Учет в строительстве

Зарплата строителей в период отсутствия договоров

Не всем строительным компаниям удается работать стабильно. А как быть с зарплатой: если в отдельные периоды нет договоров, не распускать же штат? О правомерности учета затрат в расходах – в нашей статье.
2,3 тыс. 18

Не всем строительным компаниям удается работать стабильно. А как быть с зарплатой: если в отдельные периоды нет договоров, не распускать же штат? О правомерности учета затрат в расходах – в нашей статье.

Какую систему оплаты выбрать

Можно ли начислять зарплату производственным рабочим согласно штатному расписанию, то есть оклад? Или же компания обязана установить сдельную систему оплаты труда? Такие вопросы возникают в связи с тем, что в некоторых периодах отсутствует реализация (нет подписанных форм № КС-2, № КС-3 или вообще нет договоров), а зарплату организация начисляет, так как рабочим установлены оклады.

Получается, что в расходы зарплату не включишь, поскольку она не относится к объекту строительства… Как правильно?

Обоснованность затрат

Отсутствие реализации не всегда означает, что работники в данном периоде не выполняют никакой работы. В противном случае будет иметь место простой по вине работодателя. Его мы рассмотрим ниже.

Если же работы на объекте ведутся, производственный персонал выполняет свои обязанности в соответствии с коллективным и трудовыми договорами, то организация обязана начислять и выплачивать заработную плату. И начисленные суммы в соответствии с положениями статьи 253 Налогового кодекса РФ относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, являясь расходами на оплату труда. Они в обязательном порядке включаются в расходы на объект строительства.

В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. При этом строительная компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с выполнением работ. И если прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены, то сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего периода.

Из изложенного следует, что если зарплата производственных рабочих в соответствии с учетной политикой включается в состав прямых расходов по объектам строительства, то для целей исчисления налога на прибыль при отсутствии факта реализации она будет учтена в расходах по мере реализации работ.

То есть в том периоде, в котором будут оформлены первичные документы – подписаны акты сдачи работ по этапам либо по окончании строительства в целом, если такие этапы договором не предусмотрены. 

>|Ежемесячное подписание форм № КС-2, № КС-3, не связанное с передачей результатов работ заказчику (если этапы в договоре не предусмотрены), реализацией не является.|<

Либо по мере их распределения с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов по долгосрочным договорам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 271 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

До этого момента расходы на заработную плату, как и остальные прямые расходы, будут представлять собой незавершенное производство (ст. 319 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете строительной компании такие расходы учитываются на счете 20 «Основное производство». По мере реализации они могут списываться со счета 20 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.

Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства (Инструкция по применению Плана счетов … утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В отчетном периоде операции будут отражены записями:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

– начислена зарплата производственному персоналу строящегося капитального объекта;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69


– начислены взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование.

В периоде реализации проводки будут такими:

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– реализованы выполненные по объекту работы;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 20

– списаны прямые расходы по объекту.

Период простоя

Иное дело, когда имеет место простой. Работы на объекте не ведутся. Время простоя (по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника), согласно статье 157 Трудового кодекса РФ, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

>|Больший (по сравнению с законодательно установленным) размер оплаты простоя может быть предусмотрен трудовым (коллективным) договором.|<

Налог на прибыль

Оплата времени простоя по вине работодателя, так же как и в случае простоя, по причинам, не зависящим от работодателя и работника, включается в расходы при исчислении налога на прибыль и облагается взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование (письмо ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109).

Только в случае простоя расходы на выплату работникам следует относить не к расходам на оплату труда, а к убыткам, связанным с оплатой времени простоя. В налоговом учете они в качестве потерь от простоя включаются во внереализационные расходы на основании подпунктов 3, 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Отражение операций

В бухгалтерском учете расходы, связанные с простоем, можно сразу включить в себестоимость продукции, то есть отнести на счет 20, и в периоде реализации работ списать в дебет счета 90 в приведенном выше порядке.

Оформление

Факт простоя должен быть оформлен документально с установлением причин простоя, поскольку размер оплаты времени простоя зависит от причины его возникновения. Так сказано в статье 157 Трудового кодекса РФ.

Итак, возможны следующие варианты действий.

Должностное лицо строительной компании, ответственное за организацию работ и получившее информацию о начале простоя (например, прораб или начальник строительного участка), составляет докладную записку на имя руководителя организации. Она будет являться основанием для издания приказа об объявлении простоя.

В тексте записки следует указать, на каком объекте (в подразделении) возник простой, причину его возникновения, дату и время начала простоя, а также перечень работников, которые не могут исполнять свои производственные функции с момента возникновения простоя.

После этого оформляется приказ об объявлении простоя. Он необходим для оповещения работников о простое и решения организационных вопросов (в том числе о порядке оплаты времени простоя). Приказ составляется в произвольной форме, и в нем должно быть указано:

– время начала и окончания простоя (или открытая дата, если день окончания простоя невозможно определить на момент издания приказа);

– причина простоя;

– виновник простоя, если на момент издания приказа это уже известно;

– какие работники (структурные подразделения) находятся в простое;

– размер оплаты времени простоя;

– необходимость присутствия простаивающего персонала на рабочих местах (с указанием конкретных работников, конкретных структурных подразделений, которых касается простой, или всей организации в целом) или разрешение не выходить на работу.

Определить, когда простой завершится, не всегда возможно. В этом случае все равно лучше в приказе установить конкретный срок, чтобы можно было рассчитать работнику зарплату.

Если к этому дню простой не закончится, то его можно продлить дополнительным приказом.

Если, наоборот, простой завершится раньше, то досрочное окончание простоя тоже оформляют приказом.

С приказом об объявлении простоя (о его окончании) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников под роспись.

Для учета конкретного времени простоя, как правило, составляется акт о простое (если простаивает структурное подразделение либо организация в целом) или заполняется листок учета простоя на конкретного работника (в случае простоя отдельного работника). В акте о простое указываются причина и продолжительность простоя, виновная сторона простоя, должности работников, приостановивших работу, и др. Акт, как правило, утверждается руководителем организации.

В листке учета простоев указывают дату начала и окончания простоя, фамилию, имя, отчество, должность (профессию) простаивающего работника, причину простоя, виновную сторону.

Его подписывает руководитель простаивающего подразделения. Данные акта (листка учета) вносятся в табель учета рабочего времени. пункте 2 >|Унифицированные формы таких документов не установлены. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно, предусмотрев все обязательные реквизиты, перечисленные в статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.|<

Подведем итоги

Так какой же вывод? Можно ли не начислять зарплату? Очевидно, что в случае продолжения работ при отсутствии факта реализации начислять зарплату надо в обязательном порядке в соответствии с трудовым (коллективным) договором. Ведь работники продолжают исполнять свои трудовые обязанности.

А при простое (отсутствии договоров) начисляется и выплачивается не зарплата как таковая, а сумма оплаты за время простоя. Как уже отмечалось, ее размер не может быть меньше двух третей средней заработной платы работника.

Обязанности устанавливать определенную систему оплаты труда у строительной компании нет. Главное, чтобы принятая в организации система отвечала требованиям трудового законодательства и условиям трудового (коллективного) договора.

Важно запомнить

Отсутствие реализации не всегда означает, что работники в данном периоде не выполняют никакой работы. В противном случае будет иметь место простой по вине работодателя. Он должен быть оформлен соответствующим приказом руководителя с указанием причин простоя. В зависимости от причины время простоя оплачивается по-разному: по вине работодателя – в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; по причинам, не зависящим от работодателя и работника, – в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя; по вине работника – не оплачивается (ст. 157 Трудового кодекса РФ).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №8, август 2012 г.

Начать дискуссию

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

109

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

150

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

118
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Интересные материалы

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
142