Школьный лытдыбр. Немного эмоциональный

Позавчера наблюдательный восьмиклассник разглядел в мочке моего уха след от серьги. Одобрительно покивал. Чёрт, я вынул из уха серьгу, когда вступил в должность директора ставропольского отделения одного ныне покойного частного вуза (было это лет десять-одиннадцать назад), а след видно по сей день.
Школьный лытдыбр. Немного эмоциональный
На фото Денис Яцутко

Позавчера наблюдательный восьмиклассник разглядел в мочке моего уха след от серьги. Одобрительно покивал. Чёрт, я вынул из уха серьгу, когда вступил в должность директора ставропольского отделения одного ныне покойного частного вуза (было это лет десять-одиннадцать назад), а след видно по сей день.

Для школьников всё имеет значение (кроме знаний), они реагируют на всё. Недавно пятиклассница спросила, почему я всё время хожу в джинсах. Не сразу сообразил, что ответить: а в чём ещё ходить? Столько лет уже хожу в джинсах, что о существовании других штанов как-то и забыл. То есть, в принципе помню, конечно, но не применительно к себе. Ходить на уроки в том, в чём я обычно хожу, нельзя. Яркие пятна на свитере, изобилие оранжевого, рисунки и надписи на толстовках - любой из этих деталей хватит, чтобы урок был сорван: дети будут не слушать, а разглядывать, обсуждать и задавать не относящиеся к уроку вопросы.

Никак не могу отучить своих учеников прерывать ход урока звонкими выкриками a la "Денис Николаевич, а он/она рисует, пишет не то, смотрит не туда, вертится, играет под партой, кинул в меня колпачком etc". Я им говорю: "Не ябедничайте, вы этим только мешаете, создаёте много лишнего шума". А они в ответ: "А имярек записки пишет!" Удивительно. Когда я учился в школе, в моём классе было 42 человека, и только одна девочка постоянно норовила сообщить учителю что-нибудь о происходящем вокруг. Её не любили, считали ябедой. Тут в классе из двадцати семи человек человек шесть, наверное, не жалуются мне на своих товарищей, остальные ябедничают ежесекундно. И, главное, не только в случаях, когда кто-то их в самом деле как-то задевает, а просто всякий раз, когда решают, что кто-то делает что-то неположенное. Поскольку неположенное делают почти все и всё время, жалобы выкрикиваются ежесекундно и гвалт стоит невозможный. Не понимаю этого. Неужели у нынешних детей нет представления о том, что ябедничать - дурной тон? Мы в своё время как-то предпочитали сами решать свои проблемы, желательно вовсе не впутывая взрослых и вообще посторонних. Вступиться за одноклассника перед учителем было ещё нормально, но кричать в ответ на замечание учителя: "А Настя/Саша/Маша/Паша/Лена тоже..." - такое было совершенно немыслимо. От крикнувшего подобное моментально отвернулись бы все и надолго. Вернее, сначала к нему бы все повернулись - с очень удивлёнными лицами.

А ещё ужасно, что нынешние школьники в абсолютном большинстве не умеют и не желают слушать друг друга. Если кто-нибудь отвечает (у доски, с места - не имеет значения), его не слушает никто, кроме меня. Всё время, пока один пытается говорить, ещё несколько человек орут: "Можно я?! Давайте, я расскажу!" Просишь их отнестись с уважением к своему товарищу и послушать его внимательно и тихо - кивают и сразу же опять начинают кричать, вскакивая с мест и маша руками: "Я! Можно я?! Спросите меня!" Или - в крайнем случае: "Меня после него!" При этом ответ "замолчи, пожалуйста" воспринимают как обещание вызвать их к доске и, стоит мне отпустить отвечавшего, немедленно вскакивают ещё двое или трое и начинают говорить одновременно (зачастую, не выключая при этом орущей в сотовых музыки). Когда прошу кого-нибудь прочитать что-нибудь вслух, почти непременно начинает читать кто-нибудь не тот. И часто тоже не один. Они перекрикивают друг друга, потом начинают друг друга посылать, потом вступает кто-то ещё... Исключение составляет девятый класс, где вообще на уроках работают (надо отдать должное - творчески и с интересом) четыре с половиной человека, а остальные тупо лежат на партах и либо болтают, либо слушают музыку в наушниках (эти в наушниках, да, тоже исключение). Половина класса вообще не носят на уроки ни учебников, ни тетрадей, а на попытки как-то с ними заговорить, огрызаются или вообще не оборачиваются, пока не обратишься персонально раз десять подряд. Ставил в журнал двойки - ноль реакции. Тренировочную ГИА написали - 60% "неудов". По-хорошему, для учителя это служебное несоответствие. Но, во-первых, я их принял уже такими, во-вторых - чёрт побери, я пошёл в школу учить русскому языку, а мне приходится тратить нервы и силы на попытки достучаться до десятков подростков, живущих в совершенно ином мире, в котором ценность знаний - ниже нуля. Для большинства девятиклассников не только знания, но и оценки ничего не значат.

В восьмом хорошие оценки любят, но единственное, на что половина класса ради них готова, это тупо толочься у доски, неся бред, а потом, допустив в три раза больше ошибок, чем это физически возможно, выпрашивать "пятёрку", кричать, умолять, устраивать истерики. "Только не четвёрку! Пятёрку! Пожалуйста! Умоляю!" Господи, какую пятёрку? Какую четвёрку, когда за это даже нуля много! И тоже ведь не слушают друг друга. Вызываю одного, он начинает что-то говорить - остальные орут с мест. Кто-то пытается ответить вместо вызванного, остальные просто орут, за компанию. Отвечающий обижается, матерится, машет рукой, уходит на место. "Не могу отвечать, - говорит, - когда все орут". Но, стоит к доске выйти кому-то другому, обидевшийся и сам начинает орать с места.

Всё это настолько дико, настолько за пределами цивилизованного поведения вообще, что всякие милые педагогико-методические штучки, которым меня учили в универе и которые описаны в разных методических руководствах, здесь не просто не работают, а элементарно невозможны.

Будь моя воля, в общем, я бы большую часть этих детей освободил от образования к чёртовой матери, а работал бы с теми, кому это хоть сколько-нибудь надо. Но воля не моя.

Комментарии

23
  • Алексей
    Все просто замечательно написано. Кто имеет глаза, тот прозреет... Наступает кризис ситсемы образования, глобальный всероссийский кризис...Про школу все верно написано, а посмотрите, что творится в ВУЗах: покупка зачета или экзамена - норма; преподаватели устанавливают разные подходы к определению уровня знаний студентов - кто-то ставит "отл" только за то, что студент присутствовал на всех лекциях (а тот мог просто на них спать), а кто-то натягивает студенту "троечку" при сдаче, потому что просто не хочет возиться с переэкзаменовкой; огромная часть выпускников не работает по специальности (они это изначально и не планировали). И еще много, много, много всего. Все мы с вами об этом знаем, но по всей видимости не настала еще та критическая точка, после которой кричат: "Караул!!!" Все как в старь, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но думаю, уже близок тот момент, да и кризис с введением ЕГЭ это подтверждает...
  • Ольга
    Статья хорошая, хотя очень грустная. Все, что пишет учитель, вижу своими глазами, т.к. являюсь мамой школьницы и студента. Во время моей школьной жизни статус учителя был другим, как и статус воспитанного ученика, умеющего вести себя в обществе. И в высшее образование шло не более 30-40% выпускников, а сейчас, как минимум 99,9%. В вузах родительские собрания проводят по поводу неуспеваемости и посещаемости студентов! Уровень образованности детей удручающий, воспитанность, элементарное умение себя вести в обществе других, у большинства молодых находится где-то на уровне канализационной трубы. Но при этом, они жаждут взаимопонимания и признания их как полноценных членов сообщества. По-моему, это уже не кризис системы образования, а куда хуже...
  • tromanovav

    Ни один ученник, если он, конечно, не Ломоносов, учиться в школе никогда не хотел и не захочет. Интересно никому не бывает, тем более русский язык. Система образования построена так, как мы её сегодня видим: "В школу ходить надо, учиться в школе надо, сдать выпускные и вступительные экзамены надо, ну и дипломчик не мешало бы получить." А что в итоге мне надо я поняла только получая второе высшее образование. Я только в 20 лет села перечитывать, а порой и впервые прочитывать классические произведения литературы, потому что интересно и уже надо! Я только сейчас начала понимать, что если я пропущу нужную мне лекцию, то "обкраду сама себя". А когда в 8ом классе тебя мама кормит, папа одевает, дедушка мобильник дарит, что тебе ещё надо?????? Уважаемый Денис, а Вы вспомните себя. Что Вам было интересно в школе? Неужели Вы с радостью в глазах ходили на урок русского языка? Думаю, радость вызывала ну максимум физкультура.....

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

НДФЛ

Выплаты от работодателей в связи с рождением детей предложили полностью освободить НДФЛ, и власти не против

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
1
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.