Причем алгоритм сдачи такого имущества в аренду должен быть прописан в соответствующем нормативно-правовом документе (например, в Московской области таким документом является постановление Правительства Московской области от 16 апреля 2010 г. № 245/13).
Для организации учета в бюджетном учреждении необходимо, чтобы в документе, устанавливающем порядок сдачи имущества в аренду, или аналогичном нормативно-правовом акте были определены:
– размер ежемесячной арендной платы за пользование имуществом, которая должна перечисляться арендатором на счет соответствующего бюджета (без НДС). НДС рассчитывается арендатором самостоятельно и направляется отдельным платежным поручением в доход бюджета по указанию налогового органа в порядке налогового законодательства;
– необходимость представлять учреждению копии платежных поручений или иных документов, подтверждающих уплату предусмотренных договором платежей арендной платы с соответствующей отметкой банка;
– возможность заключить с арендатором договор на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг на срок действия договора.
Также обратите внимание на изменения, внесенные в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с ним, в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества учредитель не финансирует его содержание. Выходит, что, по сути, бюджетные учреждения, сдающие недвижимость в аренду, обязаны сами содержать такие объекты.
Порядок и направления использования казенными учреждениями субъекта РФ полученных ими средств от сдачи имущества в аренду устанавливаются законом субъекта РФ (органа местного самоуправления). Дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой указанные выше доходы учреждений учитываются в составе доходов бюджетов, устанавливается также законом субъекта РФ (уполномоченного органа местного самоуправления). Основание – пункт 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.
Кассовые операции со средствами дополнительного бюджетного финансирования учитываются казначейством. Более того, учреждения вправе направлять доходы от сдачи в аренду федерального имущества в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования на содержание и развитие материально-технической базы данных учреждений сверх бюджетных ассигнований. Но в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (письмо Казначейства России от 28 мая 2010 г. № 42-7.4-05/5.3-333).
Чиновники Минфина России настаивают на такой трактовке действующего законодательства. Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, учитываются при определении базы по налогу на прибыль (письма от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/37, от 21 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/89). Более того, в постановлении Конституционного суда РФ от 22 июня 2009 г. № 10-П определено, что положениями пункта 4 части 2 статьи 250 Налогового кодекса РФ и абзаца 2 пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено налогообложение доходов госучреждений от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества. Однако суд отметил, что механизм уплаты налогов с таких доходов законодательно не предусмотрен.
Обращаем внимание также, что с этого года статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» Налогового кодекса РФ не действует. То есть учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль по общим правилам. В перечне внереализационных доходов предусмотрены поступления от сдачи имущества в аренду (субаренду) (п.4 ст.250 Налогового кодекса РФ). Причем организационно-правовая форма организации для применения пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ значения не имеет. Поэтому, по мнению автора, бюджетные учреждения должны в рассматриваемом случае платить налог на прибыль.
Следовательно, составляя смету дополнительного бюджетного финансирования, учреждению все же необходимо закладывать не только расходы на содержание и развитие материально-технической базы, но и на уплату налога (20% от суммы арендной платы (без НДС), установленной договором).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2011 г.
Начать дискуссию