Клерк.Ру

Если бизнес достучится до власти

Дмитрий Липатов, юрист компании "Налоговик"

26 мая, в свой профессиональный праздник, многие из предпринимателей решили закрыть свой бизнес на один день и устроить забастовку. В основном, это субъекты малого и среднего бизнеса – перевозчики, предприятия питания и розничной торговли и небольшие производства.

Причины и поводы очевидны, пожалуй, всем: сильная налоговая нагрузка на предприятия, высокие ставки отчислений в страховые фонды, суровая ответственность за уход в теневой сектор и высокая степень коррупции в органах власти и компаниях с государственным участием. Давайте представим, что будет, если малый и средний бизнес действительно добьется уважительного к себе отношения?

Налоги снизят

Зарубежная политическая борьба по большей части крутится вокруг налогов и социальных благ. Взять, например, деятельность президента США Барака Обамы - тот в трудные  для американского бизнеса времена выступил с инициативой о снижении налогов. У нас пока никто не торопится реформировать довольно спорный НДС, который часто служит наказанием для честного бизнеса и наживой для мошенников  (вспомним хотя бы недавнюю историю скандальных обысков в московской налоговой). Также налог на прибыль организаций, постоянно вызывающий вопросы на проверках и в арбитражных судах.

Если бы бизнес шел до последнего (так сказать «ва-банк»), то диалог с властью мог превратиться в игру «кто первым уйдет с дороги», пока противостояние не перешло в прямое столкновение. То есть либо частный бизнес уйдет из российской экономики, либо государство пойдет на налоговые уступки.

В лучшем для предпринимателей случае налоги снизятся. Если НДС будет уменьшен хотя бы до 16 процентов, а налог на прибыль - до 15, это уже может стать поводом для успокоения бизнеса. Произойдет это, скорее всего, за счет сокращения расходов на чиновников. А в таком случае у военных и полицейских будет меньше надежд на повышение жалования. Потому тут предпринимателям необходимы очень весомые аргументы.

Инспекторов научат уважать налогоплательщика

Зачем вообще вести бизнес предпринимателю, если к нему раз в три года приходит инспектор и учит его правильному ведению дел? Ведь по оценкам налоговых инспекторов иногда оказывается, что сделки заключаются без выгоды, но с умыслом уклонения от уплаты налогов. И зачастую каких-либо корректных аргументов при этом инспектор предоставить не может. А при доведении дела со слабой позицией налогоплательщика до суда, арбитр, будучи уверенным в том, что его решение не отменят, соглашается с налоговыми органами.

Если бизнес достучится до власти, на каждое подозрение налоговики должны будут найти очень весомую доказательную базу. Причем не с формальной точки зрения, а по совести. Ведь они при проверках расходуют деньги налогоплательщиков, которые достаются очень нелегко. А всякое административное вмешательство в процесс ведения дел - это помеха в получении доходов и оплате с них налогов.

Законы о проверках доработают

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» хозяйствующие субъекты получили защиту от  «назойливых» проверяющих, которые приходят довольно часто. Теперь им нужна санкция прокурора. Об этом говорили в теленовостях. Однако о том, что большинство проверок все-таки охвачено не было, умолчали. Хотя в законе четко указан перечень мероприятий органов власти, на которые не распространяется требование о получении санкции: это и налоговые проверки, и мероприятия органов внутренних дел, и Росфинмониторинга. Проверить компанию до сих пор довольно просто.

Если бизнес добьется расширения своих свобод, указанный закон неминуемо изменится. Закон о защите прав юрлиц может охватить больше случаев проверок, включая внеплановые. Налоговым инспекторам, конечно, не имеет смысла ходить к прокурору, потому как ограничения на проведения частых проверок есть в Налоговом кодексе - нельзя проверять по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период (пункт 5 статьи 89 НК РФ).

Однако в законе есть возможность провести ту же проверку по тем же налогам, но уже вышестоящим налоговым органом (повторные проверки). Компании, прошедшие проверку ФНС из районной инспекции, с трудом переносят новые испытания. Как правило, они осуществляются Управлениями ФНС в рамках надзора за своими подчиненным: не берут ли там взятки? И если бизнес начнет диктовать государству свои условия взамен на гарантированность налоговых поступлений, взгляд законодателя на повторные проверки будет изменен в пользу смягчения.

Тарифы монополистов ограничат в росте

Подключение к сетям энергетиков, водоснабжения и канализации предпринимателям дорогого стоит. Дело не только в высоких тарифах для корпоративных клиентов, но и в самом отношении менеджмента естественных монополий к абонентам: за подключение нередко приходится платить неофициальную таксу. На законодательном уровне это все регулируется Гражданским кодексом, ФЗ «Об электроэнергетике» и подзаконными актами, которые однозначно указывают: энергокомпания не может уклониться от заключения договора, а в противном случае потребитель может обратиться в суд с требованием принудить монополиста заключить договор. Задержка как раз допускается для того, чтобы «выманить» у предпринимателя откат.

Если акции протестов коммерсантов будут являться поводами для размышления властей, в первую очередь будет остановлен рост цен среди субъектов естественных монополий. Большинство их сейчас - это частные компании, которые выплачивают бонусы своим менеджерам исходя из полученных с абонентов платежей. В условиях инфляции платежи останутся те же, и монополисты будут вынуждены пересмотреть свое отношение к подключающимся абонентам.