НДС

В суд без иллюзий

За своим законным вычетом по НДС фирмам все чаще приходится обращаться в суд. Но, вынося решение по делу, судья, как и любой другой чиновник, руководствуется не только нормами закона, но инструкциями «свыше». Есть у него и личные убеждения. Об этом нужно помнить, чтобы не проиграть спор с налоговиками.

За своим законным вычетом по НДС фирмам все чаще приходится обращаться в суд. Но, вынося решение по делу, судья, как и любой другой чиновник, руководствуется не только нормами закона, но инструкциями «свыше». Есть у него и личные убеждения. Об этом нужно помнить, чтобы не проиграть спор с налоговиками.

Те, кому приходится часто посещать суды, замечают: судьи стали все реже вспоминать о презумпции «налоговой» невиновности фирмы. Такое ощущение, что перед ними поставили новую задачу – защищать интересы бюджета, а не восстанавливать справедливость. Судья теперь запросто может занять сторону инспекторов не потому, что они правы, а потому, что они слабее в правовых вопросах, не могут внятно изложить свои доводы. И вообще, их просто жалко.

В такой ситуации смешно апеллировать только к нормам закона. На что лучше сегодня делать акцент в судебной борьбе за НДС, рассказал на одном из недавних семинаров Антон Никифоров, старший юрист адвокатского бюро «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Счета-фактуры бывают разные

Реквизиты, которые обязательно должны быть в счете-фактуре, перечислены в статье 169 Налогового кодекса. Малейшее расхождение с правилами этой статьи налоговики расценивают как замечательный повод, чтобы признать счет-фактуру дефектным и отказать фирме в вычете НДС по ней. Дополнительно они взяли на вооружение постановление правительства № 914, которое не только дублирует нормы кодекса, но и предъявляет свои требования к заполнению счета-фактуры. В итоге фирме приходится идти в суд из-за такой незначительной ошибки, как, например, словосочетание «он же» в графе «грузополучатель» счета-фактуры.

Антон Никифоров дал несколько советов, каким образом в суде решить проблему «дефектных» счетов-фактур с наименьшими потерями для фирмы.

Итак, все «неправильности» в заполнении этого документа арбитры условно делят на существенные и несущественные. К первым относятся прежде всего отсутствие наименования продавца, а также количества и стоимости товара (или расхождение этих показателей с другими документами по сделке). Если ваш счет-фактура грешит именно этим, то на успех в суде рассчитывать не приходится.

К формальным нарушениям и неточностям в заполнении этого документа судьи относятся гораздо мягче. Об этом говорит целый ряд судебных дел, выигранных фирмами. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа занял сторону компании, которая приняла к вычету НДС по счету-фактуре с факсимиле вместо оригинальной подписи директора (постановление от 28 мая 2003 г. № КА-А40/2727-03). А судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа пришли к выводу, что отсутствие адреса грузополучателя нельзя считать грубым нарушением, если при этом в счете-фактуре указан адрес покупателя. Если, конечно, фирма докажет, что фактически они совпадают (постановление от 12 июля 2004 г. № Ф09-2685/2004-АК).

В качестве практической рекомендации юрист дал следующий совет. Даже если ваши счета-фактуры содержат лишь несущественные дефекты, постарайтесь не доводить дело до суда. Если во время проверки у вас возник спор с налоговиками, его возможных негативных последствий можно избежать, получив от контрагента новый, правильно оформленный счет-фактуру.

Если продублировать счет-фактуру поставщик по каким-то причинам не может, попросите внести в него исправления. Главное, чтобы их заверили подписью директора и печатью фирмы.

Удалось получить новый «правильный» экземпляр? Отправьте его с сопроводительным письмом в проверяющую вас налоговую инспекцию. Этим вы покажете контролерам, что вы устранили допущенное нарушение. Сам факт направления налоговикам обновленного счета-фактуры дает, по оценке Антона Никифорова, 80 процентов успешного разрешения спора.

Если отправить документ вы не успели, и налоговики вынесли решение о доначислении налога, то в суде нужно упирать на то, что дефекты в счете-фактуре несущественны и не могли быть основанием для того, чтобы налоговики отказали вам в вычете НДС. Для этого вы должны быть готовы представить судьям полный комплект документов по сделке: платежки, выписки банка о перечислении денег поставщику, накладные. Некоторые судьи «для порядку» просят договоры и акты сдачи-приемки работ (услуг).

– Были ситуации, когда мы предупреждали судей, что оправдательных документов будет неимоверное количество. И все равно – приходилось привозить в суд целые коробки платежек, договоров, накладных и Бог знает чего, – поделился практическим опытом Антон Никифоров. – Иногда судья подшивал в материалы дела все, хотя я и сомневаюсь, что при этом кто-то занимался тщательным изучением этой макулатуры. В других случаях говорилось так: «Возьму для примера документы по такой-то и такой-то сделке...» Так или иначе нам удавалось убедить судей в том, что сделка была, деньги перечислены, а значит, фирма имеет право на вычет по НДС.

Скажи мне, кто твой контрагент, и я скажу, кто ты

– С чем связано такое пристальное внимание налоговиков и судей к применению фирмами вычетов по НДС? – поинтересовались из зала. – Иногда дело доходит до абсурда. Взять, к примеру, требование проверять «на существование» поставщиков, прежде чем заключить с ними договор.

– Это вынужденная мера, один из способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, – прокомментировал юрист. – Прежде чем решить спор, судьи хотят быть уверены в том, что фирма действительно не имеет никакого отношения к схемам незаконной минимизации НДС.

Несмотря на то что критерии недобросовестности никем не установлены, на практике судьи руководствуются целым рядом ее признаков. Например, счета фирмы и ее поставщика (поставщика этого поставщика и т. д.) находятся в одном банке, операции по продаже товаров между ними прошли в очень короткий промежуток времени, причем с использованием векселей и взаимозачетов. Для судей это будет явным указанием на то, что деньги просто «прокрутили» через некую замкнутую цепь, в результате чего бюджет оказался должен фирме значительные суммы НДС.

Это не значит, что открытие счета в том же банке, с которым работают ваши поставщики, – однозначный показатель вашей недобросовестности. Однако лучше быть готовыми к тому, что судьи будут тщательно исследовать все обстоятельства вашей деятельности. Поэтому в качестве дополнительного показателя «честности» фирмы используйте косвенные доказательства. Укажите судьям, например, что компания постоянно работает с многими поставщиками. И то, что один из них, оказывается, не сдает отчетность в налоговую или не платит в бюджет НДС, – для вас полная неожиданность. Дескать, простите, уважаемые судьи, не доглядели. В следующий раз будем внимательнее.

– Судьи тоже люди, – здраво рассудил Антон Никифоров. – Попытайтесь их по-человечески убедить, что вы – нормальная компания. Налоги платите, на рынке уже несколько лет, и обманывать бюджет – не ваш конек.

Каждый сам за себя

От проблем НДС разговор плавно перешел к обсуждению понятия «недобросовестность» как такового.

– Неужели в недобросовестности могут обвинить любую фирму?! – возмутились слушатели.

– В принципе да, – помрачнев, ответил лектор. – Достаточно того, что налоговики укажут судьям, что усмотрели в работе фирмы факт недобросовестности. И фирме приходится доказывать обратное.

– А как же презумпция невиновности? – не унимался некий активист с «последней парты».

Антон Никифоров ответил, что, к сожалению, сегодняшний суд вспоминает о ней не так часто, как хотелось бы:

– Наши клиенты тоже иногда говорят: «Почему это мы должны что-то доказывать. Пусть налоговики почешутся – это их работа. Ведь по Налоговому и Административно-процессуальному кодексам бремя доказывания законности своих действий и нарушений со стороны фирмы лежит на налоговой инспекции».

Все это так. Однако практика последних лет показывает: налоговики не утруждают себя тем, чтобы проверять все обстоятельства сделки в ходе выездной или камеральной проверки. Эту функцию они «невзначай» переложили на плечи судей, которые теперь тратят кучу времени на выяснение подробностей дела, изучение и истребование дополнительных документов и т. д. При этом они утверждают, что, если компания считает действия налоговиков незаконными, она должна это доказать (такая норма также есть в АПК). Так что в ваших интересах собирать доказательства своей правоты, а не ждать, когда налоговики займутся обратным.

Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Бизнес-Семинары»

Светлана МАТВЕЕВА

Материал предоставлен журналом «Расчёт», №11 2004 г.

Начать дискуссию