Клерк.Ру

Калькулирование себестоимости турпродукта

Чтобы правильно определить цену поездки, нужно составить на нее калькуляцию. Правда, поскольку формировать турпродукт могут лишь туроператоры, именно для них наша статья...

Правила калькулирования себестоимости
Объектом калькулирования себестоимости для туроператора является отдельный турпродукт. Его себестоимость представляет собой стоимостную оценку материальных и иных ресурсов, используемых в процессе формирования, продвижения и продажи путевок.

Состав затрат, учитываемых при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Напомним, что они утверждены приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декаб¬ря 1998 г. № 402.

📌 Реклама

Итак, все затраты туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).

Производственные расходы
Производственные затраты в зависимости от способа их включения в себестоимость турпродукта делятся на:

– прямые – это затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

– косвенные (накладные) – затраты, связанные с деятельностью фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (распределяются).

Прямые расходы
Пунктом 21 Методических рекомендаций определена типовая группировка производственных затрат, включаемых в себестоимость турпродукта.

Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:

–  гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);

–  перевозчиков;

–  организаций общественного питания;

–  экскурсионных бюро  и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;

–  медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

–  связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;

–  организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;

–  по страхованию туристов в период поездки;

–  гидов, сопровождающих;

–  иные услуги, используемые при производстве турпродукта.

Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:

– затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;

📌 Реклама

–  страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

–  затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.

Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:

–  имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т. д.;

–  спортивные сооружения;

–  транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т. д.

Данные затраты отражаются на счете 20 «Основное производство».

При учете затрат на производство турпродукта можно использовать позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ на формирование  турпродукта или группы типовых турпродуктов либо совокупность заказов на производство турпродуктов, которые можно объединить по определенному признаку.

📌 Реклама

Затраты подразделений, выполняющих работы, которые используются при производстве турпродукта, учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства».

Накладные затраты
По данной статье отражаются:

–  оплата труда работников аппарата управления;

–  командировочные расходы;

–  расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;

–  расходы на коммунальные услуги, обслуживание офисной техники;

–  расходы на пожарную и сторожевую охрану помещений;

–  расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта;

–  амортизация основных средств и НМА;

–  затраты, связанные с разработкой новых направлений;

–  стоимость услуг связи;

–  расходы на канцтовары, приобретение бланков строгой отчетности;

–  расходы на информационные, юридические, аудиторские услуги, а также затраты, связанные с услугами сторонних организаций по подбору кадров;

–  затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

–  представительские расходы;

–  прочие затраты, связанные с производством турпродукта.

Данная группа расходов туроператора является косвенными, которые учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Они ежемесячно распределяются между объектами учета на основе одного из специальных методов, а именно:

–  пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;

–  пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;

–  пропорционально плановой себестоимости объектов учета.

Выбранный метод распределения накладных расходов отражается в учетной политике туристической организации.

📌 Реклама

Коммерческие расходы
Пунктом 26 Методических рекомендаций определено, что к коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей турпродукта, относятся:

–  расходы, связанные с деятельностью точек реализации в качестве подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс;

–  затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям;

–  затраты на рекламу, организацию или участие в выставках, направленных на продвижение турпродукта.

Информацию о коммерческих расходах отражают на счете 44 «Расходы на продажу» и ежемесячно списываются на себестоимость реализованных турпродуктов.

Пример. Туроператор ООО «Морская охота» организует отдых на море. В состав тура «Морская рыбалка» входит проезд до места отдыха, проживание в отеле, трехразовое питание, морская экскурсия на катере и рыбалка. Тур формируется на группу из 20 человек на 7 дней. Прямые затраты ООО «Морская охота» по туру составили 444 600 руб., в том числе:

📌 Реклама

–  140 000 руб. – затраты на проживание группы в гостинице;

–  100 000 руб. – затраты на трансфер;
 
–  140 000 руб. – стоимость питания;

–  10 000 руб. – расходы на аренду катера;

–  1000 руб. – расходы на аренду оборудования для рыбалки;

–  40 000 руб. – зарплата менеджеров, организующих тур, и сопровождающего;

–  13 600 руб. – страховые взносы.

Накладные расходы равны 106 600 руб., в том числе:

–  10 000 руб. – расходы на разработку нескольких новых турпродуктов;

–  40 000 руб. – зарплата административного персонала;

–  13 600 руб. – страховые взносы;

–  40 000 руб. – стоимость аренды офиса;

–  1000 руб. – оплата услуг связи;

–  2000 руб. – прочие расходы.

В учете турфирмы отражено:

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60 (70, 69 …)
 –  444 600 руб. – списаны прямые расходы;

ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 60 (76, 70, 69 …)
–  106 600 руб. – отражены накладные расходы.

Прямые затраты тура «Морская рыбалка» в общей сумме прямых затрат, произведенных в отчетном периоде, составляют
20 процентов. Согласно учетной политике косвенные затраты распределяются пропорционально прямым. Сумма расходов, отнесенных на себестоимость тура «Морская рыбалка», составит:

106 600 руб. х  20% = 21 320 руб.

В бухгалтерском учете будет отражено:

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 26
–  21 320 руб. – списаны расходы;

ДЕБЕТ 43    КРЕДИТ 20
–  465 920 руб. (444 600 + 21 320) – сформирована себестоимость тура. >|Счет 43 не предназначен для формирования стоимости турпродуктов, однако его можно использовать. Для этого нужно сделать соответствующее указание в учетной политике турфирмы. |<

📌 Реклама

Важно запомнить
При формировании себестоимости путевок учитываются прямые и косвенные расходы, а при их реализации – коммерческие.
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №6, июнь 2011 г.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама