Особенности учета бюджетных обязательств: новые правила

Минфин России сообщил, что с 1 июля 2012 года учет бюджетных обязательств, возникающих как по госконтрактам, так и по иным договорам, должен претерпеть изменения.

Подготовлен новый приказ

Минфин России в письме от 29 мая 2012 г. № 02-03-09/1907 указал, что ведомство подготовило приказ, которым вносятся изменения в Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, ранее установленный приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н.

В письме № 02-03-09/1907 сообщено, что с 1 июля 2012 года четко различается процесс постановки на учет органами Федерального казначейства бюджетных обязательств, как связанных, так и не связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и арендой. Согласно новшествам, представление формы 0531702 «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» (далее – Сведения об обязательстве) является обязательным в первом случае, а во втором – форма не представляется.

Исключение составляют бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с договорами на оказание услуг и выполнение работ, заключенными с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, которые учитываются органами Федерального казначейства на основании платежных документов.

Кроме того, обязательства по договорам с юридическими лицами, расчеты по которым осуществляются наличными денежными средствами, могут учитываться органами Федерального казначейства на основании как платежных документов, так и Сведений об обязательстве по решению получателя средств федерального бюджета.

Правила переходного периода

Чиновники Минфина России решили изменить и учет территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров на поставку товаров (работ, услуг), а также договоров аренды с учетом сроков осуществления платежей, обусловленных условиями контракта. Суть новшеств следующая.

Так, если первый платеж был произведен учреждением до 1 января 2012 года, то такой государственный контракт или договор учитывается до 1 января 2013 года в ранее установленном порядке на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства платежных документов, представленных получателями средств федерального бюджета.

В том случае, когда первый платеж был осуществлен с 1 января по 30 июня 2012 года, то получатель средств федерального бюджета имеет право самостоятельно решать, как в период до 1 января 2013 года учитывать такой госконтракт (договор): на основании платежных документов или же заполненной формы 0531702 «Сведения о принятом бюджетном обязательстве».

По мнению автора, второй вариант наиболее приемлем. Ведь бюджетные обязательства, возникающие на основании госконтрактов и договоров, не исполненных по состоянию на 1 января 2013 года, учет которых осуществлялся в 2012 году на основании платежных документов, все равно подлежат постановке на учет в 2013 году на основании Сведений об обязательстве. Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства

>|При втором варианте развития событий (код формы по КФД 0531706) в орган Федерального казначейства не представляется.|

Госконтракты (договоры), подлежащие оплате, учитываются только на основании Сведений об обязательстве.

Документы, подаваемые в казначейство

С 2013 года Сведения об обязательстве, представленные учреждением (получателем средств федерального бюджета) в казначейство, будут служить основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, которые возникают:

– по госконтрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для госнужд;

– по договорам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках приносящей доход деятельности;

– по договорам аренды.

Все прочие бюджетные обязательства принимаются к учету органом Федерального казначейства на основании платежных документов.

К ним, в частности, относятся обязательства, обеспечивающие:

– выполнение функций казенных учреждений;

– социальные выплаты населению;

– предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

– предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

– предоставление межбюджетных трансфертов;

– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– выполнение оперативно-разыскных мероприятий и осуществление мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Если документы содержат гостайну…

При работе с госучреждениями возможна ситуация, когда документы (государственные контракты, договоры и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета) содержат сведения, составляющие государственную тайну.

В этом случае для оплаты денежных обязательств получателем средств в орган Федерального казначейства их представлять не нужно.

Вместо них предъявляют информацию, содержащую сведения о номере и дате Заявки на кассовый расход  (по форме КФД 0531801 или 0531851) и о реквизитах соответствующего документа-основания.

>|Предоставляя информацию, необходимо указать, что документы-основания не предъявляются, так как в них есть сведения, составляющие государственную тайну.|

Выплаты по такому контракту осуществляются после внесения сведений о нем в реестр госконтрактов и присвоения ему уникального номера реестровой записи. Этот процесс занимает длительное время.

Финансисты предусмотрели трудности, связанные с длительностью указанной процедуры, о чем сказано в письме Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-03-09/1907.

А именно если в контракте установлено, что первый авансовый платеж должен быть произведен до момента включения сведений о нем в реестр, то в подобных обстоятельствах допускается учет бюджетных обязательств по указанному контракту на основании Сведений об обязательстве.

При этом в графе 6 «Номер реестровой записи в реестре государственных контрактов» раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» формы указывается дата направления сведений о государственном контракте в Федеральное казначейство для их включения в реестр госконтрактов в формате «пять нулей, день, месяц, год» (например, 0000012072012).

После включения сведений о государственном контракте в реестр учреждение должно внести изменения в соответствующие бюджетные обязательства, которые были поставлены на учет органами Федерального казначейства.

>|Уточняются все ссылки на присвоенный данному контракту уникальный номер в реестре госконтрактов.|

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №8, август 2012 г.

Разберитесь с самым сложным налогом - НДС! Даже входящий-исходящий НДС не будет вызывать у вас сложностей, заполняйте книги покупок и продаж играючи!

Курс повышения квалификации

120 ак. часов
удостоверение в ФИС ФРДО
профстандарт «Бухгалтер»

После курса любые проверки ФНС вас больше не будут пугать! Старт потока 15 августа, запишитесь прямо сейчас пока есть места, курс стоит всего 18 800 рублей.

Смотрите полную программу курса тут, или оставьте заявку ниже, менеджер подробно проконсультирует вас!

Вакансии за 16 августа

  1. зарплата не указана, Москва, полная занятость
  2. от 100 000 ₽, Москва, полная занятость
  3. Главный бухгалтер рабочей группы в аутсорсинговую компанию в ООО Финансовая группа Маяк
    от 80 000 ₽ до 100 000 ₽, Москва, полная занятость
  4. Старший бухгалтер в Коттон Вэй
    от 60 000 ₽ до 80 000 ₽, Москва, полная занятость