– временно пребывающие — люди, приехавшие по визе или без нее и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
– временно проживающие — лица, получившие разрешение на временное проживание;
– постоянно проживающие — граждане с видом на жительство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ иностранец имеет право вести трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу. Исключения предусмотрены пунктом 4 данной статьи – например, для иностранных граждан, постоянно проживающих в России, являющихся участниками программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, и др. Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ предоставил работодателю или заказчику работ (услуг) еще одну возможность привлечь иностранного гражданина к работе без получения соответствующего разрешения: если иностранец является высококвалифицированным специалистом. Форма такого ходатайства утверждена постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 487.
Теперь предусмотрены новые основания для продления срока временного пребывания. Они связаны с выдачей иностранцу разрешения на работу или патента либо продлением срока действия разрешения на работу или патента.
Кроме того, статья 13.1 Закона № 115-ФЗ дополнена новым пунктом 3.1. В нем установлено дополнительное требование к оформлению разрешения на работу. Так, если иностранец представит трудовой (гражданско-правовой) договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный в соответствии с законодательством РФ, в выдаваемое ему разрешение на работу необходимо внести реквизиты работодателя или заказчика работ (услуг), с которым у человека оформлен договор.
Кроме того, станет обязательной государственная дактилоскопическая регистрация с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. При этом порядок регистрации будет определяться федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Однако данная норма не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу.
Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом, то его доходы от источников в Российской Федерации облагаются НДФЛ по более низкой ставке. ›
Как отметили финансисты в письме от 26 марта 2010 г. № 03-04-06/51, в случае если по итогам налогового периода работника признают налоговым резидентом, сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30 процентов как с нерезидента Российской Федерации, следует пересчитать по ставке 13 процентов.
Таков общий порядок.
Однако Законом № 86-ФЗ в пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым для трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста с 1 июля 2010 года устанавливается ставка в размере 13 процентов. То есть в этом случае отсутствие у иностранного гражданина статуса налогового резидента РФ значения не имеет.
Высококвалифицированными специалистами признаются лица, имеющие опыт или достижения в конкретной области деятельности, привлечение которых предполагает выплату им высокой заработной платы.
Отметим, что правила привлечения их к труду прописаны в новой статье 13.2 Закона № 115-ФЗ.
В частности, установлено, что квоты на таких специалистов не распространяются и оценку компетентности и уровня квалификации указанных граждан работодатель или заказчик работ проводит самостоятельно.
Страховать от несчастных случаев нужно всех, с кем подписан трудовой договор: и граждан Российской Федерации и иностранцев.
Иначе обстоит дело с гражданско-правовыми договорами. Работодатель должен уплачивать страховые взносы только в том случае, если это прямо указано в договоре.
Действительно, ведь привлекать иностранца к трудовой деятельности можно только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (данное правило не относится к «безвизовым» иностранцам). Обратите внимание и на такой момент. Фактический допуск к работе при осведомленности или поручении лица, которое наделено полномочиями по найму работников, или его представителя является достаточным условием для возникновения трудовых отношений с гражданами. Об этом сказано в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.
Важно запомнить
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ, за постановку иностранца или лица без гражданства на учет по месту пребывания уплачивается государственная пошлина в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 200 руб. Если в связи с производственной необходимостью иностранных рабочих приходится перемещать с одного объекта на другой, обязано ли предприятие уплачивать госпошлину каждый раз при смене иностранцами места пребывания? Чиновники Минфина России ответили на этот вопрос утвердительно (см. письмо от 8 июля 2010 г. № 03-05-05-03/28). Финансисты указали, что специалисты миграционного учета снимают с учета по месту пребывания иностранного гражданина (в случае смены им места пребывания в Российской Федерации) после получения уведомления о постановке человека на учет на новом месте.
Следовательно, при перемещении работников государственная пошлина за постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства уплачивается за каждые сутки по каждому месту пребывания.
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №9, сентябрь 2010 г.
Начать дискуссию