Бюджетный учет

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

В течение 2010 года на страницах журнала неоднократно рассматривались те или иные аспекты формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий1.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации"

В течение 2010 года на страницах журнала неоднократно рассматривались те или иные аспекты формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий1.

Однако эта тема не может считаться полностью раскрытой без учета отраслевых особенностей функционирования учреждений, поэтому мы начинаем цикл публикаций о специфике формирования госзаданий учреждениям различных сфер деятельности.

Так как в настоящее время наибольшая часть из всей сети бюджетных учреждений приходится на сферу образования и именно в этой области будет сосредоточена основная работа по формированию государственных (муниципальных) заданий, данную статью посвятим особенностям процессов оказания образовательных услуг.

Перечень государственных услуг в образовании, особенности их оказания

В рамках реализации постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 (далее – Постановление № 1065)2 Минобрнауки России для подведомственных федеральных агентств и служб, а также для подведомственных им бюджетных учреждений были разработаны перечни государственных услуг. Кроме того, был утвержден перечень услуг, оказываемых непосредственно министерством3.

Представленные в указанных перечнях государственные услуги в целом можно признать обоснованными, в то же время нельзя не отметить те моменты, которые нуждаются в совершенствовании. Так, для отдельных государственных услуг помимо выделения их видов в зависимости от типа образовательного учреждения (дошкольные, средние профессиональные, высшие и т. п.) целесообразно использовать более детальную сегментацию.

Например, государственную услугу «реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования» можно разделить в зависимости от специальности (гуманитарная, экономическая, техническая) или формы обучения (очная, заочная, вечерняя и т. п.). Необходимость разделения обусловлена не только разными процедурами оказания государственных услуг, но и разной стоимостью.

Однако главный недостаток, который необходимо устранить, состоит в том, что включенные в перечни государственные услуги по своему содержанию часто повторяют друг друга. При этом обоснованного разделения государственных услуг для научных учреждений на федеральном уровне до сих пор не существует.

Это положение соответствует принципу формирования государственных (муниципальных) заданий, согласно которому планирование и финансовое обеспечение выполнения работ осуществляется отдельно и по упрощенной форме по сравнению с оказанием государственных услуг.

Основным разделом государственного задания на выполнение работ является следующая форма, закрепленная Приложением 1 действующего постановления Правительства РФ от 29.12.2009 № 1065 (табл. 1).

Таблица 1

Государственное задание на выполнение работ

Наименование работ

Содержание работ

Планируемый результат выполнения работ

отчетный год

текущий финансовый год

очередной финансовый год

первый год планового периода

второй год планового периода

Выполнение прикладных научно-исследовательских работ

Выполнение работ, соответствующих ГОСТ 15.101-98 (ед.)

3

4

4

5

4

Далее приведем примеры заполнения некоторых разделов государственных (муниципальных) заданий на оказание ряда образовательных услуг. Сразу оговоримся, что особенности формирования и финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг учреждениями образования и науки в основном связаны с высокой степенью регламентации государством их деятельности через инструменты лицензирования.

Рекомендации по заполнению некоторых разделов государственного задания

       Потребители государственных услуг в образовании

Заполнение такого раздела государственного (муниципального) задания как «Потребители государственной услуги» не является особо трудоемким, однако необходимо учесть следующее.

Поскольку образовательные учреждения функционируют для реализации образовательных программ, численность потребителей государственных услуг предлагается оценивать исходя из необходимости:

  • обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
  • предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных общеобразовательных учреждениях (лицеях-интернатах);
  • предоставления начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях;
  • обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей регионального значения;
  • содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных образовательных учреждениях;
  • обучения по программам начального профессионального образования, программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Государственная услуга «Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования»

Рассмотрим возможные показатели объема и качества оказания государственной услуги «Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования».

Так, показателем объема оказания данной государственной услуги может быть число выпущенных специалистов с высшим профессиональным образованием. Источником информации для определения значения показателя является форма № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования»4 по состоянию на 1 октября соответствующего года. Возможные показатели качества рассматриваемой государственной услуги представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели качества оказания государственной услуги «Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования»

Наименование показателя качества оказания государственной услуги

Единица измерения

Методика расчета

Значение показателей качества оказываемой государственной услуги в очередном финансовом году

Источник информации для определения значения показателя (исходные данные для ее расчета)

Доля выпускников системы высшего профессионального обучения, устроившихся на работу в соответствии с полученной специальностью

%

  • Отношение числа выпускников, устроившихся на работу в соответствии с полученной специальностью, к общему числу выпускников

40

Наличие положительных заключений председателей государственных аттестационных комисиия (ГАК) об итогах государственной аттестации

%

Отношение положительных заключений председателей ГАК к общему числу заключений

100

Результаты заключений председателей ГАК об итогах государственной аттестации студентов

Доля выпускников, получивших диплом с отличием

%

Отношение числа выпускников, получивших диплом с отличием к общему числу выпускников

20

Основные показатели работы учреждения ВПО

Требования к материально-техническому обеспечению данной государственной услуги установлены в следующих документах:

  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 (далее – Положение № 277);
  • Требования и контрольные нормативы лицензирования, утвержденные постановлением Госкомвуза от 30.07.1993 № 34;
  • приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;
  • Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246;
  • приложение к приказу Минобразования России от 11.04.2001 № 1623 «Минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».

       Государственная услуга «Реализация профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования»

Показателем объема оказания государственной услуги может быть число выпущенных специалистов с присвоением ученой степени, рассчитываемый согласно форме 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры»5, и количество специальностей аспирантуры и докторантуры, которое фиксируется в лицензиях. Показатели качества оказываемой государственной услуги представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели качества государственной услуги «Реализация профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования»

Наименование показателя
качества оказываемой государственной услуги

Единица измерения

Методика расчета

Значение показателей качества оказываемой государственной услуги в очередном финансовом году

Источник информации для определения значения показателя (исходные данные для ее расчета)

Доля аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию в течение года после окончания аспирантуры

%

Отношение числа защитивших кандидатскую диссертацию в течение года после выпуска к выпуску аспирантов

45

Статистическая форма № 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры»

Защита диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала

Чел.

Количество защищенных диссертаций на 100 чел. преподавателей

5

Основные показатели качества работы аспирантуры

Нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к материально-техническому обеспечению данной государственной услуги, являются:

  • Закон № 125-ФЗ;
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814.

Государственная услуга «Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ»

Оказание данной государственной услуги имеет свои особенности, связанные с тем, что ее потребителей можно четко поделить на две группы: государственные гражданские служащие, государственные услуги которым оказываются в форме государственного задания, и работники негосударственных организаций, госуслуги которым чаще будут оказываться сверх установленного государственного задания.

Показатели объема и качества государственной услуги «Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ» представлены в табл. 4, 5.

Таблица 4

Показатели объема государственной услуги «Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ»

Наименование показателя объема оказания государственной услуги

Единица измерения

Значение показателя объема оказываемой государственной услуги в очередном финансовом году

Источник информации для определения значения показателя (исходные данные для ее расчета)

Число специалистов, получивших свидетельства и удостоверения о повышении квалификации

Чел.

1200

Форма № 1-ПК «Сведения о дополнительном профессиональном образовании специалистов»6

Количество специальностей

Ед.

5

Лицензия (с указанием ее реквизитов)

Таблица 5

Показатели качества государственной услуги «Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ»

Наименование показателя качества оказания государственной услуги

Единица измерения

Методика расчета

Значение показателей качества оказываемой государственной услуги в очередном финансовом году

Источник информации для определения значения показателя (исходные данные для ее расчета)

Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки, полученной работниками в результате повышения квалификации

%

Отношение количества работодателей, удовлетворенных уровнем подготовки работников, к общему числу опрашиваемых

100

Результаты опросов работодателей

Доля обучающихся, удовлетворенных качеством образования

%

Отношение количества обучающихся, удовлетворенных качеством образования, к общему числу опрашиваемых

100

Результаты опросов обучающихся

Требования к материально-техническому обеспечению оказания услуги установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610;
  • Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571;
  • Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденные приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541;
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, иные документы, устанавливающие требования к обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

       Государственная услуга «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальном (коррекционном) образовательном учреждении с круглогодичным содержанием для детей с нарушением зрения»

Потребителями данной государственной услуги являются дети школьного возраста с нарушением зрения, а также с нарушением зрения и задержкой психического развития.

Показателями объема оказываемой государственной услуги могут быть:

  • численность контингента обучающихся, воспитанников;
  • количество часов в неделю;
  • количество педагогических ставок.

Показателями качества оказываемой государственной услуги являются:

  • уровень выполнения образовательных программ по итогам учебного года, %;
  • уровень усвоения учащимися образовательных программ, % (рассчитывается как отношение количества оценок выше 3 баллов из 5 к общему количеству оценок;
  • отношение положительных заключений председателей ГАК к общему числу заключений);
  • прохождение учащимися государственной итоговой аттестации, %;
  • социализация обучающихся, воспитанников (поступление в вузы, средние специальные учебные заведения), трудоустройство) (рассчитывается как отношение количества воспитанников, окончивших обучение и поступивших в вузы, средние специальные учебные заведения, трудоустроенных, к общему количеству воспитанников, окончивших обучение).

Требования к оказанию государственной услуги:

  • наличие государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • наличие свидетельства о государственной регистрации;
  • наличие лицензии на медицинскую деятельность;
  • укомплектованность штатов образовательного учреждения, в том числе квалифицированным педагогическим персоналом.

       Государственная услуга «Предоставление дополнительного образования (детская художественная школа)»

Показателями объема и качества данной государственной услуги могут являться:

  • доля выпускников, окончивших учебное заведение на «хорошо и отлично»;
  • доля преподавателей и руководителей, прошедших аттестацию в течение учебного года;
  • доля выпускников, окончивших учебное заведение и направленных в учреждения культуры и искусства;
  • приведенный контингент обучающихся (на 1 января, на 1 октября);
  • количество бюджетных мест по приему, всего (на 1 октября).

       Государственная услуга «Повышение квалификации»

Для характеристики качества и (или) объема (состава) оказываемой государственной услуги, можно использовать следующие показатели:

  • доля граждан, получивших документы государственного или установленного образца о присвоенной квалификации, прохождении профессиональной переподготовки или повышении квалификации в общей численности граждан, проходивших профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации. Показатель рассчитывается согласно формам федерального статистического наблюдения № 1 (профтех), № 2 (профтех), утвержденным приказом Росстата от 11.09.2009 № 197 (раздел 6, 7);
  • процент потребителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса;
  • процент жалоб, поступивших потребителей в учреждение и/или вышестоящий орган управления образованием, по которым приняты меры.

Среди требований к квалификации и опыту персонала, как правило, отмечаются:

  • профессиональная подготовка работников (высшее образование имеют: 100% руководящих работников и преподавателей, 21% мастеров);
  • укомплектованность штата;
  • периодичность повышения квалификации (педагогические и инженерно-педагогические работники лицея проходят повышение квалификации один раз в пять лет).

Способы (порядок) информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги

Потенциальные потребители государственной услуги в сфере образования могут быть проинформированы о ней следующими способами:

  • размещение информации у входа в образовательное учреждение на информационном стенде. Здесь могут быть указаны: сведения о типе, виде и наименовании образовательного учреждения, номер и дата свидетельства об аккредитации, лицензии на право ведения образовательной деятельности, перечень реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их реализации;
  • размещение информации в сети Интернет. Она может содержать все данные об образовательном учреждении: историческая справка, приказ директора о создании приемной комиссии, перечень реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, контрольные цифры приема, почтовый адрес, электронный адрес, контактные телефоны, данные по аккредитации и лицензированию, результаты деятельности, дополнительная информация;
  • размещение информации в СМИ. Она может содержать следующие сведения:
  • месторасположение и возможности проезда к месту расположения общественным транспортом и контактных телефонах;
  • наличие лицензии и государственной аккредитации;
  • реализуемые в образовательном учреждении основные и дополнительные образовательные программы в разрезе конкретных профессий, формы и сроки их реализации;
  • правила приема в образовательное учреждение;
  • перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением.

Основания для приостановления исполнения государственного задания

Исполнение государственного задания может быть приостановлено по следующим причинам:

  • изменение объема бюджетных ассигнований, доведенных до главного распорядителя для финансового обеспечения выполнения государственного задания;
  • изменение нормативных правовых актов Российской Федерации, влекущее изменения требований к порядку или результатам оказания государственных услуг (выполнения работ);
  • наличие оснований предполагать, что в течение срока выполнения государственного задания может произойти изменение численности потребителей государственных услуг (работ) или иных условий оказания государственных услуг (работ), влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений учреждения);
  • окончание периода, на который выдана лицензия, в соответствии с Положением № 277;
  • окончание периода, на который выдано свидетельство об аккредитации, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03.07.2001 № 2578 «Об утверждении порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации ВПО».

Основанием для досрочного прекращения исполнения государственного задания является ликвидация в соответствии с положениями Закона № 125-ФЗ, постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" (далее – Постановление № 71).

Таким образом, с одной стороны, государственные услуги в образовании оказались наиболее легко встроенными в процесс финансового обеспечения в форме государственных (муниципальных) заданий в связи с используемым нормативно-подушевым принципом. С другой стороны, существуют проблемы при разработке показателей качества оказания государственных услуг в образовании и соблюдении требований к процедурам оказания государственных услуг (состояние классов, количество учеников и т. д.) при необходимости реализации этой социально значимой функции государства.

1 Материалы на данную тему см.: Ловидова А.Г. Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг // Финансовый справочник бюджетной организации. 2010. № 1;
Ловидова А.Г. Государственные и муниципальные задания: актуальные вопросы // Финансовый справочник бюджетной организации. 2010. № 5;
Ловидова А.Г. Проблемные аспекты и новые задачи формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий // Финансовый справочник бюджетной организации. 2010. № 8.

2 Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями".

3 Ознакомиться с перечнями услуг можно в разделе «Деятельность/Государственные услуги» на сайте Минобрнауки России по адресу: http://mon.gov.ru/work/uslugi/

4 Форма утверждена приказом Росстата от 05.06.2009 № 106.

5 Форма утверждена приказом Росстата от 30.10.2009 № 237 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций".

6 Форма утверждена постановлением Росстата от 29.08.2005 № 65.

Начать дискуссию

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Губернаторов хотят штрафовать за борщевик

Главы регионов будут платить штраф до 50 000 рублей, если они не выполняют программу по защите земель от сорняков, в частности от борщевика.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

В одной из статей нашего блога мы уже затрагивали вопрос покупки и внедрения 1С. А сегодня продолжим рассуждать на эту тему и подробно поговорим про выбор программного продукта.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии
Лучшие спикеры, новый каждый день

НДС при ввозе товара с территории РБ на территорию РФ

Каким образом в Заявлении о ввозе товара указывается информация о его стоимости для верного определения налоговой базы по НДС, если стоимость товара в договоре указана в белорусских рублях? Могут ли возникнуть споры с налоговым органом? Как отражается в учете стоимость приобретенного товара, если в договоре его стоимость определена в белорусских рублях?

США ввели новые санкции. В список попала авиакомпания «Победа»

Под новые санкции попали 29 физлиц и 250 компаний, в том числе из Азербайджана, Турции, ОАЭ и других стран.

Кассы начали блокировать продажу нелегальной воды и молочной продукции

Крупные магазины заблокировали продажу просрочки и товаров с нелегальной маркировкой. С 1 сентября 2024 года этот механизм будет действовать во всей рознице.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📖 Вкладыш не обязательно именно пришивать к трудовой книжке

Вкладыш недействителен без трудовой книжки. Но сшивать эти два документа не обязательно.

Как определить свою целевую аудиторию?

Определение своей ЦА — начальный и очень важный этап маркетингового исследования. Прежде чем начать сорить деньгами, проведите подробный анализ, составьте портрет своей ЦА — так вы поймете, с кем вы работаете и кому продаете.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

У «Почты России» не хватает денег на счете для уплаты таможенных платежей

С 30 апреля ФТС задерживает оформление посылок, которые доставляет «Почта России». У компании на счете нет денег для уплаты таможенных платежей.

Запрет на оборот крипты в РФ, а также огненная робопсина из ада

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: скидка на ипотеку за малолетних детей, Euroclear порицает выкуп заблокированных активов у россиян, упорная инфляция в США, Байден придумал налог на неполученную инвестприбыль, Apple Vision Pro протух, а Чанпэна Чжао хотят отправить к Бэнкману-Фриду.

Может ли генеральный директор работать без заработной платы в ООО

Для многих компаний актуально сэкономить на окладе руководителя и направить деньги на развитие бизнеса. Рассказываем, может ли гендиректор не начислять себе зарплату и как правильно оформить директора–единственного учредителя, чтобы избежать штрафов ФНС и ГИТ.

Может ли генеральный директор работать без заработной платы в ООО

Открыт прием заявок для МСП из сферы туризма для развития бизнеса

Малые и средние предприятия в туристической сфере могут принять участие в программе «МСП: Акселератор индустрии туризма» корпорации МСП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Нанимать самозанятых — это нормально. Но есть нюанс

Часть 2. После того, как наши государственные мужи реализовали в законе статус самозанятого, работодатели довольно быстро начали переобуваться в отношения именно с ними.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Какие ошибки при работе с самозанятыми могут привести к проверке

Признаки, по которым ФНС определяет, что тут «пахнет» нелегальной занятостью, перечислены в письме от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674. Рассказываем, как не нужно работать с самозанятыми, чтобы не спровоцировать проверки и доначисления. 

Какие ошибки при работе с самозанятыми могут привести к проверке

До 3 мая надо сдать уведомление по ЕНП на НДФЛ

Очередной срок сдачи ЕНП-уведомления – завтра. Там будет НДФЛ за период с 23.04.2024 по 30.04.2024.

3-НДФЛ

💥 Отправить 3-НДФЛ через личный кабинет не получается. Но есть способ решения проблемы

Сегодня последний день сдачи декларации 3-НДФЛ за 2023 год. Однако в последнее время со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет идут проблемы.

Как заполнить ЕНП-уведомление на НДФЛ по обособке

Уведомление по ЕНП сдают по организации в целом, а не по отдельному обособленному подразделению.

В Госдуме предлагают увеличить МРОТ до 30 тысяч рублей

С 1 января 2025 года МРОТ может вырасти с 19 242 до 30 000 рублей. Законопроект находится на рассмотрении правительства.

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Интересные материалы

Россия и Иран запустят платежи в цифровых валютах

Страны будут использовать для расчетов цифровые финансовые активы и цифровые валюты центральных банков.