Оборотная сторона налоговой оптимизации

Сегодня в Федеральной налоговой службе созданы подразделения, основная задача которых – борьба с «уклонистами». На счету этих отделов уже десятки раскрытых схем мошенничества в сфере налогообложения. Чтобы не стать очередной «жертвой», лучше заранее изучить методы, которые используют налоговые эксперты-аналитики.

Сегодня в Федеральной налоговой службе созданы подразделения, основная задача которых – борьба с «уклонистами». На счету этих отделов уже десятки раскрытых схем мошенничества в сфере налогообложения. Чтобы не стать очередной «жертвой», лучше заранее изучить методы, которые используют налоговые эксперты-аналитики.

В последнее время качество налоговых проверок сильно возросло. Они стали все больше напоминать расследования с применением приемов и способов, которые больше присущи уголовному процессу. В частности, возможны опросы и допросы лиц, причастных к работе фирмы, осмотры территорий и помещений, выемка и изъятие документов, различные экспертизы и т. д. Налоговые органы постоянно находят все более изощренные способы и источники получения информации о деятельности налогоплательщика.

«Агенты» налоговых органов

На сегодняшний день появились реально действующие быстрые и эффективные способы проверки деятельности компаний. Они основаны на постоянном обмене информацией между различными правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами и организациями.

Хорошо налажен процесс получения информации из различных внешних источников по запросам налоговых органов. Наиболее активно налоговые сотрудники используют данные, полученные из МВД, банков, таможенных органов, лицензирующих органов, энерго- и теплоснабжающих организаций, предприятий водоканализационного хозяйства.

Паспортно-визовые службы МВД предоставляют налоговым инспекторам информацию о недействительных, утраченных паспортах, о месте жительства физических лиц. Это нужно для того, чтобы установить факты регистрации фирм на номинальных директоров, проверить аффилированность контрагентов. Оперативные подразделения МВД в необходимых случаях проводят розыск лиц, причастных к совершению налоговых правонарушений.

По информации, полученной из ГИБДД и транспортных организаций, проверяют, действительно ли имела место перевозка товаров. Например, при проверке могут установить, что автомобили, на которых по документам перевозили груз, в реальности не существуют.

Запросы в банк позволяют налоговым инспекторам контролировать движение денежных средств по расчетным счетам компаний. Это нужно для того, чтобы вовремя пресечь ситуации, когда фирма перестает отражать финансовые операции в бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, такое сотрудничество позволяет эффективно распознавать схемы мошенничества, основанные на фиктивности расчетов между фирмами, и доказывать их в арбитражных судах.

Таможенные органы предоставляют контролерам информацию о вывозе и ввозе товаров на территорию России, об уплате (возврате) НДС при ввозе товаров, о недействительных бланках таможенных деклараций, о легитимности личных номерных печатей работников таможенных органов (для исключения случаев использования утраченных печатей).

Особое внимание эксперты-аналитики обращают на информацию об объемах потребления ресурсов, которую получают от энерго- и теплоснабжающих организаций, а также предприятий водоканализационного хозяйства.

Такие сведения они сопоставляют с показателями бухгалтерской и налоговой отчетности. В большей мере такой механизм проверки касается предприятий-производителей, хотя может быть использован при проверках других организаций.

Для того чтобы произвести единицу продукции, нужно использовать определенное количество ресурсов. Например, чтобы испечь буханку хлеба, необходимо затратить определенное количество электроэнергии, воды, тепла и др. Подобные нормативы есть во всех отраслях (производство, строительство, оказание услуг и т. д.).

Налоговые инспекторы при анализе заявленных данных сравнивают их с расходами, которые организация должна была понести по нормативам. Если они увидят явные несоответствия, допустим, на ту же буханку хлеба было израсходовано 200 мл воды, а не 50 и незавершенное производство отсутствует, то обязательно спросят у организации, почему у нее такой высокий расход.

Аналогично – если предприятие заявляет, что им произведено, например, 1000 единиц продукции, а объем потребления ресурсов свидетельствует о возможности производства только 10 единиц продукции. Сомнения сотрудников налоговых органов по поводу реальности производства 1000 единиц товара будут вполне обоснованными.

Основа контроля – камеральная проверка

Камеральные проверки становятся едва ли не основным инструментом контроля за предприятием. В последнее время широко используют автоматизацию первоначального отбора кандидатов для более тщательной проверки. Это позволяет значительно сократить время и исключает влияние так называемого «человеческого фактора».

При камеральной проверке инспектора прежде всего интересует «преемственность» отчетности. То есть насколько сведения представленной декларации сопоставимы с показателями за прошлые налоговые периоды и с данными по другим налогам.

Кроме того, проверяющий проводит «перекрестное» сопоставление отчетных данных cо всем комплек-сом имеющейся у него информации о фирме, независимо от источников ее получения. Так, активно используются в работе различные электронные базы данных, которые позволяют оперативно получать интересующую информацию по многим вопросам. Например, по зарегистрированным счетам-фактурам экспортеров, фирмам-однодневкам, недействительным ИНН и др. Данные о том, что фирма продолжает вести деятельность, проверяющие черпают даже из публикаций в СМИ и сети Интернет. Это особо актуально, если компания сдает в налоговую инспекцию «нулевые» декларации, но продолжает размещать рекламу.

В рамках камеральных проверок инспекторы ежегодно сопоставляют динамику показателей отчетности организации со средними статистическими данными по аналогичным компаниям, работающим в этой же отрасли (по крупнейшим и основным налогоплательщикам такое сопоставление производится ежеквартально).

Механизм налогового расследования

Наиболее эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты налогов были и остаются встречные проверки партнеров. В качестве примера, ярко демонстрирующего их результативность, можно привести ситуацию, связанную с использованием «игрушечной» льготы по НДС.

Стоит пояснить, что механизм «игрушечной» схемы основан на передаче давальческого сырья для производства игрушек. Организация-давалец приобретает сырье и передает его предприятиям, оказывающим услуги по изготовлению товаров детского ассортимента (мягкие игрушки, швейные и трикотажные изделия, школьные тетради, детские кровати, обувь и пр.). Готовые товары фирма-давалец продает покупателям. Напомним, что при реализации детских товаров ставка НДС – 10 процентов (п. 2 ст. 164 НК РФ).

При этом изначально стоимость сырья высокая и, следовательно, суммы «входного» НДС также значительны. Стоимость услуг за переработку сырья, облагаемая по ставке НДС 18 процентов, минимальна. Также мала и наценка при реализации готовой продукции со ставкой НДС 10 процентов. Данное обстоятельство приводит к тому, что сумма «входного» НДС по сырью и услугам, предъявленная организацией-давальцем к вычету, значительно превышает сумму НДС от реализации готовой продукции.

В 2003 году сотрудники ИМНС РФ № 13 по САО г. Москвы провели встречную проверку ряда компаний. В ходе ее проверяющие обратили внимание на завод-изготовитель ООО «Сервис Групп XXI век». В частности, было установлено, что здание, в котором якобы расположен завод, фактически – фруктохранилище. Помещение освещено всего одной лампой, в нем отсутствуют окна, централизованное тепло- и водоснабжение, канализация, нет никакого оборудования, отсутствуют следы производства игрушек (готовые изделия, запасы сырья, отходы).

Свидетели показали, что в данном здании какие-либо товары никогда не изготавливались. Кроме того, инспекторами было установлено, что сырье и готовую продукцию в реальности никуда не перевозили. При этом из представленных проверяемой фирмой документов следовало, что территориально поставщики сырья, ООО «Сервис Групп XXI век» и покупатели игрушек находятся в разных регионах России.

Также инспекторы установили, что реальных расчетов между участниками схемы не было. Платежи были осуществлены в течение одного банковского дня через счета, открытые в одном банке, по замкнутому циклу.

Все установленные факты позволили проверяющим и арбитражному суду сделать вывод о недобросовестности налогоплательщика и отказать ему в возмещении НДС (решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 февраля 2004г. по делу № А40-34815/03-128-278). Впоследствии материалы налоговой проверки были положены в основу уголовного дела.

Советы специалистов

В заключение отметим, что налоговые инспекции в качестве приоритетного направления своей деятельности выбрали достаточно интересный способ. Они решили повысить эффективность налоговых проверок за счет превращения их в расследование.

Фирмам, которые слишком увлеклись схемами налоговой оптимизации, стоит задуматься о последствиях этих хитроумных операций. Уже сегодня они могут принять превентивные меры в качестве более интеллектуальных схем налогового планирования.

Использование же фирм-однодневок, списание на себестоимость «липовых» расходов, применение завышенных цен и т. д. стоит не только более тщательно продумывать, но и существенно ограничить. В противном случае решение сиюминутных проблем с НДС и налогом на прибыль после ближайшей налоговой проверки может обернуться огромными недоимками, пенями и штрафами.     

 

эксперт номера

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет2004», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Опасная минимизация

Мне хотелось бы обратить внимание на то, что многие схемы минимизации уже не актуальны, а некоторые из них даже абсурдны.

Например, компании достаточно часто оформляют отсрочку платежа по договору купли-продажи в целях минимизации НДС. Как правило, такую операцию называют «коммерческий кредит». То есть стоимость товара разбивают на две части: непосредственно цену и проценты за отсрочку его оплаты (другими словами – проценты по коммерческому кредиту). На первый взгляд, это позволяет сэкономить на НДС с величины процентов. Однако руководству фирмы стоит задуматься, прежде чем воспользоваться такой схемой. Дело в том, что НДС не облагаются только проценты по товарному кредиту (ст. 162 НК РФ). То есть, обнаружив такую ситуацию, налоговый инспектор с легкостью докажет наличие недоимки по НДС.

Также я хочу обратить внимание еще и на такой момент. Сегодня совершенно недостаточно оформить отношения «правильными» документами. Нужно, чтобы они имели под собой реальные, а не выдуманные факты деятельности фирмы. Например, налоговым инспекторам будет несложно установить, что груз, который по документам вы перевозили на переработку контрагенту, в действительности никуда в пространстве не перемещался. Совершенно очевидно, что документы, подтверждающие подобные операции, сработают только против компании.

Материал предоставлен журналом «Консультант», №23 2004 г.

Начать дискуссию