Налоги, взносы, пошлины

Организация участвует в выставке

Для успешного продвижения товаров (работ, услуг) на рынке организации участвуют в выставках и ярмарках. В связи с участием в выставке могут возникать различные затраты. Практически все затраты на участие в выставке являются рекламными. Это следует из статьи 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Для успешного продвижения товаров (работ, услуг) на рынке организации участвуют в выставках и ярмарках. В связи с участием в выставке могут возникать различные затраты. Практически все затраты на участие в выставке являются рекламными. Это следует из статьи 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Платежи организатору выставки

Чтобы стать участником выставки, нужно заплатить регистрационный взнос (сбор) организатору выставки и арендную плату за выставочные площади. Можно арендовать стенд с набором необходимого оборудования, или оплатить аренду экспозиционной площади различной комплектации. Плата зависит от месторасположения стенда на выставке. Эти платежи оплачиваются авансом, до проведения выставки и облагаются НДС.

Если Вы участвуете в выставках, проводимых за рубежом, и пользуетесь услугами зарубежных фирм, не забудьте об особенностях определения места реализации рекламных услуг. Для целей исчисления НДС это место деятельности покупателя рекламных услуг (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), т.е. территория РФ.

Реализация рекламных услуг подлежат обложению по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ). Исключение - операции по размещению рекламы в периодических изданиях нерекламного характера, которые в 2002 г. облагаются по ставке 10%. В «нерекламных» изданиях реклама не должна превышать 40 % объема одного номера.

Если в контракте с иностранцем НДС Вы не предусмотрели, то Вам придется уплатить его в бюджет за счет Вашей прибыли. Суммы налога, уплаченные в бюджет, подлежат вычету в общеустановленном порядке (ст.171 НК РФ). Такой порядок установлен письмом Минфина РФ от 27 декабря 2001 г. N 04-03-08/62.

Образцы продукции (товара)

Производственная или торговая организация может размещать на стенде образцы своей продукции или товара, предназначенного для продажи. В результате экспонирования они могут потерять свои потребительские качества полностью или частично.

В качестве рекламных расходов можно учесть затраты на списание товаров, полностью утративших свои потребительские качества в результате экспонирования. Если товары можно еще продать, их можно уценить. В этом случае размер уценки будет являться рекламными расходами. Для розничных торговых предприятия сумма уценки учитывается в части превышения размера торговой наценки.

Передача товаров для участия в выставке может происходить на основании приказа, распоряжения и накладной на внутреннее перемещение. Использованный товар возвращается на склад также по накладной. Уценка производится после издания приказа с оформлением акта.

Продукция или товар могут раздаваться потенциальным покупателям.

Расходы по изготовлению (приобретению) продукции, распространенной бесплатно среди посетителей выставки, не относятся к расходам на участие в выставке. Они относятся к нормируемым.

Раздача готовой продукции (товаров) не признается объектом обложения НДС (пп.2 п.1 ст.146 НК РФ). Для этого нужно, чтобы данные расходы были произведены в пределах норм, предусмотренных п.4 ст.264 НК РФ.

Иные затраты

Среди иных рекламных затрат можно назвать: изготовление специальных рекламных материалов, визитных карточек для менеджеров по продажам, участвующих в выставке, включение в официальный каталог выставки, публикации в печати, использование наружной рекламы, объявления на радио и телевидении, рассылки писем, листовок, организация различных специальных мероприятий (шоу, конкурсы, дегустации), демонстрация видеофильмов, слайдов, проведение пресс - конференций, коктейлей для журналистов и клиентов.

Для целей налогового учета дата признания рекламных расходов будет определяться в соответствии с положениями ст.272 НК РФ по каждому виду расходов.

Призы и подарки

На выставке могут устраиваться конкурсы, победителям в которых выдают призы. Стоимость призов признается рекламными расходами, если проведение таких мероприятий оформлено необходимыми документами (например, распоряжением руководителя, положением о правилах проведения конкурса, планом проведения рекламной акции т.д.).

Если рекламный характер подарков не подтвержден, то расходы относятся к внереализационным без учета для целей налогообложения.

Получение приза рассматривается как получение дохода в натуральной форме (ст. 211 НК РФ) по рыночной цене с учетом НДС и налога с продаж.

Если цена его больше 2 000 руб. (п.28 ст.217 НК РФ), нужно получить у физического лица сведения для заполнения справки по форме N 2-НДФЛ. Организация обязана в течение одного месяца с момента выдачи дорогого приза письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 2 ст. 224, п.5 ст.226, ст.230 НК РФ).

Стоимость подарков, сувениров, призов не облагается ЕСН (ст.236 НК РФ).

По вопросу исчисления НДС при раздаче призов идет спор. Одни специалисты говорят, что раздача призов - это передача прав собственности на товары на безвозмездной основе физическим лицам. А в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ такая передача признается их реализацией. Поэтому в момент раздачи призов необходимо начислить задолженность перед бюджетом в сумме НДС с их стоимости. Но при этом сумма налога, уплаченная при покупке такого имущества, принимается к налоговому вычету в обычном порядке.

Другие специалисты считают, что призы используются для нужд собственного потребления и принимаются в качестве рекламных расходов, поэтому НДС облагаться не должны. Но поскольку их стоимость учитывается в пределах норматива, то с сумм превышения норматива должен начисляться НДС в случае, если при их приобретении НДС был принят к вычету полностью (п. 2 ст. 146 НК РФ).

Напомним, что норматив считается нарастающим итогом за год.

Командировочные расходы

При проверках налоговые инспекторы требуют включать командировочные расходы, связанные с поездкой сотрудников на выставки в состав рекламных для повышения налога на рекламу. Однако такая позиция не повсеместна. Например, в ответе на частный вопрос о том, включаются ли командировочные расходы в рекламные расходы и в облагаемую базу по налогу на рекламу был дан 2001 г. отрицательный ответ УМНС по г. Москве (см. письмо от 15 февраля 2001 г. N 06-12/6/4480).

Обратите внимание на сверхнормативные суточные. Под налог на рекламу они попадут, а для целей налогообложения в составе рекламных или прочих расходов их вряд ли примет инспектор.

Налог на рекламу

Произведенные рекламные расходы подлежат обложению местным налогом на рекламу (ст. 15 НК РФ). Ставка налога не должна превышать 5% стоимости рекламных услуг.

В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 21 ноября 2001 г. N 59 "О налоге на рекламу" объектом налогообложения признаются приобретение рекламных услуг (работ) и рекламные работы, выполняемые самостоятельно или с привлечением рекламопроизводителя. Распространением информации признается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей, распространение объявлений, извещений или сообщений.

Сумма налога на рекламу исчисляется исходя из стоимости оказанных или выполненных рекламных услуг (работ) в действующих ценах и тарифах без НДС.

При самостоятельном выполнении в базу включаются прямые расходы (материальные, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, непосредственно используемые при изготовлении средств распространения рекламы) и косвенные. Доля косвенных расходов определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу к общей величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде.

Начисление налога производится за тот налоговый период (квартал), в котором фактически произведены расходы на рекламу. Налогом облагаются как нормативные, так и сверхнормативные расходы.

При определении состава рекламных расходов имеется расхождение мнений в отношении платы за аренду выставочных площадей. По мнению Департамента налоговой политики Минфина России, изложенному в ответе от 16.03.2001 N 04-05-17/7 на частный запрос налогоплательщика, плата за аренду выставочных площадей не относится к расходам на рекламу и не включается в объект обложения налогом на рекламу. Однако Управление МНС РФ по г. Москве совсем другого мнения (см. письмо от 29 ноября 2001 г. N 06-12/6/54949).

Налог на рекламу учитывается в составе косвенных расходов на дату начисления (пп.1 п.7 ст.272 НК РФ).

Норматив, который можно принять для налога на прибыль

Бухгалтерское законодательство не содержит определения рекламы и рекламных услуг. В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) в полной сумме произведенных расходов.

Налоговое законодательство также не имеет своего определения рекламы, однако перечисляет ее некоторые виды, принимаемые для целей налогообложения.

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу являются согласно пп.28 п.1 ст.264 и п. 4 ст. 264 НК РФ прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Они признаются косвенными расходами периода (ст. 318 НК РФ).

Все рекламные расходы следует разделить на принимаемые в полном объеме и нормируемые.

К ненормируемым расходам относятся перечисленные в ст. 264 п.4 НК РФ. Перечень их является закрытым.

Все иные, не входящие в этот перечень, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1 % от выручки.

Сравнение с перечнем позволяет сделать вывод, что к нормируемым рекламным расходам относятся также затраты на разработку, издание и распространение плакатов, афиш, рекламных писем, открыток, листовок, календарей, буклетов, эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов и их стоимость при вручении посетителям выставки.

НДС

Сумма НДС, уплаченная подрядчику по рекламным расходам, принимается к вычету на основании ст.171 и 172 НК РФ при наличии счета - фактуры и документов, подтверждающих оплату (для рекламных расходов, которые учитываются при налогообложении в полном объеме).

По нормируемым расходам НДС может быть принят к вычету в размере, соответствующем нормам (п. 7 ст. 171 НК РФ). По сверхнормативным рекламным расходам НДС к вычету не принимается и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Раздача готовой продукции (товаров) потенциальным покупателям не признается объектом обложения НДС согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ. Для этого нужно, чтобы данные расходы принимались к вычету при исчислении налога на прибыль.

Пример.

Организация с целью рекламы производимой продукции принимает участие в выставке, которая проходит с 10 октября по 20 октября 2002 г. в другом городе.

Организатору выставки на основании заключенного договора перечислен регистрационный сбор 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.) и плата за аренду выставочной площади 30 000 руб. (в том числе НДС - 5000 руб.).

Для участия в выставке автотранспортный цех организации произвел доставку специализированного оборудования и образцов готовой продукции. Расходы на доставку составили 5000 руб. (стоимость ГСМ, заработная плата водителю, ЕСН и пр.), стоимость готовой продукции, розданной во время выставки посетителям, составляет 15 000 руб.

На выставку были направлены сотрудники фирмы. Командировочные расходы согласно авансовым отчетам, представленным 23 октября, составили 5 000 руб., суточные сверхнормативные составили 300 руб.

Доходы и расходы в целях исчисления прибыли организация определяет методом начисления.

В учете организации произведены бухгалтерские проводки:

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51
- 36 000 руб. - перечислен аванс организатору выставки;
Дебет 43 субсчет "Готовая продукция, переданная для проведения рекламной кампании" Кредит 43 субсчет "Готовая продукция на складе"
- 15 000 руб. – передана готовая продукция для проведения рекламной компании в ходе выставки;
Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 10, 70,69
- 5 000 руб. – отражены затраты на доставку готовой продукции и оборудования на выставку;
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 23
- 5 000 руб. – отражены в составе рекламных расходов затраты на доставку готовой продукции и оборудования на выставку собственными силами;

23 октября 2002 г после окончания работы выставки между организатором и предприятием был составлен акт сдачи-приемки оказанных услуг. На основании этого акта предприятию выставили счет-фактуру.

Дебет 44 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- 30 000 руб. – признаны расходы по участию в выставке на дату подписания акта приема-передачи оказанных услуг организатором выставки;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- 6 000 руб. – учтен НДС по услугам аренды и регистрационному сбору на основании счета-фактуры,
Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"
- 36 000 руб. – зачтен ранее уплаченный авансовый платеж;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 6 000 руб. – принят к вычету из бюджета НДС по оплате услуг организатора выставки.
Дебет 44 Кредит 71
- 5 000 руб. – в составе расходов по выставке отражены командировочные расходы, в т.ч. сверхнормативные суточные 300 руб.;
Дебет 44 Кредит 43 субсчет "Готовая продукция, переданная для проведения рекламной кампании"
- 15 000 руб. – списана стоимость готовой продукции, розданной потенциальным покупателям во время проведения выставки;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"
- 2750руб. (55 000* 5%) - начислен налог на рекламу.

В налоговом учете стоимость розданной продукции (15 000 руб.) не должна превышать 1% выручки от реализации без учета НДС. Сверхнормативные суточные не учитываются. Поэтому в качестве уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов октября могут быть учтены 552 450 (55000-300+2750) руб.

Фомичева Л. П., Руководитель департамента
бухучета и аудита КА "Форум",
тел. (095) 728-82-40, 8-902-613-0053
E:mail: l_fom@mail.ru

Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." 45/2002

Начать дискуссию

Отпуска

СФР: работник может оформить отпуск на один период только по одному основанию

Родителю, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежегодный оплачиваемый отпуск в это время не предоставляется.

При назначении единого пособия в расчете доходов учитывают пенсии по потере кормильца

В доход семьи при комплексной оценке нуждаемости также входят трудовой заработок, пособия, алименты, проценты по вкладам, суммы от продажи имущества и т. п.

Минпромторг аккредитовал 19 объектов промышленной инфраструктуры и 7 промкластеров

Министерство промышленности и торговли во втором квартале 2024 года включило в федеральный реестр 26 промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Центробанк будет по-новому определять курс доллара и евро

Банк России отсечет крайние значения курса, которые выбиваются из среднего диапазона. Данные будут получены на основании сведений о внебиржевых торгах между банками.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
НДС

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

Экспортеры заполняют «экспортные» разделы декларации по НДС, исходя из правил, установленных для подтверждения нулевой ставки НДС.

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

В современном мире бизнеса все чаще звучат термины «руководитель» и «лидер». И многие предполагают, что у этих понятий одинаковый смысл. Однако на практике данные роли отличаются друг от друга и требуют особенных навыков и подходов.

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Если говорить обобщенно и не вдаваясь в нюансы – раздельный учет применяется тогда, когда организация совмещает облагаемую и необлагаемую НДС деятельность. Применение раздельного учета позволяет выделить «входной» НДС, который относится к облагаемым операциям, и в дальнейшим предъявить эту сумму к вычету. Оставшуюся часть налога следует включить в стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ).

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»

Может ли работодатель вызвать сотрудника из отпуска

С согласия сотрудника работодатель может прервать отпуск. Если работник не согласен вернуться раньше положенного, к нему нельзя применять санкции.

Интересные материалы

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году

Иностранному гражданину, которого принимают на работу по трудовому договору или привлекают к выполнению работ/услуг по договору ГПХ, необходим российский СНИЛС. Рассказываем, как его оформить и какие существуют нюансы в 2024 году.

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году