Бухгалтерия

Расчет себестоимости при позаказном методе

В индивидуальном или мелкосерийном производстве калькулировать себестоимость удобнее всего позаказным методом. Об особенностях данного способа – в статье…
32 тыс. 3,7 тыс.

В индивидуальном или мелкосерийном производстве калькулировать себестоимость удобнее всего позаказным методом. Об особенностях данного способа – в статье…

Определяем оптимальный способ калькулирования
Действительно, выбор метода калькулирования себестоимости зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры продукции.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в индивидуальном и мелкосерийном производстве. Его использование возможно, если единица продукции (работ, услуг) обладает характерными свойствами, изготавливается в рамках одного небольшого заказа или отдельных партий, количество которых можно четко определить.

Как правило, данный способ выбирают в случае, если материалы, полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко могут быть распределены на выпуск конкретных изделий, выполнение работ или оказание услуг.

Чаще всего позаказный метод применяют в тяжелом машиностроении, судостроении, самолетостроении, строительстве, опытных (вспомогательных) производствах, НИОКР, в типографском и издательском деле, мебельной промышленности и др.

Особенности позаказного метода
Объект калькулирования при данном методе – отдельный производственный заказ. Он выдается (открывается) на заранее известное количество изделий (продукции) и предназначен, как правило, для конкретного заказчика, потребителя, получателя.

Непременное условие применения позаказного варианта – заведение на каждый заказ карточки регистрации. В ней отражают прямые и косвенные расходы, связанные с исполнением заказа (договора). По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывают и составляют отчетную калькуляцию. По выполненным заказам оформляют документы на приемку произведенной продукции (ведомости). Фактическая себестоимость изделий, изготавливаемых по заказу, определяется после его выполнения. До этого все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. То есть готовую продукцию выпускает только последний в цепочке цех. А затраты при позаказном методе формируют по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени. Себестоимость единицы продукции рассчитывают так: сумму затрат, накопленную по отдельному заказу, делят на количество продукции (работ, услуг), изготовленной в рамках данного заказа. >|При сдаче продукции заказчику или на склад частями до завершения заказа ее оценивают по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее. С учетом изменений в их конструкции, технологии и условиях производства.|<

Учет затрат
Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы
Прямые затраты относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию, выполняемые заказы, договоры, услуги и т. д. Состав сформированных на счете 20 прямых расходов зависит от вида деятельности, вида производства, его структуры и других факторов. При использовании данного метода на счете 20, как правило, открывают субсчета под определенные заказы, которым присваивают свой шифр. И на аналитических счетах последовательно нарастающим итогом собирают все фактические затраты. Внутри заказа расходы группируют по элементам затрат. Обычно к основным статьям прямых расходов относят:

– сырье и материалы за минусом возвратных отходов;

– зарплату производственных рабочих или исполнителей проектов, а также страховые взносы, начисленные на нее;

– стоимость спецоборудования;

– услуги соисполнителей и субподрядчиков.

Прямые затраты по отдельным заказам бухгалтер учитывает на основании первичных документов, в которых также обязательно должен быть указан соответствующий шифр.

Данные по материальным затратам для калькулирования себестоимости берут из требований на отпуск материалов. Иногда для того, чтобы выделить материалы, которые используются при выполнении конкретного заказа (или же для определения заказа внутри завода), используют идентификационные бирки.

Для учета сумм по трудовым затратам можно использовать рабочие талоны, табели учета рабочего времени и ведомости начисления зарплаты. Эти формы должны содержать следующие показатели: дату совершения работы, описание производимой операции, количество отработанных часов и расценки за труд.

Косвенные расходы
Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ, при данном методе учета относят к косвенным накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные (учитывают на счете 25) и общехозяйственные (отражают на счете 26). Их распределяют по заказам согласно принятой базе.

Таким образом, необходимо сначала выбрать базу для распределения (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении этой партии продукции и т. д.). Затем рассчитать ставку распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения.

И наконец, определить сумму косвенных затрат.

В бухучете возможно два варианта калькулирования себестоимости продукции: по полной и неполной производственной себестоимости. В первом случае накладные расходы распределяют по заказам и списывают в конце месяца:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 25 (26)

– списаны общепроизводственные и общехозяйственные расходы на стоимость заказа.

При расчете неполной производственной себестоимости общехозяйственные расходы в конце месяца включают в себестоимость продаж:

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 26

– отражено списание общехозяйственных расходов.

Если же реализации в данном месяце не было, то общехозяйственные расходы относят на расходы будущих периодов:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26

– списаны общехозяйственные расходы.

Второй вариант сближает бухгалтерский и налоговый учет.

В бухгалтерской учетной политике необходимо утвердить способ распределения накладных расходов. При его выборе лучше руководствоваться отраслевыми положениями (если они утверждены). Также там должен быть прописан порядок списания общехозяйственных расходов.

Достоинства и недостатки метода
Среди достоинств метода можно выделить то, что он предоставляет возможность сопоставления затрат между заказами. А это позволяет выявлять наиболее рентабельные. Среди недостатков – низкий уровень оперативного контроля над затратами. Ведь отдельные виды расходов не распределяются четко между заказами. >|В данном случае практически невозможно провести инвентаризацию незавершенного производства.|<

Пример.
ООО «Дизайн» в сентябре месяце выпустило 20 комплектов штор и 30 покрывал. Прямые затраты на выпуск 20 комплектов штор составили 10 000 руб., а 30 покрывал – 7500 руб. Косвенные расходы, сформированные по счету 26, за этот месяц составили 26 000 руб. Для удобства расчета предположим, что общество больше ничего в этом месяце не выпускало и «незавершенки» у него в работе нет.

Определим полную производственную себестоимость продукции и распределим косвенные расходы двумя способами.

Вариант 1. За базу распределения примем прямые расходы.

Тогда сумма косвенных затрат, учитываемая в себестоимости:

– штор – 14 857,14 руб. (26 000 Ч 10 000 : (10 000 + 7500));

– покрывал – 11 142,86 руб. (26 000 Ч 7500 / (10 000 + 7500)).

Себестоимость единицы продукции по видам равна:

– комплекта штор – 1242, 86 руб. ((10 000 руб. +  14 857,14 руб.) : 20 шт.);

– покрывала – 621,43 руб. ((7500 руб. +  11 142,86 руб.) : 30 шт.).

Вариант 2. Распределим косвенные расходы равномерно на единицу продукции.

Косвенные расходы, учитываемые в себестоимости:

– штор – 10 400 руб. (26 000 руб. Ч 20 шт. / (20 шт. + 30 шт.));

– покрывал – 15 600 руб. (26 000 руб. Ч 30 шт. / (20 шт. + 30 шт.)).

Себестоимость единицы продукции по видам составила:

– комплекта штор – 1020 руб. ((10 000 руб. + 10 400 руб.) : 20 шт.);

– покрывала – 770 руб. ((7500 руб.+15 600 руб.) / 30 шт.).

Важно запомнить

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции необходимо закрепить в бухгалтерской учетной политике предприятия. Составить этот важный документ поможет сервис «Учетная политика 2011».

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2011 г.

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
4
345

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
158
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

55
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

215

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
108
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

90

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.