— если закупаемая продукция включена в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р;
— если заказчиком принято решение разместить заказ путем проведения аукциона.
Но уже с 1 января 2011 года открытые аукционы в электронной форме станут обязательны также для заказчиков субъектов РФ и муниципальных образований. Связано это с тем, что с указанной даты будет прекращено действие переходного положения, закрепленного в части 40 статьи 65 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках).
Статьей 16 Закона о госзакупках (в редакции, действующей с 1 января 2011 года) определено, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию общероссийского официального сайта являются Федеральное казначейство и Минэкономразвития России. За последним закрепляются функции по созданию и ведению официального сайта, в том числе по регистрации и обслуживанию его пользователей, а также развитие официального сайта в части формирования функциональных требований.
С нового года обслуживать официальный сайт, обеспечивая в том числе его бесперебойное функционирование, а также развитие этого сайта в части функциональных доработок будет Федеральное казначейство.
Помимо этого на данное ведомство будет возлагаться обязанность выдавать учреждениям сертификаты ключей электронно-цифровых подписей.
Несвоевременное получение таких сертификатов приведет к тому, что в следующем году учреждение будет ограничено в ряде действий, связанных с размещением госзаказа (в том числе по размещению заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме).
Однако вовсе не обязательно наличие сертификатов ключей ЭЦП у каждого члена комиссии по размещению заказов, созданной в учреждении. Ведь достаточно, чтобы такими сертификатами обладали лица, уполномоченные на размещение информации на официальном сайте, а также на подписание контрактов, заключаемых по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме.
Что касается участников размещения заказа и получения ими сертификатов ключей ЭЦП, то в ближайшем будущем такие сертификаты можно будет получить в любом из удостоверяющих центров, авторизованных операторами электронных площадок. Полученные в таком центре сертификаты смогут использоваться участником размещения заказа на программно-аппаратных средствах любой из пяти существующих электронных площадок.
Причем контракт заключается с победителем аукциона — участником, предложившим в ходе аукциона наиболее низкую цену контракта и заявка которого признана аукционной комиссией учреждения соответствующей предъявленным требованиям. В случае если победитель открытого аукциона в электронной форме будет признан уклонившимся от заключения контракта, учреждение по собственному усмотрению вправе:
— либо обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;
— либо заключить контракт с участником, занявшим по результатам аукциона следующее место, при условии, что такие участники не отозвали свои заявки к моменту передачи им контракта.
Таким образом, контракт при проведении открытого аукциона в электронной форме будет почти во всех случаях заключен.
Важно отметить, что учреждение не вправе требовать от победителя аукциона или лица, с которым в соответствии с положениями Закона о госзакупках заключается контракт, подписания такого контракта в письменной форме. Получается, что теперь нет необходимости хранить указанные контракты в бумажном виде.
В случае если контракт потребуется для представления в судебные инстанции либо в органы, проводившие проверку или контроль за деятельностью учреждения, контракт должен быть распечатан из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой он был заключен. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта при этом заверяется уполномоченным представителем учреждения.
Отметим, что дополнительные документы, сопровождающие контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т. п.), оформляются и подписываются на бумаге.
Помните: обмен такими документами в электронной форме между учреждением и исполнителем по контракту Законом о госзакупках не предусмотрен.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №12, декабрь 2010 г.
Начать дискуссию