Учет в строительстве

Требования к повышению квалификации остаются

Установление требований к наличию у строительной организации квалифицированного персонала обусловлено, прежде всего, соображениями по обеспечению безопасности строящихся объектов и производимых строительных работ. О нормах, действующих в настоящее время, а также об оформлении и учете затрат на подготовку специалистов и повышение их квалификации расскажем в нашей статье.
Без квалифицированных специалистов строить нельзя

Раньше требования к уровню квалификации специалистов компания должна была соблюдать для получения лицензии на строительство. Теперь это нужно для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) и получения свидетельства о допуске к выполнению определенных видов работ.

НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Напомним, изменения, связанные с заменой лицензирования в строительстве механизмом саморегулирования, были внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ. Он отменил требования о наличии лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (ст. 3), а также внес дополнения в Градостроительный кодекс РФ - о саморегулируемых организациях.

С отменой лицензирования введены в действие новые документы* - свидетельства о допуске к определенным видам работ. Допуск к ним означает, что организация подтвердила квалификацию своих специалистов и может осуществлять деятельность по соответствующему профилю на должном уровне. При некачественном выполнении работ строительная компания может быть исключена из членов саморегулируемой организации и лишена свидетельства о допуске.

* Перечень видов работ ... утвержден приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274.

В СРО ПРИМУТ НЕ ВСЕХ

Чтобы получить свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, компания должна соответствовать определенным требованиям. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает их самостоятельно. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:
- квалификационные требования к работникам юридического лица (о наличии образования определенного уровня и профиля; о наличии определенного стажа работы) и к повышению их квалификации, профессиональной переподготовке;
- требование к численности соответствующих работников (п. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).

При этом должны соблюдаться минимально необходимые требования:
- к наличию работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля - не менее трех человек с высшим профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее трех лет) или не менее пяти человек со средним профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее пяти лет);
- к повышению квалификации указанными работниками не реже одного раза в пять лет.

Учет расходов на обучение и переподготовку

Здесь есть некоторые особенности. Поэтому рассмотрим порядок учета подробнее.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но лишь при соблюдении обязательных условий, определенных в пункте 3 указанной статьи, а именно если:
- обучение осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо с иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
- обучение (подготовку, переподготовку) проходят работники (то есть лица, заключившие трудовой договор). Либо физические лица, заключившие с данным работодателем договор, предусматривающий их обязательство не позднее трех месяцев после окончания обучения (подготовки и переподготовки) заключить трудовой договор и отработать не менее одного года.

ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОБУЧЕНИЯ

А как быть, например, в такой ситуации.

Организация оплатила договор на подготовку специалиста для компании. Обучение рассчитано на шесть месяцев. На основании каких документов можно учесть затраты? То есть можно ли признать расходы, если обучение длится более одного квартала и на момент составления отчетности еще не завершено, ведь в таком случае отсутствует документ об окончании обучения, а также акт об оказании услуг?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Разъяснений Минфина России также нет.

В то же время есть примеры судебных решений, в которых отмечается, что затраты на подготовку и переподготовку кадров признаются независимо от того, в полном ли объеме пройдена программа обучения и получен ли документ об окончании курса.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 9 ноября 2007 г. № КА-А40/10001-07 арбитры пришли к выводу, согласно которому затраты на подготовку и переподготовку кадров учитываются в расходах даже в том случае, если сотрудник был отчислен за неуспеваемость, отклонив довод инспекции об их экономической необоснованности. При этом было отмечено следующее: статьей 264 Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что уже понесенные организацией расходы на подготовку и переподготовку кадров принимаются в целях налогообложения только в случае, если подготавливаемый сотрудник завершил обучение и не был отчислен за академическую неуспеваемость.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 декабря 2006 г. по делу № А65-35143/2005-СА1-19 суд указал, что налоговое законодательство не ставит признание затрат налогоплательщика по переподготовке кадров в зависимость от наличия специального документа об окончании образовательного курса, равно как и от прохождения полного курса.

В постановлении ФАС Московского округа от 18 сентября 2006 г., 25 сентября 2006 г. № КА-А40/8766-06 арбитры отметили, что дата составления акта сдачи-приемки не влияет на момент включения соответствующих затрат в расходы. Ведь услуга, результаты которой носят нематериальный характер, может потребляться в результате деятельности налогоплательщика, а акт составляется в более поздние сроки и свидетельствует лишь о сдаче выполненных работ (услуг) заказчику. Суд указал также на то, что приведенная норма предоставляет налогоплательщику право выбора признания момента расходов (причем независимо от того, утвержден в учетной политике какой-то конкретный вариант или нет). При этом следует учитывать то, что услуги признаются в момент их фактического оказания, вне зависимости от даты подписания акта. А расходы по ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их оплаты (при методе начисления). Правда, речь в данном постановлении идет об учете оказанных юридических услуг, но указанные правила могут быть использованы и применительно к образовательным услугам.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Согласно пункту 16 ПБУ 10/99, признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется при одновременном наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате осуществления конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации. Эта уверенность имеется в том случае, когда организация передала актив (то есть для рассматриваемой ситуации - оплатила обучение) либо однозначно собирается это сделать.

Для обычного случая (когда услуга оказана в одном отчетном периоде и есть первичные документы, подтверждающие ее оказание) проблем с признанием расходов обычно не возникает. А вот для «длительных» услуг, по мнению автора, все сказанное выше можно применить и для бухучета. При этом не будет нарушено и требование ПБУ* 10/99, пунктом 18 которого определено, что расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

* Положение утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

И все же у бухгалтера могут возникнуть сомнения: как при отражении расходов обойтись без первичного учетного документа, которым он привык считать акт об оказании услуг?

В указанной ситуации таким документом может стать бухгалтерская справка, применение которой не противоречит ни бухгалтерскому, ни налоговому законодательству. Главное, чтобы были соблюдены требования, предъявляемые к первичным документам. К тому же даже на первоначальном этапе обучения имеются документы (приказ о направлении на обучение, договор и др.), которые косвенно подтверждают произведенные расходы.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ?

Для признания в налоговом учете расходов на оплату обучения на курсах повышения квалификации требуются:
- трудовой договор с работником, направляемым на обучение (или соглашение о последующем заключении трудового договора);
- приказ руководителя о направлении работника на обучение с обоснованием производственной необходимости;
- договор с образовательным учреждением об обучении работника (будущего работника);
- копия лицензии образовательного учреждения;
- копия документа об обучении, выданного образовательным учреждением.

Все эти документы должны храниться в течение всего срока действия соответствующего договора обучения, но не менее четырех лет. По мнению финансистов, для подтверждения расходов у организации должны также быть в наличии: учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, и акт об оказании услуг (письмо Минфина России от 28 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/137).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №3, март 2010 г.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.