Учет в туризме

Реклама: учет затрат

Размещая рекламу в средствах массовой информации, турфирма должна сделать специальную пометку. Иначе признать затраты в налоговом учете будет проблематично. При этом рекламными считаются те траты, которые направлены на привлечение внимания к турфирме, ее услугам неопределенного круга лиц (письмо Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/392).

Размещая рекламу в средствах массовой информации, турфирма должна сделать специальную пометку. Иначе признать затраты в налоговом учете будет проблематично. При этом рекламными считаются те траты, которые направлены на привлечение внимания к турфирме, ее услугам неопределенного круга лиц (письмо Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/392).

Разбираемся с понятиями
Чтобы разобраться с учетом рекламы в СМИ, надо сначала понять, что подразумевается под этим понятием.

Итак, согласно Закону РФ от 27 декаб­ря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», СМИ считается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа или иная форма периодического распространения массовой информации.
Очевидно, что этот закон, мягко говоря, очень старый. И вот Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ в него были внесены поправки. С 10 нояб­ря 2011 года понятие «средства массовой информации» будет расширено. В частности, к средствам массовой информации будут относиться сетевые издания – интернет-сайты, прошедшие соответствующую регистрацию.
А само понятия «реклама» в целях учета расходов должно трактоваться в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии со статьей 3 этого закона реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неоп­ределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации.
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Такие разъяснения были даны в письме ФАС России от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624. Об этом же сказано в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/392.
Учет расходов
В бухучете рекламные траты признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
В целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети признаются в полном объеме.
Аналогично принимаются они и при упрощенной системе налогообложения (подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Пометка «на правах рекламы»
Как указывают финансисты, например, в письме от 15 июня 2011 г. № 03-03-06/2/94, чтобы учесть в налоговом учете затраты на рекламу в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, такие материалы должны иметь пометки «реклама», «на правах рекламы».
При этом чиновники ссылаются на статью 16 Закона № 38-ФЗ, в которой прямо установлено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться подобными пометками. >|Издание не является специализированным рекламным, если объем рекламы в нем не превышает 40 процентов объема одного номера. |<
Такое мнение финансисты высказывают уже довольно давно, например, в письмах от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418, от 5 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/201. Надо сказать, что данную точку зрения разделяют и некоторые арбитры (постановление ФАС Поволжского округа от 16 июня 2005 г. № А55-10934/04-1).
Но отметим одну деталь. Пометка «на правах рекламы» в газете, журнале резко снижает ее ценность в глазах читателей. Особого доверия такая информация вызывать не будет. Потому многие достаточно крупные компании предпочитают оплатить рекламный материал за счет собственной прибыли, но добиться того, чтобы он совсем не выглядел как рекламный.
Пример. Туристическая фирма заказала PR-агентству услугу по организации нескольких статей и интервью в ведущих российских изданиях без указания «на правах рекламы».
Стоимость данной услуги составила 400 000 руб. (предположим, что НДС не облагаются). В налоговые расходы затраты на PR-акцию компания включать не стала, поэтому в бухгалтерском учете фирмы возникает постоянная разница.
Следовательно, в бухгалтерском учете данная операция будет отражена следующим образом:
ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 60
– 400 000 руб. – отражена задолженность перед PR-агентством;
ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51
– 400 000 руб. – оплачены услуги PR-агентства;
ДЕБЕТ 99
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
–   80 000 руб. (400 000 руб. x 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство.
Однако большинство судов просто игнорируют пункт 16 Закона № 38-ФЗ. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/410-08-П указал, что отсутствие в публикациях пометки «на правах рекламы» не отрицает их рекламного характера и не влияет на обоснованность расходов данной организации.
Так что, как видим, вполне возможно напечатать информацию без ссылок на ее рекламный характер – для большего эффекта, а потом добиться признания таких расходов как рекламных через арбитражный суд.
Реклама на телевидении и радио
Видеоролики и аудиозаписи являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Как правило, некая специализированная компания готовит такие ролики, а потом передает исключительное право на их использование компании-заказчику (турфирме).
Если ролик планируется использовать более 12 месяцев, то он должен быть учтен турфирмой как нематериальный актив.
По данному поводу есть письмо УМНС России по г. Москве от 15 сентября 2003 г. № 26-12/51408. В нем сказано, что затраты на создание такого актива должны списываться путем амортизации. И еще следует учесть, что налоговики примут к учету амортизацию только за тот период, когда рекламный ролик фактически эксплуатировался. Без эфирных справок и отчетов исполнителей о проделанной работе налогоплательщик затраты подтвердить не сможет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. № А56-4088/2006).
При этом амортизационные начисления являются расходами на рекламу и учитываются с учетом положений пунк­та 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Но если, например, согласно подпунк­ту 8 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, оплата приобретенной интеллектуальной собственности производится периодическими платежами, то никакой амортизации здесь не будет, а в налоговые расходы будут включаться платежи за соответствующие периоды.
Есть, правда, одно дело – постановление ФАС Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7, которое рассматривает этот вопрос совершенно с другой стороны. Суд решил, что рекламный ролик – это чисто рекламные расходы, которые можно признать в налоговом учете единовременно.
Если рекламный ролик планируется использовать менее 12 месяцев, то расходы по приобретению такого исключительного права признаются в качестве расходов на рекламу единовременно в том месяце, когда они возникли.
Реклама в интернете
Расходы по размещению информации в интернете относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме (письмо Минфина России от 29 января 2007 г. № 03-03-06/1/41).
Для того чтобы документально подтвердить эти расходы, турфирме потребуются:
–  договор с владельцами сайта на оказание услуг по размещению рекламы;
–  акт приема-сдачи рекламных услуг;
–   образцы (модули) текста рекламы.
При отсутствии таких документов признать расходы в налоговом учете будет невозможно (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2009 г. № А33-15318/2007-03АП-1101/2009).
Важно запомнить
Расходы на рекламу в СМИ принимаются в целях налогообложения прибыли и при «упрощенке» в полном размере.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №8, август 2011 г.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?