Заполнять и выдавать аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании теперь необходимо по новым правилам. Их утвердило Минобрнауки России. Также изменились требования к учету и хранению соответствующих бланков документов. О наиболее принципиальных моментах – в статье.
Кто выдает аттестаты
Итак, новый Порядок утвержден приказом Минобрнауки России от 15 июня 2010 г. № 628 (далее – Порядок). Он вступил в силу 31 августа 2010 года.Порядок пришел на смену правилам заполнения, выдачи и хранения аттестатов, которые были утверждены приказом Минобразования России от 2 апреля 1996 г. № 143.
Необходимость в новых правилах назрела давно, так как с 1996 года прошло очень много времени, в течение которого в отечественном образовании произошли значительные изменения.
Напомним, что этим летом Минобрнауки России выпустило письмо от 4 июня 2010 г. № 03-1121, которое также касалось порядка выдачи и хранения аттестатов. Однако его следует рассматривать как временный документ. Хотя его положения не являлись нормативными, фактически были обязательны к применению.
Выдавать аттестаты по правилам, предусмотренным Порядком, должны учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Формы аттестатов в настоящее время утверждены приказом Минобрнауки России от 11 августа 2009 г. № 295.
– образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы;
– специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
– общеобразовательного учреждения в отношении специальных (коррекционных) классов.
Установлено, что фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника вносятся в бланк аттестата в соответствии с данными, указанными в паспорте, в дательном падеже. После записи фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания образовательного учреждения.
Затем следует вписать полное наименование образовательного учреждения (в винительном падеже), которое окончил выпускник, а также название его местонахождения. Если полное наименование учебного заведения содержит информацию о местонахождении учреждения (поселок (село, деревня), район, область (республика) и др.), то наименование населенного пункта не пишется. Также отмечено, что если в поле, в котором указывается наименование образовательного учреждения или его местонахождение, недостаточно места, то можно применять сокращения.
– код, серия и порядковый номер аттестата;
– фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника в именительном падеже;
– дата рождения (число, месяц, год), где число пишется арабскими цифрами, месяц – прописью в родительном падеже, год рождения – четырехзначными арабскими цифрами.
В самом приложении выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету обязательной части базисного учебного плана. › |
В разделе «Дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов, дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением.
Допускается ряд сокращений в названии учебных предметов, например мировая художественная культура – МХК, физическая культура – физкультура. Полный список допустимых сокращений содержится в пункте 25 нового Порядка.
Отметки по учебным предметам проставляются арабскими цифрами и в скобках – словами. При этом слова можно сокращать в соответствии с правилами русской орфографии (например, удовлетворительно – удовл.). Кроме того, сохранен запрет на использование таких записей, как «зачтено» и «не изучал». На незаполненных строках приложения также ставится Z.
Отметим, что форма получения образования в аттестатах и приложениях не указывается.
Подпись руководителя образовательного учреждения в аттестат и приложение проставляется черной пастой с последующей ее расшифровкой (инициалы, фамилия). По - прежнему в случае временного отсутствия руководителя образовательного учреждения аттестат и приложение подписываются лицом, исполняющим обязанности этого руководителя.
При этом сохранен запрет на использование перед словом «руководитель» сокращения «и. о.», а также вертикальной черты.
Кроме того, все так же действует норма о том, что заполненные бланки аттестатов и приложений скрепляются печатью образовательного учреждения с изображением государственного герба Российской Федерации.
Заверять бланки аттестата и приложения к нему факсимиле нельзя. Это следует из пункта 30 Порядка.
Далее издается приказ о выдаче аттестата. В течение десяти дней после того, как этот приказ будет издан, аттестат должен быть выдан выпускнику под роспись. Для получения аттестата выпускник должен предъявить документ, удостоверяющий личность.
Разумеется, на практике данное положение применяется крайне редко. Поскольку обычно аттестаты вручаются выпускникам в торжественной обстановке. При этом очевидно, что педагоги не требуют от выпускника паспорт.
Если аттестат получают родители (законные представители) выпускника, то они должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, аттестат может получить представитель выпускника, действующий на основании доверенности. Он должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и саму доверенность.
Аттестаты, не полученные выпускниками в год окончания образовательного учреждения, хранятся в этом учебном заведении до их востребования.
Значительное внимание в новом Порядке уделено процедуре выдачи дубликатов (п. 11 -–19 Порядка). По общему правилу образовательное учреждение выдает дубликат аттестата, когда он был утрачен, испорчен или поврежден. При этом оговорено, что если это произошло с приложением к аттестату, то взамен выдается дубликат приложения, на котором проставляются номер сохранившегося аттестата и дата выдачи дубликата приложения. В соответствии с пунктом 18 нового Порядка дубликаты аттестата и приложения выдаются на бланках образца, действующего в период обращения о выдаче дубликата, независимо от года окончания выпускником учебного заведения.
Записи в книге учета заверяются подписями классного руководителя, руководителя образовательного учреждения и печатью образовательного учреждения. Книга прошнуровывается, пронумеровывается. Она скрепляется печатью образовательного учреждения и хранится как документ строгой отчетности.
Бланки аттестатов и приложений хранятся:
– в специально выделенных и оборудованных помещениях;
– в сейфах или металлических шкафах с надежными внутренними или навесными замками.
Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки аттестатов и приложений, должны быть закрыты на замки и опечатаны. Бланки как документы строгой отчетности учитывают по специальному реестру. Также в Порядке указано, что учебные заведения не имеют права передавать свои бланки другим учреждениям (п. 35 Порядка). При этом не использованные в текущем году бланки аттестатов и приложений должны быть возвращены тем органам власти, которые их выдали. А вот испорченные бланки следует списать и уничтожить. Принять такое решение может специально созданная для этих целей комиссия. При этом составляется акт в двух экземплярах. В нем указываются количество (числом и прописью) и номера уничтожаемых бланков аттестатов и приложений. Первый экземпляр акта с приложением представляется в уполномоченный орган исполнительной власти, второй экземпляр остается в образовательном учреждении.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №10, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию