Налоги, взносы, пошлины

Экономим на мелочах

У французов есть такая поговорка: «Чёрт кроется в деталях», и каждый из нас не раз убеждался, что малозначимые на первый взгляд мелочи могут иметь очень серьезные последствия. Убеждаются в этом и бухгалтеры больших и маленьких организаций, когда приходится долго и тщательно выверять документы по оприходованию и списанию в расходы таких мелочей, как канцелярские товары.
2,3 тыс. 5

У французов есть такая поговорка: «Чёрт кроется в деталях», и каждый из нас не раз убеждался, что малозначимые на первый взгляд мелочи могут иметь очень серьезные последствия. Убеждаются в этом и бухгалтеры больших и маленьких организаций, когда приходится долго и тщательно выверять документы по оприходованию и списанию в расходы таких мелочей, как канцелярские товары.

Существует несколько способов приобретения и учета таких предметов. Наиболее тщательный и трудоемкий способ заключается в поименном и поштучном контроле буквально каждой единицы товара – будь то карандаш, коробочка скрепок или пачка бумаги для письма. Ведь все эти предметы по своей сути представляют собой материальные запасы компании, а их учет по бухгалтерии строго регламентирован ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке на предмет соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах. При этом поступающие материалы оформляются материально-ответственным лицом в виде составления приходного ордера по форме № М-4 либо вместо приходного ордера прямо на накладной от поставщика проставляется штамп с реквизитами такого приходного ордера.

Для получения со склада необходимых предметов приходится согласовать требование на список канцтоваров. А поскольку во многих организациях введены внутренние сметы и бюджеты по участкам и отделам, то необходимо ещё и своевременно подавать заявки, заранее учитывать расходы в бюджетах... В дальнейшем по мере отпуска канцтоваров со складов в подразделения и на участки, в бригады, на прочие рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство на основании п. 93 Методических указаний. Стоимость канцтоваров, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Всё это нужно для того, чтобы в соответствии с требованиями п. 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ обеспечивать выполнение одной из важных задач – контроль за сохранностью запасов в местах их хранения. В организации должен быть определен круг лиц, ответственных за приемку и отпуск ценностей, с которыми заключаются договоры о материальной ответственности. Обычно таковыми становятся завскладами, кладовщики, начальники производственных участков, руководители отделов и т.д.

Это самый сложный из возможных способов учета, который дает самое полное представление о том, сколько и каких предметов было приобретено, куда они разошлись и как быстро. Но чаще всего столь подробная аналитика так и остается невостребованной, а потому и не имеет смысла – достаточно ограничиться периодическим сбором заявок на необходимые предметы и выделять некоторую среднюю сумму для закупки канцтоваров. Очевидное достоинство способа – это возможность при наличии счета-фактуры от поставщика учитывать в зачет по НДС некоторую сумму, достойную внимания.

Но НДС учесть можно и при более простых способах, лишь бы были необходимые документы, а если компания освобождена от уплаты НДС или применяет упрощенный налоговый режим, то и подавно захочется общую схему учета материальных запасов как-то упростить и облегчить работу бухгалтера.

Чаще всего в небольших компаниях канцтовары приобретаются подотчетным лицом за наличный расчет, и все такие расходы сразу списывают в затраты. Основанием законности такого способа учета служит пп. 24 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, который прямо относит расходы на канцелярские товары к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом суммы НДС, учтенные в стоимости приобретенных канцтоваров в целях расчета налога на прибыль по ст. 170 Налогового кодекса РФ, также будут признаваться расходом при соответствии требованиям главы 25 НК РФ. У «упрощенцев» основанием для этого способа будет пп. 17 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, но и для них не менее важно иметь в наличии накладные поставщика и документы об оплате.

А если канцтовары приобретены у предпринимателя, который применяет ЕНВД и освобожден от использования ККТ – тогда что прикладывать подотчетному лицу в подтверждение оплаты покупки? По Письму Минфина 11.11.2009 № 03-01-15/10-499 расходы при таких обстоятельствах должны подтверждаться либо кассовыми чеками, либо иными документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар. Кроме того, чеки ККТ со временем выцветают, и служить подтверждением расхода по истечении года уже вряд ли смогут. Поэтому Минфин в Письме от 17.09.2008 № 03-03-07/22 указал, что подтвердить факт осуществления затрат можно также ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации. Оригинал чека, даже полностью утративший следы информации всё равно следует приложить к авансовому отчету.

Ну это так или иначе довольно известная информация, сэкономить на скрепках и на налогах с них значительные суммы вряд ли получится. Зато можно сэкономить на другом, не менее важном и ценном ресурсе – на времени.

Чтобы формировать и собирать заявки на приобретение по внутренним подразделениям и сотрудникам, своевременно закупать и доставлять в необходимых количествах нужное приходится либо загружать кого-то из имеющихся сотрудников, либо нанимать отдельного курьера. Удалось подсчитать, что на эти задачи сотрудник – «доброволец» тратит примерно 30 минут рабочего времени в день, что составляло около 1,5 рабочих дней каждый месяц. Так вот это время можно отдать работнику для исполнения его прямых должностных обязанностей, а для закупки канцтоваров найти такую компанию, которая не просто торгует канцтоварами, но и готова поставлять их Вам в нужное время в любом количестве и без дополнительных хлопот.

Сегодня выбор таковых очень широк, многие не только всё исполнят быстро и аккуратно, но даже сами напомнят о приближающемся сроке очередной поставки. Таким образом, вся беготня по отделам сводится к переписке и обработке заказа компанией-поставщиком канцтоваров, покупателю остается только оплатить и принять заказ. Не требуют даже и предоплаты, поскольку мелкие продавцы давно уже покинули рынок канцтоваров, уступив место более крупным игрокам. А те, конкурируя между собой, пришли к неожиданным решениям – например, кроме канцтоваров, поставляют ещё и обеды для сотрудников. Или как минимум доставляют питьевую воду со всеми необходимыми устройствами, атрибутами и расходными материалами. И на всё это сразу выдаются все необходимые бухгалтерские документы – ведь доставка производится на постоянной основе. Времени затрачивается минимум, дополнительных расходов не возникает – бесплатная доставка уже стала нормой для данной сферы услуг.

Вам могут предложить дополнительно такие услуги, как помощь в организации встреч и приемов, праздничных мероприятий, кейтеринг... А то и просто при необходимости доставят в течение нескольких часов срочное отправление, помогут найти и закупить в нужных объемах редкий материал или товар. Это тоже порой отнимает много времени и сил, а для бизнеса это ещё и дополнительные расходы. Каждое маленькое упущение может дорого обойтись. Не стоит размениваться на мелочи, на них действительно можно сэкономить, надо только уделить им чуть больше внимания.

Начать дискуссию

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
123

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

96
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

41
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

Интересные материалы

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.