказов от участия в эксперименте не было. Всего налоговым инспекторам удалось поставить пломбы на 458 машин разных моделей в 191 фирме.

"Подопытным кроликам" не позавидует никто. По словам сотрудника Отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС России по г. Москве Владислава Чернышова, "за четыре недели проведено около 500 (!) проверок наличия и сохранности марок-пломб". То есть практически каждую неделю к участникам эксперимента приходили с проверками.

По мнению сотрудников ЦТО "Роскассервис", реальной пользы от применения пломб пока нет. Многие фирмы просто перестали пробивать чеки на оклеенных аппаратах. Единственный плюс эксперимента в том, что пломбирование позволило выявить 5-6 случаев установки на кассовые аппараты специальных программ для занижения показателей выручки.

Очень недовольны организацией эксперимента его участники. Например, чтобы вскрыть ККМ для ремонта или по иной причине, нужно заполнять специальный акт по форме N КМ-2. На ней должны стоять подписи владельца машины, мастера техцентра и инспектора. Получить третью подпись сложней всего. По условиям эксперимента предполагалось, что в "Роскассервисе" будут постоянно дежурить два налоговых инспектора, которым ИМНС предоставят специальный транспорт. Однако найти инспекторов-добровольцев оказалось делом сложным, да и автомобили в распоряжение налоговиков предоставлены не были.

Особенно много нареканий поступает в адрес ИМНС N 43. Там требуют, чтобы пользователь и мастер ЦТО ехали в обнимку с поломанной кассой непосредственно к инспектору. Вскрывать и ремонтировать машину приходится прямо на месте. Но ведь далеко не все ККМ можно отремонтировать в таких "спартанских" условиях!

Кроме того, заместитель генерального директора ЦТО "Роскассервис" Игорь Малыхин считает, что "техобслуживание машин и контрольные мероприятия должны осуществлять не зависимые друг от друга ведомства. Поэтому оклейку касс пломбами лучше оставить за сотрудниками налоговых инспекций. Если эти функции передадут непосредственно техцентрам, должного эффекта от введения марок не будет. Недобросовестные мастера все равно найдут способ смошенничать с кассами".

:Но с пути все равно не свернут

љНесмотря на все вышесказанное, в столичном УМНС на перспективы установки марок-пломб на все кассовые аппараты смотрят с оптимизмом. Сокращение количества пробиваемых чеков - серьезный сигнал о том, что в фирме не все в порядке с кассовой дисциплиной. Каждая такая фирма будет взята на контроль и не избежит визита налогового инспектора. Также обЪектами особого внимания станут организации-"отказники", расторгающие договоры на техническое обслуживание с ЦТО, участвующими в эксперименте.

С 1 января 2003 года (а по некоторым данным, даже на месяц раньше) эксперимент планируется распространить на все столичные предприятия. В масштабах столицы он должен проходить в течение всего следующего года. Налоговики уверены, что добросовестным налогоплательщикам бояться нечего, ведь процесс значительно упростится и не потребует серьезных финансовых затрат. Возить аппараты в техцентры и в инспекции не придется. Опломбированием касс будут заниматься не налоговики, а сотрудники ЦТО во время профилактического осмотра. Освидетельствовать случайное повреждение пломбы и заменить ее сможет мастер техцентра. Но не стоит надеяться, что такой способ удастся использовать, чтобы безнаказанно залезать в машины. Если "случайности" станут закономерностью, фирма попадет в "черный" список налоговиков. Затраты на марки-пломбы для организаций будут минимальны: в год на них придется тратить максимум 100 рублей. К тому же их можно включить в расходы при расчете налога на прибыль.

Если налоговики и Гильдия наладят эффективное информационное сотрудничество, предприятия будут застрахованы от неразберихи и лишних проверок, сказали нам представители УМНС Москвы. Однако у нас есть серьезные сомнения в том, что такое взаимодействие возможно. В Гильдию входит всего 20 ЦТО столицы. Так что совершенно непонятно, как можно обязать большинство московских техцентров подавать сведения в некоммерческую организацию, членами которой они не являются.

Чтобы эксперимент стал эффективным инструментом в борьбе с мошенничеством в розничной торговле, нужна поддержка "верхов" и "низов". Во-первых, совместную инициативу ГМЭК, Гильдии и УМНС должно одобрить московское правительство. Без соответствующего постановления властей участие в эксперименте ЦТО останется делом добровольным. И заинтересованные ведомства не смогут серьезно повлиять на "отказников". Но в УМНС рассчитывают, что им удастся доказать столичным чиновникам эффективность применения марок-пломб. Во-вторых, налоговики намерены серьезнее вести профилактическую работу с населением. Ведь если покупатели будут требовать кассовые чеки даже на самые мелкие покупки, у торговых работников будет гораздо меньше соблазна мошенничать с выручкой.

Скажи, инспектор, надолго ль огород городят?

Итак, марка - дешевая, простая в применении, не требующая модернизации кассовых аппаратов, защищенная от подделки - призвана стать действенным методом контроля над деятельностью розничных торговцев. Может, взять и отменить голограммы? А заодно и электронные контрольные ленты защищенные (ЭКЛЗ) не вводить? Слишком дорого они обходятся предприятиям, особенно крупным. Голограмма стоит примерно 1200 рублей, а ЭКЛЗ вообще станет головной болью для бухгалтера. Аппараты, конструкция которых не приспособлена для этих лент, придется менять. Каждая лента обойдется примерно в 100 долларов, и эти затраты придется отражать в учете как модернизацию ККМ. Менять ЭКЛЗ придется примерно раз в полгода, и хранить записанные ленты еще лет пять (подробнее об этом нововведении ГМЭК мы писали в сентябрьском номере нашего журнала).

Однако надеяться на отмену этих нововведений вряд ли стоит. В ближайшее время выйдут соответствующие документы за подписью Президента, и лентами станут оборудовать абсолютно все ККМ.

Внедрение ЭКЛЗ в масштабах страны - процесс долгий и хлопотный, и оснащение лентами всех действующих ККМ может занять до шести лет. А собирать налоги в бюджет нужно сегодня. Потому и торопятся с внедрением марок-пломб. Как обещают налоговики, марки будут действовать до тех пор, пока все ККМ не будут оснащены ЭКЛЗ.



Гость, 1 июня старт важнейшего курса повышения квалификации про все 5 новых ФСБУ!

Все действующие в 2022 году ФСБУ изучите на курсе. Разберем «Аренду», «Запасы», «ОС», «Документооборот», «Капложения».

Скорее идите записываться, пока остались свободные места! Программу курса смотрите по ссылке.

 

Подборка полезных мероприятий

Разместить