Бюджетный учет

Заполнение и учет аттестатов. Утверждены новые правила

Заполнять и выдавать аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании теперь необходимо по новым правилам. Их утвердило Минобрнауки России. Также изменились требования к учету и хранению соответствующих бланков документов. О наиболее принципиальных моментах – в статье.

Заполнять и выдавать аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании теперь необходимо по новым правилам. Их утвердило Минобрнауки России. Также изменились требования к учету и хранению соответствующих бланков документов. О наиболее принципиальных моментах – в статье.

Кто выдает аттестаты

Итак, новый Порядок утвержден приказом Минобрнауки России от 15 июня 2010 г. № 628 (далее – Порядок). Он вступил в силу 31 августа 2010 года.

Порядок пришел на смену правилам заполнения, выдачи и хранения аттестатов, которые были утверждены приказом Минобразования России от 2 апреля 1996 г. № 143.

Необходимость в новых правилах назрела давно, так как с 1996 года прошло очень много времени, в течение которого в отечественном образовании произошли значительные изменения.

Напомним, что этим летом Минобрнауки России выпустило письмо от 4 июня 2010 г. № 03-1121, которое также касалось порядка выдачи и хранения аттестатов. Однако его следует рассматривать как временный документ. Хотя его положения не являлись нормативными, фактически были обязательны к применению.

Выдавать аттестаты по правилам, предусмотренным Порядком, должны учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Формы аттестатов в настоящее время утверждены приказом Минобрнауки России от 11 августа 2009 г. № 295.

Заполнение аттестатов...
Как и ранее, бланки аттестатов и приложений заполняются на русском языке и распечатываются на принтере (шрифтом черного цвета). При этом в Порядке по-прежнему нет указаний на конкретные вид и размеры шрифта, используемого при заполнении документа. Напомним, что этот вопрос был оговорен в письме Минобрнауки России от 4 июня 2010 г. № 03-1121. В нем предлагалось использовать шрифт черного цвета размера 14 Bookman Old Style или Times New Roman. Так что можно воспользоваться этими шрифтами. Заполнять документ рукописным способом, как и раньше, нельзя. Исключения сделаны для:

– образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы;

– специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

– общеобразовательного учреждения в отношении специальных (коррекционных) классов.

Установлено, что фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника вносятся в бланк аттестата в соответствии с данными, указанными в паспорте, в дательном падеже. После записи фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания образовательного учреждения.

Затем следует вписать полное наименование образовательного учреждения (в винительном падеже), которое окончил выпускник, а также название его местонахождения. Если полное наименование учебного заведения содержит информацию о местонахождении учреждения (поселок (село, деревня), район, область (республика) и др.), то наименование населенного пункта не пишется. Также отмечено, что если в поле, в котором указывается наименование образовательного учреждения или его местонахождение, недостаточно места, то можно применять сокращения.

…и приложений
На обложке приложения указываются:

– код, серия и порядковый номер аттестата;

– фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника в именительном падеже;

– дата рождения (число, месяц, год), где число пишется арабскими цифрами, месяц – прописью в родительном падеже, год рождения – четырехзначными арабскими цифрами.

В самом приложении выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету обязательной части базисного учебного плана. › |

В разделе «Дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов, дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением.

Допускается ряд сокращений в названии учебных предметов, например мировая художественная культура – МХК, физическая культура – физкультура. Полный список допустимых сокращений содержится в пункте 25 нового Порядка.

Отметки по учебным предметам проставляются арабскими цифрами и в скобках – словами. При этом слова можно сокращать в соответствии с правилами русской орфографии (например, удовлетворительно – удовл.). Кроме того, сохранен запрет на использование таких записей, как «зачтено» и «не изучал». На незаполненных строках приложения также ставится Z.

Отметим, что форма получения образования в аттестатах и приложениях не указывается.

Подпись руководителя образовательного учреждения в аттестат и приложение проставляется черной пастой с последующей ее расшифровкой (инициалы, фамилия). По - прежнему в случае временного отсутствия руководителя образовательного учреждения аттестат и приложение подписываются лицом, исполняющим обязанности этого руководителя.

При этом сохранен запрет на использование перед словом «руководитель» сокращения «и. о.», а также вертикальной черты.

Кроме того, все так же действует норма о том, что заполненные бланки аттестатов и приложений скрепляются печатью образовательного учреждения с изображением государственного герба Российской Федерации.

Заверять бланки аттестата и приложения к нему факсимиле нельзя. Это следует из пункта 30 Порядка.

Порядок выдачи
Аттестаты необходимо выдавать тем выпускникам IX и XI (XII) классов, которые проходили государственную (итоговую) аттестацию именно в данном учебном заведении. Основанием является решение педагогического совета. › |

Далее издается приказ о выдаче аттестата. В течение десяти дней после того, как этот приказ будет издан, аттестат должен быть выдан выпускнику под роспись. Для получения аттестата выпускник должен предъявить документ, удостоверяющий личность.

Разумеется, на практике данное положение применяется крайне редко. Поскольку обычно аттестаты вручаются выпускникам в торжественной обстановке. При этом очевидно, что педагоги не требуют от выпускника паспорт.

Если аттестат получают родители (законные представители) выпускника, то они должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, аттестат может получить представитель выпускника, действующий на основании доверенности. Он должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и саму доверенность.

Аттестаты, не полученные выпускниками в год окончания образовательного учреждения, хранятся в этом учебном заведении до их востребования.

Значительное внимание в новом Порядке уделено процедуре выдачи дубликатов (п. 11 -–19 Порядка). По общему правилу образовательное учреждение выдает дубликат аттестата, когда он был утрачен, испорчен или поврежден. При этом оговорено, что если это произошло с приложением к аттестату, то взамен выдается дубликат приложения, на котором проставляются номер сохранившегося аттестата и дата выдачи дубликата приложения. В соответствии с пунктом 18 нового Порядка дубликаты аттестата и приложения выдаются на бланках образца, действующего в период обращения о выдаче дубликата, независимо от года окончания выпускником учебного заведения.

Как заполнять книгу учета и записи выданных аттестатов
Определено, что в книгу для учета и записи выданных аттестатов список выпускников текущего учебного года вносится в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков – в возрастающем порядке.

Записи в книге учета заверяются подписями классного руководителя, руководителя образовательного учреждения и печатью образовательного учреждения. Книга прошнуровывается, пронумеровывается. Она скрепляется печатью образовательного учреждения и хранится как документ строгой отчетности.

Что делать, если допущены ошибки
В случае если обнаружены ошибки, допущенные при заполнении аттестата (или приложения к аттестату), в год окончания выпускником образовательного учреждения (как до, так и после выдачи документа) заполняется новый бланк взамен испорченного. Выдача нового аттестата взамен испорченного регистрируется в книге для учета и записи выданных аттестатов за новым номером учетной записи. При этом напротив ранее сделанной учетной записи делается пометка «испорчен, аннулирован, выдан новый аттестат» с указанием номера учетной записи аттестата, выданного взамен испорченного. А вот ошибки, допущенные при заполнении книги учета, исправляются и заверяются руководителем образовательного учреждения, а также печатью со ссылкой на номер учетной записи.

Учет и хранение бланков
Объем, сроки и условия изготовления и доставки бланков аттестатов и приложений устанавливают органы власти субъекта РФ, которые отвечают за управление в сфере образования.

Бланки аттестатов и приложений хранятся:

– в специально выделенных и оборудованных помещениях;

– в сейфах или металлических шкафах с надежными внутренними или навесными замками.

Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки аттестатов и приложений, должны быть закрыты на замки и опечатаны. Бланки как документы строгой отчетности учитывают по специальному реестру. Также в Порядке указано, что учебные заведения не имеют права передавать свои бланки другим учреждениям (п. 35 Порядка). При этом не использованные в текущем году бланки аттестатов и приложений должны быть возвращены тем органам власти, которые их выдали. А вот испорченные бланки следует списать и уничтожить. Принять такое решение может специально созданная для этих целей комиссия. При этом составляется акт в двух экземплярах. В нем указываются количество (числом и прописью) и номера уничтожаемых бланков аттестатов и приложений. Первый экземпляр акта с приложением представляется в уполномоченный орган исполнительной власти, второй экземпляр остается в образовательном учреждении.

Важно запомнить
Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки аттестатов и приложений, должны быть закрыты на замки и опечатаны. Сами аттестаты выдают под личную подпись выпускнику при предъявлении им документа, удостоверяющего личность. Либо родителям (законным представителям), либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность (в последнем случае необходима доверенность).

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №10, октябрь 2010 г.

Начать дискуссию

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Интересные материалы

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду