УСН

Несуществующие правила для "специальных" предпринимателей

Вполне может случиться так, что предприниматели, переведенные на "вмененку", начнут новую деятельность, не подпадающую под этот спецрежим. Естественно, платить все установленные налоги желания нет. Поэтому многие предприниматели предпочитают сразу переводить новый бизнес на упрощенную систему налогообложения.

Письмо Минфина России от 04.05.05 № 03-06-05-05/60 "О применении норм главы 24 НК РФ индивидуальными предпринимателями, переведенными на специальные налоговые режимы"

С.В. Князева, эксперт "УНП"

Вполне может случиться так, что предприниматели, переведенные на "вмененку", начнут новую деятельность, не подпадающую под этот спецрежим. Естественно, платить все установленные налоги желания нет. Поэтому многие предприниматели предпочитают сразу переводить новый бизнес на упрощенную систему налогообложения.

Казалось бы, все отлично. От большинства налогов, которые надо было бы платить на общей системе, можно уйти. Вместо них взимаются лишь единый налог по "вмененке" и единый налог по "упрощенке".

Но проблемы все же существуют. И они связаны с распределением расходов, которые одновременно относятся ко всем видам деятельности предпринимателя. Пропорционально какому показателю их нужно делить? Налоговый кодекс на этот вопрос не отвечает. Он только выдвигает требование об их делении (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Разрубить гордиев узел решили специалисты Минфина России, разъяснив этот вопрос в письме от 04.05.05 № 03-06-05-05/60. Сразу скажем, что выводы финансистов предпринимателей не порадуют, так как ставят их в определенные рамки.

 

Кто ищет, тот всегда найдет

 

Логическую цепочку своих рассуждений специалисты главного финансового ведомства начали строить издалека. А именно с ситуации, когда организация осуществляет два вида деятельности, один из которых находится на "вмененке", а другой - на общем режиме налогообложения. Не сразу понятно, каким образом окончательный вывод может коснуться предпринимателей. Но всему свое время.

Если фирма платит единый налог по "вмененке" и налог на прибыль, то общие расходы она делит по правилам главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Они установлены в пункте 9 статьи 274 НК РФ: "расходы <...> в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от этой деятельности (облагаемой ЕНВД. - Примеч. ред.) в общем доходе организаций по всем видам деятельности". Как видите, показатель в этом случае определен. Расходы нужно делить пропорционально полученным доходам.

Итак, финансисты нашли в Налоговом кодексе показатель. Осталось только привязать его к предпринимателям и "упрощенке". Ведь до этого речь шла об организации и общем режиме налогообложения. Но, как говорится, было бы желание.

 

Показатель есть, но не про нашу честь

 

Далее Минфин немного усложняет ситуацию и рассматривает вариант, когда предприниматель одновременно работает на "вмененке" и общем режиме, то есть платит налог на доходы физических лиц. Здесь проблем нет. Показатель для распределения расходов известен. Это также полученный доход. Аргумент - пункт 1 статьи 221 НК РФ. В нем сказано, что предприниматели для расчета налоговой базы по НДФЛ определяют состав расходов по главе 25 НК РФ. Соответственно на них распространяется и правило пункта 9 статьи 274 НК РФ.

И с этим выводом мы полностью согласны. Но он пока не относится к нашей ситуации. Ведь у нас предприниматель не платит НДФЛ, так как применяет "упрощенку".

Однако финансисты так не считают. По их мнению, это имеет прямое отношение и к предпринимателям, которые применяют два спецрежима: "вмененку" и "упрощенку". Основываются авторы письма на том, что единый налог при упрощенной системе налогообложения заменяет предпринимателям НДФЛ. Следовательно, единственно возможным показателем для распределения расходов может являться только доход.

На наш взгляд, такой подход специалистов Минфина не совсем верен. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на "упрощенку", не являются плательщиками НДФЛ (ст. 346.11 НК РФ). Это означает, что правила главы 24 НК РФ на них не распространяются. Поэтому и ссылки на главу 25 НК РФ в этом случае неприменимы.

Как видим, в этом вопросе существует неустранимая неясность налогового законодательства, которая по правилам пункта 7 статьи 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика. Таким образом, показатель для распределения общих расходов предприниматели должны выбрать сами. Ведь не всегда выгодно распределять расходы пропорционально доходам. Иногда это может привести к искажению расчетов и соответственно сумм уплаченных налогов.

Начать дискуссию