Налог на прибыль

Представительские расходы в стоимости ОС

Если представительские расходы на переговоры с подрядными организациями непосредственно связаны со строительством ОС, то их включение в первоначальную стоимость объекта правомерно.
1,8 тыс. 19

Если представительские расходы на переговоры с подрядными организациями непосредственно связаны со строительством ОС, то их включение в первоначальную стоимость объекта правомерно.

Нередко в ходе строительства основных средств (производственных зданий, цехов, линий, оборудования, офисных помещений и т. п.) фирма ведет переговоры с различными подрядными организациями для привлечения их к работам. В связи с этим образуются расходы на официальные приемы представителей таких организаций. При отражении данных затрат в учете может возникнуть ряд вопросов. Если представительские расходы непосредственно связаны со строительством ОС, нужно ли относить их на увеличение первоначальной стоимости объекта? Как быть с налоговым учетом, ведь представительские расходы там нормируются? Специалисты рассмотрели эти вопросы в «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2011.

Отражаем расходы в бухучете

Общехозяйственные (и иные аналогичные) расходы, к числу которых можно отнести и представительские, не входят в первоначальную стоимость ОС. Исключение составляют случаи, когда данные затраты непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основного средства (п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Таким образом, определяющую роль играет непосредственная связь расходов с приобретением, сооружением или изготовлением объекта. Но часто на практике установление непосредственной связи иных расходов, прямо не упомянутых в пункте 8 ПБУ 6/01, субъективно. Бухгалтеру придется руководствоваться своим профессиональным суждением и задать себе вопрос: возникли бы расходы, если бы строительство ОС не велось? Если ответ отрицательный, то затраты на проведение официальных переговоров с подрядчиками вполне можно отнести к расходам, непосредственно связанным со строительством основного средства, и включить в первоначальную стоимость. Кроме того, затраты по содержанию застройщиков производят за счет средств, предназначенных для финансирования капитального строительства, и включают в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов ОС (п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160; п. 4.87 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утв. пост. Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1). К таким расходам можно отнести и представительские.

Отражаем затраты в налоговом учете

Налоговый кодекс не содержит норм, предписывающих учитывать представительские расходы, связанные с приобретением (сооружением, изготовлением) ОС, в первоначальной стоимости объекта. Представительские расходы признаются в налоговом учете в составе прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ). Есть мнение, что нормы о таких расходах являются специальными по отношению к общим положениям об определении первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Поэтому данные затраты в первоначальной стоимости объекта не признают, а учитывают в составе прочих расходов в особом порядке (пост. ФАС СЗО от 05.03.2008 № А05-5668/2007). И хотя такой подход не является однозначным, его в целом можно признать вполне обоснованным. Ведь налоговое законодательство (в отличие от бухгалтерского) не так широко определяет состав расходов, формирующих стоимость ОС. Первоначальная стоимость в налоговом учете определяется как сумма расходов на приобретение, сооружение (п. 1 ст. 257 НК РФ) и т. д.

Здесь отсутствуют иные расходы, непосредственно связанные с приобретением (сооружением, изготовлением) ОС. Вопрос о включении их в первоначальную стоимость является спорным. Нередко Минфин России и ФНС России (а иногда и суды) настаивают на том, что в первоначальную стоимость ОС следует включать расходы на:

- консультационные, информационные и юридические услуги (письмо Минфина России от 06.02.2012 № 03-03-06/1/70);

- получение права аренды земли (письмо Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/1/749);

- аренду земли (письма Минфина России от 20.05.2010 № 03-00-08/65, от 28.10.2008 № 03-03-06/1/610);

- государственную пошлину за госрегистрацию права на недвижимость (письма Минфина России от 12.08.2011 № 03-03-06/1/481, от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113);

- командировки (письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 № 20-12/115096; пост. ФАС ПО от 12.02.2008 № А12-10256/07-с60) и т. п.

Все эти расходы (как и рассматриваемые нами представительские) одновременно упоминаются в перечне прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому также есть мнение (подтверждаемое и чиновниками), что некоторые приведенные расходы, связанные с приобретением (сооружением, изготовлением ОС), могут быть учтены и в составе прочих. Например:

- государственные пошлины (письма Минфина России от 19.10.2007 № 03-03-06/1/725, от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116);

- командировочные расходы (письмо УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 № 16-15/049826; пост. ФАС ПО от 15.01.2009 № А55-5612/2008 (определением ВАС РФ от 20.05.2009 № ВАС-5681/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 26.12.2007 № КА-А40/13358-07 по делу № А40-72479/06-112-424, ФАС УО от 25.08.2008 № Ф09-5967/08-С3);

- информационно-консультационные услуги (пост. ФАС МО от 25.11.2009 № КА-А40/12070-09, ФАС СКО от 13.08.2009 № А32-14580/2008-3/208).

Как видим, в налоговом учете не существует единого подхода к решению вопроса о включении иных расходов, связанных с приобретением (сооружением, изготовлением) ОС, в первоначальную стоимость. Если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, фирма вправе определить группу сама (подп. 7 ст. 3, п. 4 ст. 252 НК РФ). Окончательное решение, с учетом оценки налоговых рисков в каждой конкретной ситуации, также придется принимать самим:

- либо учитывать всю сумму представительских расходов в первоначальной стоимости ОС;

- либо признавать представительские расходы в составе прочих с учетом норматива 4 процента.

По нашему мнению, если представительские расходы непосредственно связаны со строительством ОС, то фирма вправе включить их в первоначальную стоимость объекта. И при этом не должны применяться положения о нормировании представительских расходов. Ведь нормируется сумма затрат, признаваемых в составе прочих расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ). А в данном случае представительские расходы не являются отдельными. Они формируют первоначальную стоимость ОС и будут списаны через механизм амортизации. Кстати, Минфин России недавно разъяснил ситуацию с нормируемыми рекламными расходами, которые в полной сумме формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества (на примере рекламного видеоролика, включаемого в состав НМА). Чиновники указали, что в этом случае к рекламным расходам относится сумма амортизации по такому «рекламному» имуществу (письмо Минфина России от 26.03.2012 № 03-03-06/1/157). Получается, нормироваться должна сумма амортизации. Из этих разъяснений следует, что факт отнесения имущества к амортизируемому не исключает особого порядка признания расходов. В то же время применить разъяснения чиновников по аналогии к нашей ситуации невозможно. Ведь представительские расходы составляют лишь часть первоначальной стоимости ОС, а на выделение их суммы из последующей амортизации нет никаких оснований (расходом будет амортизация, а не представительские расходы в ее составе).

Пример:

Торговая фирма ведет строительство офисного помещения с привлечением подрядчиков.

В апреле 2012 г. проведены официальные переговоры с представителями подрядной организации в ресторане. Для этого из кассы под отчет выдавались денежные средства в размере 25 000 руб. Подотчетное лицо представило счет и кассовый чек на сумму 23 600 руб., остаток возвращен.

В мае 2012 г. произведены затраты:

- подрядчик разработал проектную документацию, стороны подписали акт на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС — 36 000 руб.);

- подрядчик выполнил строительные работы, стороны подписали акт на сумму 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС — 180 000 руб.).

Апрель 2012 г.:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

–          25 000 руб. — выданы денежные средства под отчет;

ДЕБЕТ 08-3 КРЕДИТ 71

–          23 600 руб. — представительские расходы, связанные со строительством ОС, отражены в составе вложений во внеоборотные активы;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71

–          1400 руб. — отражен возврат выданной под отчет суммы.

Май 2012 г.:

ДЕБЕТ 08-3 КРЕДИТ 60

–          200 000 руб. — отражены проектные работы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–          36 000 руб. — выделен НДС;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

–          36 000 руб. — НДС принят к вычету (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ);

ДЕБЕТ 08-3 КРЕДИТ 60

–          1 000 000 руб. — отражены строительные работы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–          180 000 руб. — выделен НДС;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

–          180 000 руб. — НДС принят к вычету (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ);

После ввода объекта в эксплуатацию расходы, накопленные на счете 08-3, сформируют первоначальную стоимость ОС, их переносят на счет 01 «Основные средства».

В налоговом учете в состав первоначальной стоимости строящегося ОС включена сумма в размере:

23 600 + 200 000 + 1 000 000 = 1 223 600 руб.

Разница между бухгалтерским и налоговым учетом в данном случае не возникает.

---Конец примера---

Для подтверждения представительских расходов, независимо от способа их учета (в первоначальной стоимости ОС или в составе прочих расходов), можно использовать следующие документы (письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807, УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 № 20-12/41851, от 23.12.2005 № 20-12/97007):

- приказ руководителя компании о расходах на представительные мероприятия;

- смету представительских расходов;

- первичные документы (о приобретении на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций (кассовые и товарные чеки, накладные, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг), счета и т. д.), а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм);

- отчет о представительских расходах по проведенным мероприятиям, в котором отражаются их цель, результаты проведения и другие необходимые данные, а также сумма расходов;

- акт о произведенных представительских расходах, утвержденный руководителем компании, с указанием сумм фактически произведенных затрат.

Начать дискуссию

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Взносы на травматизм

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Тарифы по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний различаются в зависимости от класса профриска и составляют от 0,2% до 8,5%.

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец
ВЭД

Центробанк смягчил валютный контроль по внешнеторговым контрактам

Участники внешней торговли могут не сдавать в банки документы по сделкам с иностранными партнерами, если объем операций не превышает 1 млн рублей.

Что изменится в заполнении баланса по новому ФСБУ 4/2023: обзор поправок от Минфина

Недавно утвердили новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Меняют бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Торгово-промышленная палата хочет создать единую базу со всеми видами поддержки бизнеса

Чтобы предприниматели получали меньше отказов в финансировании, ТПП создаст единую базу, где будут перечислены доступные и актуальные меры поддержки. Там же будут публиковать критерии отбора и сколько средств осталось в бюджете на финансирование бизнеса.

✅ Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС. Эксперт: вектор цифровизации — правильный

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

4
267
НДФЛ

Как считать НДФЛ с продажи подаренной недвижимости

При получении недвижимости по договору дарения надо заплатить НДФЛ. Потом при продаже этой недвижимости тоже заплатить НДФЛ.

Модульбанк удвоил вознаграждение для партнеров

До конца марта Модульбанк платит двойное партнерское вознаграждение за каждую подключенную облачную кассу от Модулькассы.

Ozon изменил принцип расчета сервисного сбора с ПВЗ

Теперь дорогие товары, которые выдает ПВЗ, будут гораздо меньше влиять на оборот и размер сервисного сбора.

38

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать

С 1 марта контроль за сделками между бизнесом и самозанятыми стал строже — теперь ФНС не только анализирует формат сотрудничества, но и передает полученные сведения в межведомственные комиссии и органы Роструда. Особое внимание уделят компаниям, которые массово привлекают внештатный персонал. В этой статье разбираемся с новыми требованиями и объясняем, как нивелировать возможные риски.

Приказ Минтруда от 1 марта 2024 года: рассказываем о новых рисках при работе с самозанятыми и способах их избежать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Отпуска

Сотрудник вправе взять накопленный за прошлые годы дополнительный отпуск

Дополнительные отпуска за прошлые годы не сгорают. Сотрудник, у которого накопились дни, может уйти в дополнительный отпуск и взять сразу все дни.

95
Общество

Какой дом выбрать: панельный, кирпичный или монолитный

При выборе недвижимости чаще всего смотрят на планировку квартир и район застройки. Однако соотношение цена–качество напрямую зависит и от вида строительства. Разберемся, на что стоит обратить внимание.

Иллюстрация: m2.ru
88
3-НДФЛ

Если ошиблись в 3-НДФЛ, сдайте уточненку

Бывают случаи, когда человек сдал декларацию 3-НДФЛ с ошибкой, в результате которой неправомерно претендует на возврат или, наоборот, начисляет себе налог к уплате.

ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний

ООО «КСК АУДИТ» — в реестре компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО).

Пятое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Банковские гарантии: как отразить в налоговом и бухгалтерском учете

Обеспечение исполнения обязательств — частое условие получения займов, поставки товаров (работ, услуг) и участия в госзакупках, когда банк гарантирует исполнение обязательств одной стороной сделки перед другой. За свои услуги банк взимает плату, отражение в учете которой зависит от предмета обеспеченной сделки.

Банковские гарантии: как отразить в налоговом и бухгалтерском учете
39
Банки

9 тысяч клиентов банка «Киви» получили страховое возмещение от Агентства по страхованию вкладов

Около 20 000 вкладчиков банка «Киви» должны получить свои средства после отзыва лицензии у кредитной организации. АСВ выплатила уже 85% страховой ответственности.

Интересные материалы

Иностранные компании потеряли больше 107 млрд долларов от ухода с российского рынка

Предприятия, которые перестали работать в России, несут убытки от списания активов и недополучают доходы.

37