Бюджетный учет

Смена статуса госучреждения

Разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных и муниципальных учреждений. В частности, этим распоряжением рекомендован порядок внесения изменений в трудовые договоры с их руководителями. Учесть новации помогут разъяснения Дмитрия Петровича ЗВОНЕНКО, юриста.
Разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных и муниципальных учреждений. В частности, этим распоряжением рекомендован порядок внесения изменений в трудовые договоры с их руководителями. Учесть новации помогут разъяснения Дмитрия Петровича ЗВОНЕНКО, юриста.
СУТЬ НОВОВВЕДЕНИЙ

Для многих российских государственных и муниципальных учреждений приближающийся 2011 год в первую очередь будет связан с масштабной реформой их деятельности. Законодательной основой данной реформы служит Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ).

Большинство положений этого закона вступает в силу с 1 января 2011 года, давая тем самым старт реформе. Очевидно, что многие нормы указанного документа должны быть конкретизированы в специальных подзаконных нормативных правовых актах.

Характерным примером таких актов является распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р (именно им утверждены рассматриваемые Методические рекомендации). Оговоримся сразу, что с юридической точки зрения рекомендации не имеют общеобязательного, нормативного характера. Так, в частности, статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ определено, что нормативные акты издаются в форме постановлений Правительства РФ. В свою очередь документы по оперативным и другим текущим вопросам (не имеющие нормативного характера) издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Однако представляется очевидным, что статус автора рекомендаций, в качестве которого выступает высший орган исполнительной власти, фактически делает их нормы обязательными для тех, кому они адресованы. Поэтому при всей внешней рекомендательной форме положения, утвержденные распоряжением № 1505-р, будут в самое ближайшее время определять многие аспекты деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Распоряжение № 1505-р вступает в силу с 1 января 2011 года. Соответственно для того, чтобы ознакомиться с теми рекомендательно-обязательными положениями, которые утверждены рассматриваемым распоряжением, времени еще достаточно. 

КРИТЕРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ

Первым разделом рекомендаций декларируется цель их разработки. Она состоит в оказании органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения учреждений в соответствие требованиям Закона № 83-ФЗ.

Итак, в целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения):

— применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых, согласно им, иных нормативных правовых актах и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения
соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения;

— рекомендуется применять дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

Раздел второй рекомендаций посвящен характеристике правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Каждый из трех пунктов рассматриваемого раздела преду¬сматривает набор индивидуальных особенностей казенного, бюджетного и автономного учреждения, установленных законодательными актами (Перечень сравнительных характеристик учреждений приведен в рубрике «Для справки»). По сути, содержание данного раздела представляет собой своеобразную шпаргалку, содержащую описание наиболее существенных признаков каждого типа учреждений, включая ответственность по обязательствам и возможность вести деятельность, приносящую доход. 

КРИТЕРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

По сути, этими критериями необходимо руководствоваться при определении того, какой тип учреждения необходимо выбрать применительно к той или иной конкретной ситуации. Этому посвящен раздел третий рекомендаций.

Отмечено, что государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения им государственных (муниципальных) функций в целях осуществления полномочий органов власти.

Итак, для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

В свою очередь автономное или бюджетное учреждение создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, опять-таки прямо установленных федеральными законами.

Так же в соответствии с пунктом 7 рекомендаций учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается. В частности, оговорено, что автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Сферы деятельности казенных, равно как и бюджетных учреждений, не ограничены. Пункт 7 рекомендаций обращает внимание на то, что в Законе № 83-ФЗ отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений. К казенным целесообразно относить только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности либо отнесенные к ним в соответствии с законом 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Пунктом 8 рекомендаций установлено, что в качестве дополнительных критериев оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения рационально использовать экономический и управленческий потенциал учреждения. 

Следует принимать во внимание экономический потенциал учреждения. Отметим, что экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

а) средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих;

б) средний рост доходов учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих;

в) средний рост балансовой стоимости основных фондов учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих;

г) средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих;

д) средний рост заработной платы работников в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих;

е) коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста зарплаты работников учреждения, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту зарплаты административно-управленческого персонала за отчетный финансовый год и два предыдущих.

При определении экономического потенциала бюджетного или автономного учреждения дополнительно могут использоваться следующие показатели:

а) достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. Положительно оценивается тот факт, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их;

б) степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года. Причем отмечено, что положительно оценивается тот факт, если это значение составляет не более 85 процентов;

в) отношение среднемесячной зарплаты работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту РФ (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта РФ за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100%);

г) наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия таковой);

д) доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.
Управленческий потенциал учреждения
Показатели, используемые при определении управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения, приведены в пункте 11 рекомендаций. Ими являются:

а) способность административно-управленческого персонала эффективно вести организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);

б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;

в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;

г) наличие программы развития автономного учреждения.

Обратите внимание: чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения.
ВНОСИМ ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Отдельного внимания заслуживают рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

Прежде всего следует отметить, что органу государственной власти субъекта РФ (органу местного самоуправления), на который возложены функции и полномочия учредителя, при заключении с руководителем учреждения трудового договора следует оговорить ряд моментов. В частности:

а) права и обязанности руководителя;

б) показатели оценки эффективности и результативности его деятельности (критерии оценки деятельности руководителя с учетом выполнения целевых показателей работы учреждения);

в) условия оплаты труда руководителя;

г) срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

д) условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя (основанием могут послужить нарушение норм Трудового кодекса РФ и наличие просроченной кре¬диторской задолженности у учреждения, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем).

Для внесения новых условий в трудовой договор заключается дополнительное соглашение к нему. Об этом ведомство, на которое возложены функции и полномочия учредителя, обязано предупредить руководителя в письменной форме.
Причем не позднее чем за два месяца. Это определено статьей 74 Трудового кодекса РФ.

В заключение рекомендуется предусмотреть в трудовых договорах с руководителями бюджетных учреждений обязанности таких руководителей по соблюдению норм, установленных пунктами 10 и 13 статьи 9.2, пунктом 4 статьи 24 и пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и соответствующие положения об их ответственности за несоблюдение указанных норм.

Речь идет об ограничениях на совершение сделок с имуществом учреждений, а также об обязанностях руководителей учреждений в случае наличия их заинтересованности в совершаемых сделках.
Изменение статуса госучреждений: установлен переходный период
Итак, с 1 января 2011 года деятельность большинства бюджетных учреждений претерпит изменения: их статус будет изменен согласно Закону № 83-ФЗ.

Однако в полную силу данный нормативный акт заработает только в 2012 году. Так как статьей 33 Закона № 83-ФЗ установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Следовательно, у вас, уважаемые читатели, есть время подготовиться. Именно с этой целью редакция журнала «Учет в бюджетных учреждениях» при содействии Минфина России организовала новый е-consulter «Реформа по 83-ФЗ», в рамках которого все подписчиски журнала на 2011 год смогут получить консультацию чиновников по вопросам, связанным с реформой в бюджетной сфере. Подробности — на сайте www.budgetnik.ru.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №12, декабрь 2010 г.

Начать дискуссию

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.

Должная осмотрительность и транспортная безопасность. Новый законопроект

Юристы часто обсуждают, как именно необходимо соблюдать важное (хоть и не прописанное в законе) требование о появлении должной осмотрительности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»

За время существования режима налогового мониторинга его участниками стали сотни компаний, а процессы присоединения к нему и взаимодействия с налоговыми органами были существенно проработаны.

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»

Полиция будет быстрее получать доступ к детализации звонков

Следователям разрешат получать информацию о звонках и соединениях без решения суда.

Как в трудовом договоре с дистанционщиком указывать место работы

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых

Учет расходов на самозанятых схож с учетом расходов на поставщиков и подрядчиков других организационно-правовых форм и налоговых режимов. Однако, сотрудничество с самозанятыми имеет нюансы, которые влияют на порядок отражения в учете. 

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых
Адвокат

Новый закон ужесточил требования к адвокатам

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

1

Сравнение вашего предложения с альтернативными вариантами организации бухгалтерии клиентом, или почему ваше предложение самое выгодное?

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг.

Сравнение вашего предложения с альтернативными вариантами организации бухгалтерии клиентом, или почему ваше предложение самое выгодное?
Акцизы

Путин подписал закон о новых акцизах на игристые вина

С 1 мая акциз на игристое и российское шампанское составит 119 рублей за 1 литр.

Кадры

Нормы о молодых работниках и специалистах прописали в законе

Внесены изменений в федеральный закон «О молодежной политике в РФ».

Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Импорт

Параллельный импорт могут отправить на маркировку

Чтобы сократить долю контрафактной продукции на рынке, ФАС предлагает маркировать товары, которые поступили по параллельному импорту.

Распоряжение правом требования по субсидиарки. Способы распоряжения и сроки

❓Что происходит после того как закончились суды и контролирующих лиц привлекли к субсидиарной ответственности?

Есть ли на майских праздниках-2024 сокращенные рабочие дни

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков! Ведите кадровый и управленческий учет, сотрудничайте с компаниями, которые занимаются внешнеэкономическими сделками и выходите на новый уровень дохода! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Зарплата

Зарплаты в вакансиях выросли почти на 13%

Предложения работодателей по зарплате обогнали ожидания соискателей. В среднем компании указывают в вакансиях вознаграждение в размере 64,2 тысячи рублей.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Привлекать к сотрудничеству несовершеннолетних лиц по гражданско-правовым договорам (ГПД) законодательно не запрещено. Но есть некоторые нюансы, которые нужно знать заказчику, прежде чем начинать сотрудничать с подростком. В частности, нужно получить согласие законных представителей и указать корректные формулировки в договоре.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Интересные материалы

С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать

Решили стать предпринимателем! Придумали бизнес-идею. Прикинули, сколько нужно денег через финансовое моделирование. Зарегистрировали компанию. Открыли в банке счет. Нашли первых клиентов. Закупили товар. И даже призадумались над маркетинговыми стратегиями, рекламой и набором персонала.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру