Учет в туризме

Участие турфирмы в выставке

Участие в выставках дает турфирме возможность не только привлечь потенциальных клиентов, но и заключить контракты с новыми партнерами на наиболее выгодных условиях. Отметим, что большинство туристических выставок проходит в феврале-марте. О нюансах учета расходов на них – в статье.

Участие в выставках дает турфирме возможность не только привлечь потенциальных клиентов, но и заключить контракты с новыми партнерами на наиболее выгодных условиях. Отметим, что большинство туристических выставок проходит в феврале-марте. О нюансах учета расходов на них – в статье.

Принятие решения об участии

Шаг 1. Решение об участии в выставке принимает руководитель фирмы на основании обзора туристических выставок, заранее собранной необходимой информации по всем планируемым в течение года выставкам (территориальном расположении, срокам проведения, стоимости участия и пр.). Руководитель фирмы оценивает класс выставки, степень значения и необходимость участия фирмы.

Шаг 2. После определения цели составляется план, назначаются ответственные лица, определяется порядок организационных мероприятий и программ, оценивается возможность привлечения дополнительных сил, оценивается потребность в дополнительных материалах, определяется перечень вещей и предметов, которые потребуются, базовые расходы.

Шаг 3. За фиксированный срок, определенный организаторами выставок, заполняется и посылается в адрес оргкомитета заявка на участие в выставке с указанием реквизитов фирмы, желающей принять участие, с целью предварительной регистрации и бронирования выставочной площади. Выставки могут проводиться в специальных или арендованных помещениях.

Туристическая фирма, желающая реализовать или прорекламировать на выставке свой продукт и услуги, должна предварительно заказать и оплатить место. Заявка может признаваться договором между сторонами, но возможно и заключение договора как отдельного документа. При заключении договора с оргкомитетом ему передается план выставочного стенда и заказа на оборудование и услуги.

Расходы на мероприятие

Конечно же, участие в выставке требует определенных расходов. Поговорим об этом подробнее.

Перечень расходов

Для того чтобы участвовать в выставке, туристической фирме приходится нести расходы на:

– аренду площади (составляет до 90% общей стоимости участия);

– регистрационные сборы;

– публикации в каталоге;

– оформление стенда, его монтаж и демонтаж;

– доставку и размещение экспозиционных материалов на стенде;

– одежду персонала фирмы, работающего на выставке;

– оформление пропусков на автомашины и разрешения на провоз и вывоз груза;

– изготовление рекламных материалов;

– дополнительные услуги или оборудование;

– услуги переводчиков и вспомогательного персонала;

– страховой взнос (фирма-организатор страхует участников);

– командировки, если выставка проходит в другом городе или даже стране.

Бухгалтерский учет расходов на участие в выставке

Участие в выставке осуществляется в интересах турфирмы, соответственно, затраты, связанные с данным мероприятием, признаются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В учетной политике фирма определяет порядок отражения на соответствующих счетах таких расходов, открыв аналитический субсчет «Рекламные расходы». По мнению автора, данные расходы целесообразно рассматривать в составе общехозяйственных трат.

Услуги, оказанные организаторами выставки, включая регистрационные сборы, отражаются проводками:

ДЕБЕТ 26 субсчет «Рекламные расходы»
КРЕДИТ 60

– отражены расходы на участие в выставке;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


– отражен «входной» налог на добавленную стоимость.

Следует обратить внимание, что изготовление буклетов, плакатов, папок, ручек, фирменной униформы и других материалов с рекламной символикой требует другого подхода. Расходы на рекламные материалы предлагаем отражать проводками:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– отражены расходы на изготовление рекламной продукции;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


– отражен «входной» НДС.

Дело в том, что данные материалы могут быть использованы при участии в выставке не в полном объеме. По окончании рекламного мероприятия турфирма составит акт о списании фактически использованных материалов.

На основании такого акта будет сделана проводка:

ДЕБЕТ 26 субсчет «Рекламные расходы»
КРЕДИТ 10

– списаны использованные рекламные материалы.

Не использованные в рекламном мероприятии материалы, предназначавшиеся для такого мероприятия, могут быть использованы в дальнейшем, например при презентации фирмы. И будут списываться аналогичной проводкой.

Налоговый учет расходов

Для целей налогового учета участие в выставке следует рассматривать со стороны двух аспектов.

Во-первых, для целей налогообложения прибыли признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные рекламные расходы, однако их можно учесть не в полном объеме, а в определенных пределах (за исключением некоторых рекламных трат). 

>|В целях налогообложения прибыли рекламные затраты включены в состав прочих (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).|<

Отдельно подчеркнем, что подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ предусмотрены рекламные расходы, в том числе на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок и т. п.

Об этом же говорится в письмах УФНС России по г. Москве от 12 октября 2007 г. № 18-11/3/097867@; от 18 января 2007 г. № 18-11/3/04158@; от 14 сентября 2006 г. № 18-11/081345@.

При этом расходы должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При «упрощенке» расходы на рекламу учитывают в порядке, установленном в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ ( п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ  ). Таким образом, состав рекламных расходов при общем режиме и спецрежиме один и тот же. То есть туристическая фирма может уменьшать доходы на расходы, связанные с участием в выставке, но признает их в составе затрат только после фактической оплаты (при «упрощенке»).

Итак, затраты на рекламу подразделяются на две категории: ненормируемые и нормируемые. Участие в выставках, согласно пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, относится к ненормируемым рекламным расходам. Это означает, что все расходы, которые понесет туристическая фирма, участвуя в выставке, будут в полной сумме учтены при налогообложении прибыли.

Во-вторых, поскольку участие в выставках относится к ненормируемым расходам, «входной» налог на добавленную стоимость, связанный с такими расходами, в полном объеме предъявляется к вычету. Однако следует обратить внимание на тот факт, что при проведении рекламной акции происходит безвозмездная передача сувениров, листовок, буклетов, CD-дисков, каталогов, бейсболок, футболок, кружек и т. п.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, безвозмездная передача товаров, работ, услуг для целей исчисления НДС признается реализацией. Исключение предусматривается только в отношении передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб. ( подп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ  ). В случае реализации (безвозмездной передачи) в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляют более 100 руб., НДС начисляется в общеустановленном порядке.

В результате применения льготы, установленной подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик должен будет отдельно определять налоговую базу в отношении реализации туристских услуг (продуктов) и в отношении безвозмездной передачи рекламных ТМЦ, стоимость приобретения единицы которых не превышает 100 руб. (п. 1 ст. 153 Налогового кодекса РФ), то есть обеспечить раздельный учет операций для целей корректного формирования налоговой базы по НДС в части вычетов. Ведь если организация одновременно осуществляет операции как подлежащие налогообложению, так и те, которые льготируются, она обязана вести раздельный учет, в том числе и «входного» НДС (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Конкретный порядок ведения раздельного учета налоговым законодательством не установлен, поэтому турфирма вправе сама разработать принципы ведения такого учета и закрепить их в учетной политике.

При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль организаций, не включается. Сумма «входного» НДС списывается за счет собственных средств (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Однако раздельный учет «входного» НДС можно не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 процентам от общей величины совокупных расходов на производство.

Если для турфирмы, которая осуществляет несколько видов льготируемых операций, ведение раздельного учета слишком трудоемко, она вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Срок хранения документов в турфирме
Статья 12 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» требует хранить рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров (если иной срок не установлен законодательством).

Поэтому не спешите утилизировать баннеры, плакаты, растяжки, листовки, фотографии и т. п. Такие материалы помогут туристической фирме оправдать понесенные расходы в случае конфликтных ситуаций с инспекторами при налоговых проверках.

Важно запомнить
Расходы на участие в выставках турфирма может признать и при общем режиме, и при применении «упрощенки». Главное, чтобы такие расходы были обоснованны и документально подтверждены.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №2, февраль 2012 г.

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

6
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik