Бухгалтерия

Какова "продолжительность жизни" бухгалтерских документов?

Все имеет свой срок. Поэтому спустя некоторое время когда-то необходимые бумаги становятся ненужными. А если документ не нужен, то ему прямая дорога в утиль. И в этом номере на с. 61 мы рассказываем, как правильно организовать уничтожение документов. Пока же разберемся, как определить, по истечении какого срока от документов можно избавиться.
4,5 тыс. 1

Все имеет свой срок. Поэтому спустя некоторое время когда-то необходимые бумаги становятся ненужными. А если документ не нужен, то ему прямая дорога в утиль. И в этом номере на с. 61 мы рассказываем, как правильно организовать уничтожение документов. Пока же разберемся, как определить, по истечении какого срока от документов можно избавиться.

Где и какие сроки хранения установлены

По общему правилу срок хранения документа начинает течь с 1 января года, следующего за тем, когда этот документ последний раз использовался как основание для отражения операций <1>. А вот сами сроки хранения документов для разных целей установлены в разных законодательных актах. Для целей бухгалтерского учета - в Законе о бухучете <2>, для целей налогового учета - в Налоговом кодексе, для целей контроля за страховыми взносами во внебюджетные фонды - в Законе о страховых взносах <3>.

Закон о бухучете обязывает хранить документы в течение сроков, установленных в Перечне типовых управленческих документов, но не менее 5 лет <4>. А в Перечне для разной документации предусмотрен разный "срок жизни". К примеру, 5 лет необходимо хранить:

- месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность;

- первичные учетные документы (кассовые, банковские документы, накладные, авансовые отчеты и др.);

- регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордера и др.);

- рабочий план счетов, бухгалтерскую учетную политику организации (для этих двух документов срок отсчитывается с года, следующего за годом, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз).

Есть документы, которые нужно хранить дольше, например, годовую бухгалтерскую отчетность - 10 лет <5>.

В соответствии с Налоговым кодексом все отчеты по налогам, документы, подтверждающие расчет налоговой базы и налога, перечисление сумм налогов, освобождение от уплаты какого-либо налога, возможность применения льгот, должны храниться 4 года <6>.

Примечание. Обратите внимание, если вы уменьшаете базу по налогу на прибыль на сумму ранее полученных убытков, то документы, подтверждающие эти убытки, нужно хранить в течение всего срока, пока они переносятся на будущее <7>, а по мнению контролирующих органов, плюс еще 4 года <8>.

Вместе с тем в Перечне для отчетов по налогам установлены разные сроки хранения (5 или 10 лет) в зависимости от периодичности их сдачи в налоговые органы <9>. И это не единственный случай, когда разные нормативные акты требуют хранить один и тот же документ в течение разных периодов времени. Например, документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, по Закону о страховых взносах нужно хранить 6 лет <10>, а по Перечню - 10 лет <11>. На какие же сроки ориентироваться? Посмотрим, какая ответственность может наступить, если не хранить те или иные документы нужное количество времени.

Чем грозит несоблюдение сроков хранения

Начнем с налоговой ответственности. Если у вас без уважительной причины не будет каких-либо первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, в том числе из-за того, что вы избавились от них раньше срока, установленного Налоговым кодексом, то налоговики с организации или предпринимателя могут взыскать штраф в размере <12>:

<или> 10 000 руб., если нет документов за один налоговый период <13>;

<или> 30 000 руб., если нет документов за несколько налоговых периодов <14>;

<или> 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб., если отсутствуют документы, подтверждающие расчет налоговой базы <15>.

Если же вы не представите какие-либо документы по требованию налоговиков при проверке, то организации или предпринимателю придется заплатить штраф - по 200 руб. за каждый непредставленный документ <16>. А по требованию контролеров внебюджетных фондов - по 50 руб. за каждый непредставленный документ <17>.

А если из-за отсутствия документов у вас "снимут" какие-то расходы для целей налогообложения или вычет по НДС, то вам грозит штраф за неполную уплату налога в размере 20 или 40% от неуплаченной суммы налога <18>.

Теперь об административной ответственности. За нарушение правил хранения учетных документов могут привлечь к ответственности и руководителя организации <19>. В этом случае штраф составит от 2000 до 3000 руб. <20> Бухгалтер не может быть подвергнут такому наказанию, если по своим должностным обязанностям он не отвечает за соблюдение правил хранения документов в организации.

Также руководителя могут оштрафовать за непредставление документов и сведений, истребованных при проверке налоговым органом, ПФР или ФСС, на сумму от 300 до 500 руб. <21>.

* * *

Как видите, при определении срока хранения того или иного документа нужно опираться на "налоговые" сроки (4 года), сроки, установленные Законом о страховых взносах (6 лет), и сроки, установленные Законом о бухучете (5 лет).

В целом от большей части документов можно избавляться по итогам пятилетки. Однако не стоит торопиться уничтожать бумаги. Ведь при проверке может понадобиться все что угодно. А если возникли (или есть вероятность того, что могут возникнуть) споры с контролирующими органами, тем более судебные разбирательства, то все документы необходимо хранить до окончательного выяснения вопроса.

И не забывайте, что есть такие документы, которые должны храниться у вас в течение значительно большего времени, чем 10 лет. Например, трудовые договоры, соглашения, личные карточки работников нужно хранить 75 лет <22>. А некоторые - и вовсе до ликвидации предприятия, например сводные годовые бухгалтерские балансы, коллективные договоры и др. <23> Кроме того, требования по поводу сроков хранения могут также предъявить и собственники организации для каких-то своих целей. Поэтому, определяя "продолжительности жизни" того или иного документа, их мнение тоже надо учитывать.

-------------------------------

<1> п. 2.9 Указаний по применению Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.2000 (далее - Перечень)

<2> Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ

<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<4> пп. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ

<5> п. 135 Перечня; п. 2.4.2 Указаний по применению Перечня

<6> подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ

<7> пп. 2, 4 ст. 283 НК РФ; Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-03-06/1/276

<8> Письмо Минфина России от 18.10.2005 N 03-03-04/2/83

<9> п. 170 Перечня; п. 2.4.2 Указаний по применению Перечня

<10> подп. 6 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<11> п. 143 Перечня; п. 2.4.2 Указаний по применению Перечня

<12> Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2; ФАС Уральского округа от 29.12.2004 N Ф09-5662/04-АК

<13> п. 1 ст. 120 НК РФ

<14> п. 2 ст. 120 НК РФ

<15> п. 3 ст. 120 НК РФ

<16> п. 1 ст. 126 НК РФ

<17> ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р

<18> ст. 122 НК РФ

<19> п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ

<20> ст. 15.11 КоАП РФ

<21> ч. 1 ст. 15.6, ч. 3, 4 ст. 15.33 КоАП РФ

<22> пп. 338, 339 Перечня

<23> пп. 135, 275 Перечня; п. 2.4.2 Указаний по применению Перечня

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 18, 2010

Начать дискуссию

Банки

Суд арестовал имущество исполнительного директора Freedom Holding на 18,9 млн евро и 2 млн долларов

На денежные средства и имущество Тимура Турлова наложили арест по требованию Агентства по страхованию вкладов.

265

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ведение бизнеса

Российским кемпингам будут присваивать звезды: организовать бизнес станет проще

Роскачество и Национальный Союз Профессионалов индустрии Кемпингов и Автотуризма (НСПКА) заключили соглашение о сотрудничестве, направленном на развитие и популяризацию новых видов туризма, повышение качества инфраструктуры кемпингов и безопасности автопутешествий.

ФССП взыскала долги по алиментам на 66 млрд рублей

Приставы вернули на 39% больше долгов по алиментам. Сейчас в работе 772,4 тысячи исполнительных производств.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Компенсации работникам

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения

В 2024 году удаленщикам, которые работают на собственном оборудовании, нужно выплачивать компенсации. Законодательство не ограничивает размер выплаты, но не всегда можно избежать начисления НДФЛ и взносов на нее или учесть ее в расходах. Разберем, как считать налоги и взносы при выплате компенсаций дистанционным сотрудникам и можно ли включать ее в расходы.

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения
Бесплатно с

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс

Как имея общую совместную собственность супруги могут получить налоговый вычет и может ли один из них передать другому остаток имущественного вычета, разбираемся в мини-курсе.

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс
Банки

Банки начали учитывать цифровые активы на отдельных счетах

В бухгалтерском учете кредитных организаций появились отдельные балансовые счета для учета ЦФА. Сейчас в активах банковского сектора на цифровые финансовые активы приходится 7 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция

Бюджетным (автономным) учреждениям не стоит бояться перехода на электронное применение первичных документов. Цель использования последних исключительно из-за удобства применения и хранения.

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция
Маркетинг

10 трендов в стратегических коммуникациях, которые изменят подход к маркетингу

Мир стремительно развивается и вносит изменения во все сферы жизни, включая методы и подходы к коммуникации. Новейшие технологии и цифровизация создают возможности для инновационного подхода к маркетинговым стратегиям.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

ИИ все же заменит бухгалтеров, говорят осталось чуть-чуть. Сами бухгалтеры так не считают. 🤖«Ночной бухгалтер» № 1644

Тут одно исследование провели и говорят скоро бухгалтеров и кадровиков можно будет заменить искусственным интеллектом без проблем. А вот сами бухгалтеры уверены, что этому не бывать. Ни один ИИ не справится с такими запутанными штуками как ЕНС или НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
531
Цифровой рубль

Цифровой рубль будет подчиняться антиотмывочному закону

Центробанк будет оценивать подозрительные операции на электронной платформе, блокировать цифровые рубли и отправлять информацию в Росфинмониторинг.

Что такое прогрессивное налогообложение, к которому хотят прийти власти

Прогрессивное налогообложение — это система, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Чем больше доход получаем, тем больше налога платим.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Что должен знать сотрудник об охране труда. Какая ответственность грозит за ее нарушение

Для многих «охрана труда» — это всего лишь ежегодное посещение кабинета СОТ (службы охраны труда), чтобы поставить подпись в журнале прохождения инструктажа. На самом же деле это сложная система нормативов и мероприятий, которую контролирует государство. Знать все нюансы от рядового сотрудника не требуется, но ему стоит изучить свои права и обязанности в этой области — ведь речь идет в том числе о его личной безопасности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: цены на пиво вырастут, IT-специалисты стали чаще брать займы «до зарплаты», каждый 3-й россиянин в группе риска по инсульту

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

192

Контент-маркетинг для чайников. Как использовать посты для увеличения продаж

Бизнесу важно найти своего клиента. Но как зацепить и завоевать его доверие, не вкладывая деньги в рекламу? Чтобы оставаться на плаву, компании необходимо постоянно искать новые способы привлечения клиентов. Один из таких способов — контент-маркетинг. В этой статье разберемся, что из себя представляет контент-маркетинг и какую пользу он может принести.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Сотрудник должен выйти на работу на следующий день после заключения договора

Если в условиях трудового не указана точная дата, с которой работник должен приступить к выполнению своих задач, он обязан выйти на работу на следующий день.

47% работодателей оплачивают для сотрудников курсы повышения квалификации

Большинство компаний тратят на образование сотрудников не менее 10% от своих ежемесячных расходов. Работодателям важно, чтобы персонал умел пользоваться современными инструментами и быстро адаптироваться к изменениям.

УК РФ

Будут судить ИП за кражу земельных участков на 530+ млн рублей

В Московской области перед судом предстанет местный предприниматель, обвиняемый в организации преступного сообщества для хищения земельных участков.

НДС

Обновлены данные о безопасной доле вычетов НДС

ФНС обновила сводные статистические данные по НДС по регионам. На сайте службы опубликована форма 1-НДС по состоянию на 1 января 2024 года. Плательщикам НДС их следует использовать для самоконтроля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Как учитывать товары и комплектующие в пути. Технология быстрого внедрения.

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Интересные материалы

Метод GTD: как делать дела сделанными

Говорят, когда у человека много задач, он лучше работает. Да ладно?!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру