Налоговые проверки

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения.

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. В данной статье из журнала «Актуальная бухгалтерия» № 8, 2012 автор расскажет, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

- полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;

- высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;

- минимального дохода по упрощенной системе налогообложения;

- применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.

Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

- камеральная налоговая проверка;

- выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.

При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.

Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:

- об основных дебиторах и кредиторах;

- о доходах и расходах и их структуре;

- о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);

- об основных средствах;

- о денежных средствах на расчетных счетах.

Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.

3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций.

Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.

Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Из документа:

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31

<...> 1 Налоговые органы вправе:

  1. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <...>

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.

Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.

Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.

Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.

Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:

- фирма только что начала работать.

2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:

- фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;

- фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;

- фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;

- фирма осваивает новые направления бизнеса.

3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:

- снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;

- искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.

Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).

Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

- инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;

- позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Схема. Причины вызова на комиссию

Комментарии

2
  • Роман

    Еще забыли про легализацию зарплаты :) 

    У нас на таком мероприятии требуют (устно конечно) штатное расписание и осноная цель налоговиков добиться его изменеия - повышения оклада хотя бы у 1 единицы, что заносится в протоколол с приложением нового штатного расписания. И надо сказать находятся жертвы и расписания носят и оклады поднимают.

  • Роман

    Ну как комисии не законны, а п1. ст. 31, не боитесь ВНП, можете прийти отметится и уйти и не слушать этот бред, к административке уже не привлекут,

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.

НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Зарплата

Можно ли направлять расчетные листы в электронном виде

В соответствии со ст. 136 ТК работодатель обязан при выплате зарплаты обязан сообщать сотрудникам о составных частях выплаты, компенсациях и иных выплатах, удержаниях и общей сумме.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Интересные материалы

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!