УСН

Как правильно учитывать имущество упрощенцу

В упрощенке фирма находит несколько несомненных плюсов. Например, возможность ускоренного списания стоимости основных средств, которые были куплены еще до перехода на спецрежим. Правда, при этом есть и несколько минусов. Один из них заключается в том, что расходы на приобретение имущества бухгалтер учитывать не может.

Александр ТОЛОКОННИКОВ

В упрощенке фирма находит несколько несомненных плюсов. Например, возможность ускоренного списания стоимости основных средств, которые были куплены еще до перехода на спецрежим. Правда, при этом есть и несколько минусов. Один из них заключается в том, что расходы на приобретение имущества бухгалтер учитывать не может.

Все как по нотам

В последние месяцы Минфин опубликовал сразу несколько писем на эту тему. Самое свежее – от 4 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/54. В нем сотрудники министерства еще раз напомнили о том, как упрощенцам списывать расходы на приобретение основных средств (ОС).

Порядок списания зависит от того периода, когда было приобретено такое имущество. Если основное средство фирма купила во время применения упрощенного режима, расходы счетному работнику необходимо учитывать в момент ввода их в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). При этом главное, чтобы имущество было оплачено.

Если же ОС фирма купила до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость бухгалтеру необходимо включить в расходы в несколько этапов (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК). Первый – в течение одного года, если срок полезного использования актива – до трех лет включительно. Второй – в течение трех лет (частями по 50, 30 и 20 процентов от стоимости), если срок полезного использования – от трех до 15 лет включительно. И, наконец, третий этап – в течение 10 лет, если этот срок свыше 15 лет.

Время полезного использования имущества фирме следует определить по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением правительства от 1 января 2002 г. № 1). Если какой-то вид ОС отсутствует в документе, бухгалтеру нужно смотреть на технические условия или рекомендации компании-изготовителя.

К тому же по каждому ОС упрощенец должен определить остаточную стоимость по данным налогового учета. Она равна разнице между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации. Остаточный расчет фирма оформляет бухгалтерской справкой.

Не нужно забывать и о том, что бухгалтеру в учете следует выделить неоплаченные объекты основных средств на день перехода на упрощенку. Ведь на эту дату фирма отражает остаточную стоимость ОС, которые оплатила в период общего режима (подп. 2 п. 1 ст. 346.25 НК).

Имейте в виду, остаточную стоимость в любом случае необходимо определять на момент перехода на упрощенку. Однако если актив компания приобрела до, а оплатила после перехода на спецрежим, списывать его стоимость в расходы можно лишь с месяца после оплаты.

Как быть с выбытием

На практике фирмы сталкиваются и с такой ситуацией. Фирма перешла на упрощенку и учла основное средство. Однако по каким-то причинам ОС выбывает раньше, чем его стоимость полностью списана на расходы. Что делать? В том же письме финансовое министерство заявляет, что оставшуюся часть средств отнести на затраты нельзя. Вот тут как раз и возникает проблема.

В такой ситуации фирмы-упрощенцы отличаются от компаний на общем режиме налогообложения. Ведь перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, исчерпывающий, а данный вид затрат не предусмотрен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

В прошлом году по этому поводу Минфин уже высказывал свою позицию. По мнению министерских работников, при реализации основных средств, приобретенных до применения упрощенки, их остаточная стоимость не уменьшает полученные доходы при определении налоговой базы. Потому что такой вид расходов в Налоговом кодексе не предусмотрен (письмо Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/48). При этом абсолютно не имеет значения, по какому основанию выбыли ОС – в связи с реализацией, ликвидацией, передачей в уставный капитал. Аналогичную точку зрения высказывало чуть ранее и налоговое ведомство (письмо МНС от 7 мая 2004 г. № 22-1-14/849).

Если анализировать кодекс, то действительно в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» отсутствует такой вид затрат, как остаточная стоимость выбывших ОС. Но в то же время эта глава не запрещает упрощенцам продолжать относить стоимость такого имущества на расходы после выбытия. Вот здесь и кроется причина всех вопросов.

Бухгалтеру необходимо помнить, что одним из условий признания расходов является их экономическая обоснованность (п. 2 ст. 346.16 НК). А списание на затраты стоимости ОС, отсутствующих в компании, вряд ли можно назвать оправданным действием.

В письме от 4 марта 2005 года сотрудники финансового министерства отметили, что в случае реализации основных средств отнести их к товарам не получится. На основании этого бухгалтер списывает всю покупную стоимость ОС (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК).

Стоит отметить, что в такой ситуации есть положительный момент: при продаже имущества, купленного до перехода на упрощенку, пересчитывать единый налог не надо. Такое требование глава 26.2 Налогового кодекса относит только к основным средствам, которые были приобретены во время применения спецрежима и прослужили менее 3 (или 10) лет.

А как быть упрощенцу, если он продаст ОС ниже его остаточной стоимости? В этом случае фирма учитывает доходы от реализации имущества на день поступления денежных средств на счета. При этом не имеет значения, образуется ли в учете положительная или отрицательная разница между продажной и остаточной стоимостью основных средств.

К тому же, если упрощенец продает ОС, купленные уже после перехода на спецрежим, он обязан пересчитать налоговую базу за весь период их использования с момента приобретения до даты реализации, а также уплатить дополнительную сумму налога и пени. Это условие справедливо, если не прошло три года с момента покупки ОС (и десять лет – со сроком полезного использования свыше пятнадцати, п. 3 ст. 346.16 НК). Также компания вправе самостоятельно решить, каким способом ей рассчитать амортизационные отчисления по реализованному основному средству.

Кстати

Обратите внимание: остаточную стоимость основных средств, срок полезного использования которых равен трем годам, бухгалтер признает расходом только в течение одного года на спецрежиме. Это относится к ОС, которые фирма купила до перехода на упрощенку. В этом случае затраты счетный работник учитывает равными долями на последний день отчетного периода. Это квартал, полугодие и 9 месяцев.

Однако в Порядке заполнения книги учета доходов и расходов сказано иначе. Списывать стоимость бухгалтеру следует равномерно в течение всех кварталов календарного года (п. 3.2 приказа МНС от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606).

Кстати

Компания, которая применяет упрощенку, должна вести учет ОС в порядке, предусмотренном в законодательстве о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Ведь одно из ограничений этого спецрежима как раз остаточная стоимость основных средств. Ее необходимо определять по правилам бухгалтерского учета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК).

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру