Клерк.Ру

Об особенностях проведения камеральных проверок

ФНС России обнародовала разъяснения, адресованные территориальным налоговым органам, касающиеся наиболее спорных правил проведения налогового контроля (прежде всего камеральных налоговых проверок). И хотя некоторые выводы налоговой службы были вполне предсказуемы, часть из них вызывает по меньшей мере недоумение. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 13.09.12 № АС-4-2/15309)

Скачать ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 13.09.12 № АС-4-2/15309

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА – НЕ ПОВОД ТРЕБОВАТЬ «ПЕРВИЧКУ»

Налоговики еще раз напомнили, что при проведении камеральной проверки в общем случае налоговый орган, согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ, не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные статьей 88 НК РФ:

📌 Реклама

– если при камеральной проверке выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также противоречия с иными данными, имеющимися у налоговиков, у налогоплательщика могут попросить дополнительные пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание: по мнению Президиума ВАС РФ, которое выражено в постановлении от 15.03.12 № 14951/11, в этой ситуации налоговые инспекторы вправе требовать представления и первичных документов, а налогоплательщик обязан их сдать;

– налоговики могут требовать документы, подтверждающие право на заявленные налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

– если в декларации по НДС заявлено возмещение, налоговики имеют право требовать документы, подтверждающие налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ);

– можно запрашивать у налогоплательщика документы по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

📌 Реклама

В иных случаях истребование у налогоплательщика документов будет незаконно. На это указывают и суды во главе с ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.08 № 7307/08, ФАС Московского от 30.03.11 № КА-А40/1834-11 и Центрального от 07.12.11 № А35-11058/2010 округов).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПОЧТЕ – ПОВОД ДЛЯ ПРОДЛЕНИЯ «КАМЕРАЛКИ»

Как пояснили специалисты ФНС России в пункте 2 комментируемого письма, камеральная проверка декларации, направленной налогоплательщиком по почте, начинается только с момента фактического получения ее налоговиками и продолжается три месяца. При этом налоговый орган не обязан указывать в акте проверки дату ее начала, соответствующую дате отправки декларации по почте.

Ранее на то, что камеральная проверка начинается лишь при получении декларации, указывал и Минфин России (письмо от 19.06.12 № 03-02-08/52).

Полагаем, что чиновники немного слукавили. Конечно, фактические действия по проведению камеральной проверки невозможно начать, не имея на руках саму декларацию. Однако дата представления декларации по почте четко названа в Налоговом кодексе – это дата отправки по почте (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). А трехмесячный предельный срок проведения камеральной проверки начинается в день представления декларации в силу опять же прямого указания на это правило в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

📌 Реклама

Учитывая, что письмо адресовано неопределенному кругу лиц, можно ожидать, что Высшему арбитражному суду РФ вскоре придется рассматривать дело об оспаривании комментируемого письма в части разъяснений о сроках камеральной проверки.

Представляется однако, что налоговики дали такой ответ осознанно, даже с учетом риска отмены этого разъяснения судом.

Дело в том, что пока арбитражная практика по спорам о нарушении срока камеральной проверки складывается в пользу налоговых органов. Суды отказываются отменять их решения только на основании пропуска сроков камеральной проверки*.

* См. пункт 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», постановления ФАС Северо-Западного от 31.10.11 № А05-12899/2010 и Московского от 14.05.10 № А40-126773/09-118-1048 округов. Но даже если решения налоговиков в этих случаях отменяются, то пропуск трехмесячного срока чаще всего является не единственной причиной такого решения (постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.09 № 10349/09, ФАС Московского округа от 30.04.10 № А40-96299/09-141-655).

📌 Реклама

Таким образом, налогоплательщикам не стоит надеяться на отмену решения инспекции, принятого по результатам камеральной проверки с нарушением трехмесячного срока, если нарушения, описанные в данном решении, действительно допущены.

ИСТРЕБОВАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ НЕЛЬЗЯ

Еще одной темой, рассмотренной налоговой службой, стал вопрос о правомерности истребования у налогоплательщика тех документов, которые не являются бухгалтерскими: аналитических справок, отчетов (кроме форм бухгалтерской и налоговой отчетности) и т. п.

Разъяснения чиновников в этой части благоприятны для налогоплательщиков: аналитические справки, отчеты и обобщения, которые не считаются первичными бухгалтерскими документами, инспекция истребовать не вправе.

Действительно, ведь Налоговый кодекс допускает истребование только тех документов, которые служат основанием для исчисления (удержания) и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ), при этом устанавливая в подпункте 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ соответствующую обязанность налогоплательщика (налогового агента). Причем никаких поводов для расширительного толкования полномочий контролирующих органов Налоговый кодекс не дает.

📌 Реклама

Однако арбитражная практика складывается еще более лояльно для налогоплательщика. Суды утверждают, что даже бухгалтерские документы, не содержащие данные, необходимые для налогового контроля, налоговики запрашивать не вправе.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 29.02.12 № А40-54137/11-116-156 признано необоснованным требование налоговиков представить им инвентаризационные описи, оборотно-сальдовые ведомости, авансовые отчеты, перечень объектов основных средств. На неправомерность истребования регистров бухгалтерского учета было указано также в постановлениях ФАС Северо-Кавказского от 07.10.11 № А53-23465/2010, Западно-Сибирского от 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2012 г.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама