Специалисты главного финансового ведомства в письме от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94 пришли к такому выводу. Под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства.
К таким расходам относят затраты на асфальтирование, укладку тротуарной плитки, озеленение территории, разбивку газонов, клумб, установку ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамеек, фонтанов и т. д.
Отметим, что для отдельных отраслей промышленности данные работы обязательны.
Обратимся к пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74). Там определено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг «вредных» объектов и производств необходимо установить специальную территорию с особым режимом использования (санитарно-защитную зону).
По своему функциональному назначению это защитный барьер, обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В связи с этим территорию санитарно-защитной зоны нужно озеленять. Соответственно, у предприятия возникает обязанность по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и обеспечению последующего ухода за элементами озеленения.
Налог на прибыль
Однако не все так просто.
Однако такая позиция финансового ведомства не совсем соответствует законодательству. Ведь расходы предприятия, например, на озеленение напрямую связаны с обеспечением нормальных условий труда, соблюдением СанПиН, норм и технических регламентов. Кроме того, есть письмо от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, в котором Минфин России разрешил учитывать расходы на озеленение территории в налоговой базе по налогу на прибыль. Правда, при условии, что такие расходы напрямую связаны с обеспечением деятельности, направленной на получение дохода.
В письме речь идет об озеленении территории санатория. Такие расходы прямо предусмотрены соответствующим отраслевым СанПиН. У производственных предприятий несколько иная ситуация, но доводы, приведенные в письме, все-таки могут пригодиться.
А в постановлении ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. № КА-А40/8775-08 судьи пришли к выводу о том, что затраты на благоустройство территории являются обоснованными, поскольку они произведены в соответствии с требованиями законодательства.
В постановлении ФАС Центрального округа от 26 апреля 2007 г. по делу № А68-АП-400/14-04 арбитражные судьи указали, что бухгалтер предприятия правомерно включил в состав расходов затраты на оплату работ по озеленению производственных территорий, поскольку они проводились в целях соблюдения санитарно-гигиенических норм.
В пользу налогоплательщиков решены дела и в постановлениях:
– ФАС Поволжского округа от 3 марта 2009 г. по делу № А12-15054/2008;
– ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф04-777/2009 (20487-А46-37);
– ФАС Уральского округа от 22 мая 2007 г. № Ф09-3656/07-С2.
Безусловно, инспекторы на местах и здесь могут посчитать, что работы по благоустройству территории не связаны с производственной деятельностью предприятия и вычет налога на добавленную стоимость неправомерен.
Ведь Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по этому вопросу, а официальную позицию чиновники не высказали.
Но и в этом случае компании вполне могут отстоять свою позицию, ссылаясь опять же на предписания законодательства. Как показывает арбитражная практика, шанс отстоять свою правоту у предприятий немаленький.
Арбитры разрешают принимать налог к вычету, поскольку работы по благоустройству территорий связаны с производственной деятельностью организации в целом.
Примерами тому служат следующие постановления:
– ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. по делу № А56-23561/2008;
– ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16;
– ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А41/14082-07;
– ФАС Московского округа от 11 января 2008 г. № КА-А40/13672-07.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №9, сентябрь 2010 г.
Начать дискуссию