Основные средства

Отрицательный результат реализации основного средства

Нередко на практике налогоплательщик вынужден продать тот или иной объект основных средств до окончания срока его эксплуатации. Причины для этого могут быть самыми разными: закрылось одно из направлений бизнеса, содержание объекта стало не по карману, автомобиль попал в аварию и его выгоднее продать, чем ремонтировать.

Нередко на практике налогоплательщик вынужден продать тот или иной объект основных средств до окончания срока его эксплуатации. Причины для этого могут быть самыми разными: закрылось одно из направлений бизнеса, содержание объекта стало не по карману, автомобиль попал в аварию и его выгоднее продать, чем ремонтировать.

К сожалению, не всегда реализация основного средства дает положительный финансовый результат. Бывает, что объект продается с убытком, отражение которого в налоговом учете имеет свои особенности. Какие? Читайте в данной статье.

Особенности отражения убытка от реализации ОС: общий порядок…

На дату совершения операции по реализации амортизируемого имущества налогоплательщик определяет прибыль (убыток). Прибыль подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. Убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы в соответствии с порядком, установленным ст. 268 НК РФ.

В статье 323 НК РФ говорится, что учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно (если организация не применяет нелинейный метод амортизации).

Налогоплательщик определяет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). Аналитический учет должен содержать информацию:

– о первоначальной стоимости амортизируемого имущества;

– об изменениях первоначальной стоимости таких ОС;

– о принятых сроках полезного использования ОС;

– о сумме начисленной амортизации по амортизируемым ОС (для объектов, амортизируемых линейным методом);

– о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);

– о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;

– о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;

– о дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества;

– о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества.

Вернемся к ст. 268 НК РФ. Согласно п. 1 данной нормы при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции:

– на остаточную стоимость имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (пп. 1 п. 1);

– на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (абз. 12 п. 1).

Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования данного имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

При этом, как гласит последний абзац ст. 323 НК РФ, аналитический учет должен содержать информацию о наименовании объектов, в отношении которых имеются суммы таких расходов, количестве месяцев, в течение которых такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и сумме расходов, приходящейся на каждый месяц. Срок определяется в месяцах и исчисляется в виде разницы между количеством месяцев срока полезного использования этого имущества и количеством месяцев его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором имущество было реализовано.

Пример 1.

ООО «Юпитер» в мае 2011 г. реализовало оборудование по цене 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

В аналитическом учете имеются следующие данные: первоначальная стоимость оборудования – 650 000 руб., сумма начисленной амортизации – 450 000 руб., остаточная стоимость на момент продажи – 200 000 руб. (650 000 - 450 000).

Расходы, связанные с реализацией данного основного средства (оплата услуг сторонней организации), составили 20 000 руб. (без учета НДС).

Оборудование относится к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Срок его полезного использования – 65 мес. Фактический срок эксплуатации оборудования по май 2011 г. включительно – 45 мес.

От реализации оборудования ООО «Юпитер» получило убыток в сумме 120 000 руб. (118 000 - 18 000 - 200 000 - 20 000).

В мае 2011 года бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признан доход от продажи ОС

62

91-1

118 000

Начислен НДС с дохода от продажи ОС

(118 000 руб. х 18 / 118)

91-2

68

18 000

Списана первоначальная стоимость реализуемого ОС

01-2

01-1

650 000

Списана амортизация, начисленная за время эксплуатации ОС

02

01-2

450 000

Списана остаточная стоимость проданного ОС

91-2

01-2

200 000

Отражены расходы, связанные с реализацией ОС

91-2

60

20 000

Отражен убыток от продажи ОС

99

91-9

120 000

В целях налогообложения прибыли организация может учесть убыток от реализации оборудования (120 000 руб.) равномерно в течение 20 месяцев (65 - 45). Величина убытка, признаваемого в налоговом учете ежемесячно, будет составлять 6 000 руб. (120 000 руб. / 20 мес.). Сумма этого убытка включается в прочие расходы начиная с июня 2011 года.

В бухгалтерском учете в отличие от налогового убыток от реализации ОС признается единовременно. Поэтому на сумму убытка, который будет учтен для целей налогообложения в следующих отчетных периодах, в бухучете продавца на дату реализации имущества образуется вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива (ОНА) (п. 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Сумма ОНА отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы». Погашение вычитаемой временной разницы и ОНА будет производиться по мере признания суммы убытка от продажи амортизируемого имущества в налоговом учете и отражаться в бухгалтерском учете обратной записью по счетам 09 и 68 (абз. 2 п. 17 ПБУ 18/02). Погашение производится ежемесячно в течение 20 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация ОС.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Май 2011 г.

Признан ОНА

(180 000 руб. x 20%)

09

68

36 000

Ежемесячно в течение 20 месяцев начиная с июня 2011 г.

Отражено уменьшение ОНА

(36 000 руб. / 20 мес.)

68

09

1 800

В декларации по налогу на прибыль организацийдолжны быть указаны данные:

– об убытке, полученном при реализации амортизируемого имущества;

– о сумме, которая включается в расходы в целях налогообложения прибыли в конкретном отчетном (налоговом) периоде.

Эти данные найдут свое отражение в листе 02, а также приложениях 1 – 3 к этому листу.

Для начала следует заполнить строки 010 – 060 и 340 – 360 в приложении 3, а именно:

– по строке 030 показывается общая сумма выручки от реализации амортизируемого имущества;

– по строке 040 – остаточная стоимость реализованного амортизиру-
емого имущества и расходы, связанные с его реализацией;

– по строке 050 – прибыль, а по строке 060 – убыток от реализации амортизируемого имущества.

Показатели строк 030, 040 и 060 отражаются соответственно в строках 340, 350 и 360 приложения 3 к листу 02. В свою очередь, показатели этих строк используются при заполнении листа 02, а также приложений 1 и 2 к этому листу. Так, показатель строки 340 указывается в строке 030 приложения 1, показатель строки 350 – в строке 080 приложения 2, а показатель строки 360 – в строке 050 листа 02.

Предположим, отчетными периодами ООО «Юпитер» являются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года

В приложении 3 к листу 02 декларации за январь – июнь 2011 года ООО «Юпитер» отразит:

– по строкам 010 и 020 – 1 объект;

– строке 030 – 100 000 руб.;

– строке 040 – 220 000 руб.;

– строке 060 – 120 000 руб.

Сумма убытка, включаемая ежемесячно в прочие расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, указывается по строке 100 приложения 2 к листу 02.

В декларациях за 2011 год будут отражены суммы:

– за январь – июнь 2011 года – 6 000 руб.;

– за январь – июль 2011 года – 12 000 руб.;

– за январь – август 2011 года – 18 000 руб. и т. д.

…и частные случаи

Реализация легковых авто (пассажирских микроавтобусов) стоимостью более 600 тыс. руб. (800 тыс. руб.)

До 1 января 2009 года в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ (в редакции, действовавшей в тот период) по таким транспортным средствам, как легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы первоначальной стоимостью более 600 тыс. и 800 тыс. руб. соответственно (а если они приобретались до 01.01.2008 – более 300 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно), к основной норме амортизации применялся специальный коэффициент 0,5. Применение такого коэффициента предполагало продление срока полезного использования легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, установленного Классификацией ОС, включаемых в амортизационные группы, в целях налогообложения прибыли в два раза.

В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества, включается в состав прочих расходов организации равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

В период действия понижающего коэффициента Минфин разъяснял (см. письма от 02.04.2008 №03‑03‑06/2/34, от 19.01.2007 №03‑03‑06/1/14), что убыток от реализации вышеуказанного «дорогого» автотранспорта учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов равномерно в течение срока, исчисляемого как разница между сроком полезного использования, скорректированным на коэффициент 0,5, и фактическим сроком эксплуатации автомобиля до даты его реализации.

Рассмотрим пример, когда «дорогие» авто приобретались и реализовывались в тот период, когда действовал коэффициент 0,5. И пусть читателей не смущает пример 2008 года – ведь в 2011 году этот налоговый период еще подлежит налоговой проверке (естественно, у тех организаций, у которых порядок исчисления и уплаты налога на прибыль за 2008 год еще не проверялся).

Пример 2.

ООО «Венера» в августе 2007 г. приобрело пассажирский микроавтобус, первоначальная стоимость которого, по данным налогового учета, составила 1 000 000 руб.

Это основное средство относится к 3-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). Срок полезного использования – 50 мес.

В ноябре 2008 г. данный микроавтобус был продан за 601 800 руб. (в том числе НДС – 91 800 руб.).

Норма амортизационных отчислений составляла:

– основная – 2% (1/50 мес. х 100%);

– с учетом понижающего коэффициента – 1% (2% х 0,5).

Начиная с сентября 2007 года ежемесячная сумма амортизации, учитываемая в составе расходов, составила 10 000 руб. (1 000 000 руб. х 1%).

С сентября 2007 года по ноябрь 2008 года включительно основное средство амортизировалось 15 месяцев. За это время сумма начисленной амортизации составила 150 000 руб. (10 000 руб. х 15 мес.). Остаточная стоимость к моменту продажи равнялась 850 000 руб. (1 000 000 - 150 000).

Сумма убытка от реализации микроавтобуса составила 340 000 руб. (601 800 - 91 800 - 850 000).

Таким образом, начиная с декабря 2008 года убыток должен включаться в состав прочих расходов равными долями в течение 85 месяцев (50 мес. / 0,5 - 15 мес.) в размере 4 000 руб. (340 000 руб. / 85 мес.).

С 1 января 2009 года организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб., указанный коэффициент не применяют (ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ).

Это относится и к транспортным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2008 года и имеющим первоначальную стоимость от 300 000 до 600 000 руб. (для легковых автомобилей) и от 400 000 до 800 000 руб. (для пассажирских микроавтобусов). То есть с 1 января 2009 года Налоговый кодекс не предусматривает применение понижающего коэффициента 0,5 к основной норме амортизации для автотранспортных средств вне зависимости от их первоначальной стоимости и времени приобретения (см. Письмо Минфина России от 12.02.2009 №03‑03‑06/1/56).

При этом если налогоплательщик до 2009 года начислял амортизацию по вышеуказанным основным средствам с учетом коэффициента 0,5, то после его отмены возможность пересчета амортизации уже без применения этого коэффициента и единовременного принятия получившейся разницы на расход в 2009 году гл. 25 НК РФ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 03.04.2009 № 03‑03‑06/1/217).

Пример 3.

Воспользуемся данными примера 2, изменив лишь одно условие: микроавтобус продан не в ноябре 2008 г., а в апреле 2011 г. за 106 200 руб. (в том числе НДС – 16 200 руб.).

За время эксплуатации микроавтобуса амортизация начислялась так:

– с сентября 2007 года по декабрь 2008 года включительно (16 месяцев) с применением коэффициента 0,5; сумма амортизации в месяц составляла 10 000 руб. (1 000 000 руб. х 2% х 0,5);

– с января 2009 года по апрель 2011 года включительно (28 месяцев) коэффициент 0,5 не применялся, сумма амортизации в месяц – 20 000 руб. (1 000 000 руб. х 2%).

Сумма начисленной амортизации к моменту продажи микроавтобуса составила 720 000 руб. (16 мес. х 10 000 руб. + 28 мес. х 20 000 руб.).

Остаточная стоимость, по данным налогового учета, к 01.05.2011 равнялась 280 000 руб. (1 000 000 - 720 000).

При реализации микроавтобуса получен убыток в сумме 190 000 руб. (106 200 - 16 200 - 280 000), который должен включаться в состав прочих расходов равными долями в течение оставшегося срока полезного использования данного основного средства.

Заметьте, в примере 3 налогоплательщик реализует автотранспортное средство после 1 января 2009 года, когда коэффициент 0,5 уже не использовался, и при этом получает убыток. Как рассчитать период (срок), в течение которого этот убыток должен включаться в состав прочих расходов?

Среди специалистов по налоговому учету по данному вопросу существует два подхода.

Первый базируется на Письме Минфина России от 06.08.2010 №03‑03‑05/183. В нем срок определяется как разница между увеличенным сроком полезного использования данного имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. При этом чиновники ссылаются на п. 13 ст. 258 НК РФ, которым установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества понижающих коэффициентов влечет соответствующее увеличение срока полезного использования таких объектов. (Несмотря на то что в данном пункте речь идет о начислении амортизации нелинейным методом, по мнению Минфина, вышеуказанный порядок учета убытка применяется в отношении основных средств, амортизация по которым начисляется как линейным, так и нелинейным методом).

Таким образом, приверженцы этого подхода полагают, что срок должен рассчитываться следующим образом.

Пример 4.

Воспользуемся данными примера 3.

В момент ввода микроавтобуса в эксплуатацию в августе 2007 года срок полезного использования был установлен в размере 50 месяцев. Понижающий коэффициент 0,5 увеличил этот срок до 100 месяцев. Фактически основное средство эксплуатировалось 44 месяца (с сентября 2007 года по апрель 2011 года включительно). Следовательно, срок, в течение которого убыток от продажи амортизируемого имущества будет включаться в прочие расходы, составит 56 месяцев (100 - 44).

Сумма убытка, ежемесячно списываемого в прочие расходы, будет равна 3 393 руб. (190 000 руб. / 56 мес.).

Позволим себе не согласиться в таким подходом к исчислению срока списания убытка. И вот почему. Дело в том, что в «минфиновском» Письме №03‑03‑05/183 рассматривается достаточно общая ситуация, когда организация применяет понижающие или повышающие коэффициенты. Нас же интересует случай, когда «дорогое» авто приобреталось до 2009 года, а реализовывалось после этой даты, то есть часть срока эксплуатации амортизация начислялась с коэффициентом 0,5, а часть – без него.

Полагаем, что срок списания убытка следует определять расчетным путем. Как? Поясним на примере.

Пример 5.

Воспользуемся данными примера 3.

При определении срока расчетным путем будем ориентироваться на тот срок, в течение которого амортизация по основному средству могла быть полностью начислена (если бы это средство не реализовывалось).

За время эксплуатации микроавтобуса с сентября 2007 года по декабрь 2008 года включительно (16 месяцев) амортизация начислялась с применением коэффициента 0,5. Сумма амортизации в месяц составляла 10 000 руб. За этот период начислено амортизации 160 000 руб. (10 000 руб. х

16 мес.).

Таким образом, остаточная стоимость микроавтобуса к 01.01.2009, по данным налогового учета, составляла 840 000 руб. (1 000 000 -
160 000).

С января 2009 года с применением нормы амортизации 2% организации для полного списания стоимости микроавтобуса (если бы он не был продан) понадобилось бы 42 месяца (840 000 руб. / 20 000 руб.).

Полагаем, что в этом случае расчетный срок полезного использования основного средства должен составлять 58 месяцев (16 + 42).

Фактически основное средство эксплуатировалось 44 месяца (16 + 28).

Начиная с мая 2011 года убыток должен включаться в состав прочих расходов равными долями в течение 14 месяцев (58 - 44) в размере 13 571 руб. (190 000 руб. / 14 мес.).

Какой бы вариант организация ни выбрала, считаем, что целесообразнее закрепить этот выбор в учетной политике для целей налогообложения.

Если применялся нелинейный метод

Как отмечалось выше, согласно п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. В нем говорится, что остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, рассчитывается по формуле:

Sn = S x (1 - 0,01 x k)n, где:

Sn – остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу;

S – первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;

n – число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу до дня их исключения из нее;

k – норма амортизации.

Пример 6.

ООО «Марс» с 1 января 2011 г. перешло на нелинейный метод начисления амортизации.

В июне 2011 г. общество реализовало оборудование по цене 1 298 000 руб. (в том числе НДС – 198 000 руб.).

В аналитическом учете имеются следующие данные по оборудованию. Первоначальная стоимость – 4 250 000 руб. Относится к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше

7 лет до 10 лет включительно). Введено в эксплуатацию в мае 2006 г. Срок полезного использования установлен как 85 мес. Амортизация с июня 2005 г. по декабрь 2010 г. включительно (55 мес.) начислялась линейным методом.

Норма амортизации составляла 1,176% (1 / 85 мес.), ее месячная сумма равнялась 50 000 руб. (4 250 000 руб. х 1,176%). Сумма амортизации
за 55 мес. – 2 750 000 руб.

Остаточная стоимость объекта на 1 января 2011 г. равна 1 500 000 руб. (4 250 000 - 2 750 000). Таким образом, в суммарный баланс 5-й амортизационной группы на 1 января 2011 г. по данному оборудованию вошло 1 500 000 руб.

Остаточная стоимость объекта 5-й амортизационной группы на 01.07.2011 = остаточная стоимость на 01.01.2011 х (1 - 0,01 х 2,7)6.

Она составляет 1 272 824 руб. (1 500 000 руб. х (1 - 0,01 х 2,7)6).

Сумма убытка от реализации оборудования составила 172 824 руб. (1 298 000 - 198 000 - 1 272 824).

Оборудование находилось в эксплуатации 61 месяц. Таким образом, начиная с июля 2011 года убыток должен включаться в состав прочих расходов равными долями в течение 24 месяцев (85 - 61) в размере 7 201 руб. (172 824 руб. / 24 мес.).

Реализовано ОС, ранее находившееся на консервации

Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ основные средства, по решению руководства организации переведенные на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта на консервации.

Если налогоплательщик с убытком продает основное средство, которое по тем или иным причинам находилось на консервации свыше трех месяцев, то при определении фактического срока эксплуатации этого объекта (исходя из которого исчисляется период списания убытка) период консервации не учитывается.

Пример 7.

ООО «Сатурн» в апреле 2011 г. реализовало станок по цене 188 800 руб. (в том числе НДС – 28 800 руб.).

В аналитическом учете имеются следующие данные по станку: первоначальная стоимость – 370 000 руб., сумма начисленной амортизации – 150 000 руб., остаточная стоимость на момент продажи – 220 000 руб. (370 000 - 150 000).

Основное средство относится к 3-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). Введено в эксплуатацию в августе 2009 г. Срок его полезного использования установлен в размере 37 мес. С марта по июль 2010 г. (5 мес.) станок находился на консервации.

От реализации станка получен убыток в размере 60 000 руб. (188 800 - 28 800 - 220 000).

С момента начала амортизации основного средства (сентябрь 2009 года) до его реализации (апрель 2011 года) прошло 20 месяцев.

Срок полезного использования увеличивается на период нахождения основного средства на консервации.

Таким образом, ООО «Сатурн» должно отражать убыток в прочих расходах в течение 22 месяцев (37 + 5 - 20).

Величина убытка, признаваемого в налоговом учете ежемесячно, будет составлять 2 727 руб. (60 000 руб. / 22 мес.). Сумма этого убытка включается в прочие расходы начиная с мая 2011 года.

Реализация с убытком ОС, занятого в деятельности,
связанной с использованием объектов ОПХ

Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики при наличии у них подразделений, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Если подразделением ОПХ получен убыток, он признается для целей налогообложения при соблюдении ряда условий, установленных ст. 275.1 НК РФ.

Основные средства, занятые в деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, могут быть реализованы с убытком. При этом налоговые инспекторы нередко настаивают на том, что этот убыток при налогообложении прибыли необходимо учитывать по правилам ст. 275.1, а не п. 3 ст. 268 НК РФ.

Арбитражные суды налоговиков не поддерживают. Так, ФАС МО в Постановлении от 13.12.2010 №КА-А40/14268-10 указал, что ст. 268 НК РФ не содержит каких-либо изъятий в отношении амортизируемого имущества, ранее использовавшегося налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с объектами ОПХ.

Ссылка инспекции на ст. 275.1 НК РФ в обоснование довода о необходимости учитывать убытки от реализации амортизируемого имущества при определении налоговой базы по объектам ОПХ судом была отклонена, поскольку в данном случае налогоплательщиком получен убыток не в связи с осуществлением деятельности, связанной с объектами ОПХ, а в связи с реализацией амортизируемого имущества.

Судебный пристав продал имущество с убытком

На практике может возникнуть ситуация, когда имущество налогоплательщика реализуется не им самим, а службой судебных приставов в порядке исполнительного производства. В связи с тем что главная цель такой реализации – погашение имеющейся задолженности перед кредиторами, нередко основное средство продается с убытком. Можно ли учесть этот убыток для целей налогообложения?

Средства от реализации имущества организации, в том числе с торгов в установленном порядке в ходе исполнительного производства, являются доходом этой организации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений ст. 271, 273 НК РФ.

При реализации основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, организация вправе уменьшить доходы от нее на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ). Данная точка зрения содержится в письмах УФНС по г. Москве от 13.11.2009 №16-15/119158, от 26.08.2005 №20-12/60487, ФНС России от 17.08.2005 №02‑1‑08/177@. С ней согласны арбитры ФАС ПО. Так, в Постановлении от 16.02.2006 №А49-5694/05-304А/08 говорится, что независимо от того, кем было продано амортизируемое имущество (соб-ственником или судебным приставом), убыток, полученный от продажи по цене ниже остаточной стоимости имущества, в целях исчисления налога на прибыль признается в соответствии с нормами ст. 268 НК РФ.


Комментарии

2
  • Оляля

    Я че-то не поняла, почему в первом примере ОНА рассчитываются из суммы 180 тыс., а не 120 тыс.?

  • Лада2

    Честно, тоже очень была удивлена, почему из 180 тыс., надеюсь опечатка??? Есть у кого объяснения, а то что-то стали закрадываться сомнения, о своих неправильных расчетах, статья то скорее всего несколько раз была проверена перед публикацией

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Привлекать к сотрудничеству несовершеннолетних лиц по гражданско-правовым договорам (ГПД) законодательно не запрещено. Но есть некоторые нюансы, которые нужно знать заказчику, прежде чем начинать сотрудничать с подростком. В частности, нужно получить согласие законных представителей и указать корректные формулировки в договоре.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

ВЭД

Что изменилось в валютном контроле в апреле 2024 года

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

🔥 Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

1

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

3

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.

Банки

Вдвое больше россиян открыли брокерские счета: чьи акции в топе

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Один из самых популярных способов получения дохода от прибыли — дивиденды. При этом следует не нарушать ограничения, которые предусмотрены законом. Рассказываем, на что обратить внимание. 

Условия для выплаты дивидендов и ограничения
1

Что такое обеспечительный платеж по договору аренды: когда он нужен и когда подлежит возврату

Нередко в процессе заключения сделок стороны требуют гарантий того, что обязательства будут исполнены. В таких ситуациях пользуется популярностью механизм обеспечительного платежа. В договорах его называют по-разному — депозит, гарантийный или страховой платеж. Гарантом служат денежные средства или ценные бумаги.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала рассчитываться в рублях: что это дает

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Рецепт удачного IPO: немного объёма, обещания высоких дивидендов, капелька хайпа, и всё это под соусом фантастической финансовой отчётности. МТС Банк определился с датой IPO и ценами. 25 апреля завершится сбор заявок, а уже 26 апреля акции начнут торговаться. Цена от 2 350 до 2 500 рублей за акцию.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Из бункера должен быть запасной выход. Какие риски необходимо проработать предпринимателю

Любой бизнес можно разложить на процессы: отношения с работниками / самозанятыми, обработка персональных данных клиентов, хранение денег и проведение оплат, интеллектуальная собственность и т.д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Иногда УК должна управлять домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

​А была ли реализация? Судебная практика

Как мы уже не раз говорили налоговые органы считают подозрительными практически любые сделки, совершенные налогоплательщиками. Однако, результат каждой налоговой проверки все же зависит от того, сможет ли инспекция собрать полный набор доказательств виновности налогоплательщика применительно к конкретному случаю

Интересные материалы

Как меняется российский бизнес: итоги и перспективы с делового вечера АО «ГРУППА БАЛАНС»

Деловой вечер АО «ГРУППА БАЛАНС», посвященный итогам трансформации российского бизнеса, собрал ключевых игроков рынка, чтобы вместе разобраться в текущих экономических условиях и оценить новые горизонты развития.

Как меняется российский бизнес: итоги и перспективы с делового вечера АО «ГРУППА БАЛАНС»