Налоги, взносы, пошлины

Система «Клиент-банк»: учет затрат на установку и обслуживание

Необходимость возить платёжки в банк и лично общаться с операционистом с развитием безбумажных технологий постепенно уходит в прошлое. Бухгалтеру гораздо удобнее оплачивать счета, не покидая своего рабочего места. Для этого в офисе нужно установить систему «Клиент-банк». Что представляет собой эта система? Как учесть расходы на её установку и абонементное обслуживание?

Татьяна Амитова, Аудитор

Необходимость возить платёжки в банк и лично общаться с операционистом с развитием безбумажных технологий постепенно уходит в прошлое. Бухгалтеру гораздо удобнее оплачивать счета, не покидая своего рабочего места. Для этого в офисе нужно установить систему «Клиент-банк». Что представляет собой эта система? Как учесть расходы на её установку и абонементное обслуживание?

О системе и документальном оформлении

Система «Клиент-банк» – это технология удаленного банковского обслуживания, позволяющая организации получать банковские услуги, не посещая банковский офис. Она строится на базе обмена данными между двумя компьютерами, один из которых находится в банке, а другой - в офисе организации. Используя специальное программное обеспечение, бухгалтер со своего компьютера подаёт электронный сигнал банковскому компьютеру, скажем, о перечислении денег поставщику. При этом обязательно соблюдаются форматы передачи данных и условия защиты информации.

Первый шаг на пути к использованию системы «Клиент-банк» – это оформление договора с банком или дополнения к основному договору банковского счёта. В любом случае, прежде всего, нужно обратить внимание на заполнение бумаг.

Для установки системы обслуживающий банк предложит организации пакет документов. Как правило, он состоит из договора (дополнительного соглашения к договору) и приложений к нему. Заполнить типовой договор не составит труда. В него вносятся наименование и реквизиты организации, а также фамилия директора или уполномоченного представителя.

В составе приложений к договору обычно следуют тарифы на услуги банка, специальные данные по программному обеспечению и техническим данным компьютера, заявка от организации на установку системы, акт об установке.

Кроме того, некоторые банки сразу предлагают оформить доверенность на лицо, принимающее программное обеспечение. То есть на человека, который в дальнейшем будет ответственным за эксплуатацию системы «Клиент-банк». Такую доверенность лучше составить на бухгалтера, поскольку именно ему предстоит пользоваться системой.

После заключения договора сотрудник банка передаст организации документацию по работе с системой, установит специальное программное обеспечение на офисный компьютер и обучит персонал работе с системой. За обучение банк может взять отдельную плату.

Что может «Клиент-банк»?

Если у организации открыты счета в разных банках, то нужно будет установить системы «Клиент-банк» отдельно для каждого банка. Если же фирма имеет несколько счетов разных типов в одном банке, то всеми ими можно управлять через единожды установленную систему.

Довольно часто встречаются ситуации, когда на одном компьютере бухгалтер ведет сразу несколько организаций. В таком случае о возможности использовать одну систему «Клиент-банк» для нескольких фирм следует узнать в банке. Системы некоторых банков очень гибко настраиваемы и позволяют пользоваться одной программой для разных юридических лиц.

С помощью системы «Клиент-банк» бухгалтер может формировать и отправлять в банк следующие документы:

  • платежное поручение;
  • заявку на инкассацию;
  • поручение на обязательную продажу валютной выручки;
  • заявку на конвертацию валютных средств;
  • заявку на покупку или продажу валюты;
  • заявление на перевод валюты;
  • распоряжение на перевод валюты со специального транзитного счета.

Работая в системе, можно составлять реестры введённых документов, получать выписки по счетам. Кроме того, есть возможность обмениваться с банком почтовыми сообщениями. А оригиналы платёжек и выписки можно получать в банке в любое удобное для бухгалтера время.

Некоторые банки предлагают возможность составлять с помощью системы «Клиент-банка» и другие валютные документы. Речь идет о:

  • паспорте сделки по контракту;
  • паспорте сделки по кредитному договору;
  • справке о поступлении валюты Российской Федерации;
  • справке о подтверждающих документах и справке о валютных операциях.

Если бухгалтер ошибется при заполнении платёжного поручения, то система известит его о невозможности приёма платежки к исполнению, а также укажет, где именно допущена ошибка.

Сроки проведения документов различные в разных банках. Как правило, документ, присланный до обеда, проходит в тот же операционный день. А поручения, переданные в банк после обеда или даже вечером, будут исполнены на следующий рабочий день.

Удобно и то, что системы «Клиент-банк» некоторых банков полностью совместимы с широко известными компьютерными бухгалтерскими программами.

Учет затрат

Чтобы перейти на систему «Клиент-банк» организация оплачивает банку непосредственную установку программы. Также банк может предложить другие платные услуги, например, по настройке программы, по обучению работе с ней и т. п.

Затем банк будет ежемесячно списывать со счёта организации плату за пользование системой «Клиент-банк».

По нормам Налогового кодекса стоимость услуг банка, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «Клиент-банк» относится к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). А расходы по оплате услуг банков, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример 1

ООО «Старт» заключило договор с банком на расчётно-кассовое обслуживание. По условиям договора за проведение безналичных операций по счёту банк взимает плату в размере пяти рублей за каждое платёжное поручение, за исключением налоговых платежей.

В сентябре 2005 года фирма оплатила банку следующие услуги:

  • открытие счета – 500 руб.;
  • проведение безналичных операций по счёту фирмы (проведено 44 платежных поручения по оплате услуг, связанных с производством и реализацией продукции) – 220 руб. (5 руб. х 44).

Кроме того, организация заплатила 2400 руб. за установку системы «Клиент-банк».

Общая сумма расходов на банковские услуги в сентябре 2005 года составила 3120 руб. (500 + 220 + 2400).

Из этой суммы 720 руб. (500 + 220) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а 2400 руб. относятся к внереализационным расходам.

Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на оплату банковских услуг относятся к операционным. Они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В бухгалтерском учете на сумму таких затрат делается запись:

Дебет 91-2 Кредит 51

– перечислены денежные средства за услуги, связанные с установкой и использованием системы «Клиент-банк».

Пример 2

В августе 2005 года ООО «Восход» заключило договор с банком на установку и обслуживание системы «Клиент-банк». Расходы на установку и настройку системы составили 4500 руб. Ежемесячный платеж за обслуживание системы равен 800 руб. В соответствии с НК РФ (подп. 3 п. 3 ст. 149) эти услуги не облагаются НДС.

В бухгалтерском учёте организации перечисленные расходы отражаются проводками:

Дебет 60-1 Кредит 51

– 5300 руб. (4500 руб. + 800 руб.) – оплачены установка системы «Клиент-банк» и услуги по её обслуживанию за август;

Дебет 91-2 Кредит 60-1

– 5300 руб. – списаны на операционные расходы затраты по установке и обслуживанию системы.

Для спецрежимщиков

Налогоплательщики-«упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. При этом такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, прямо указаны в подпункте 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Поэтому «упрощёнцы» вправе относить затраты на оплату установки и эксплуатацию системы «Клиент-банк» к расходам, уменьшающим полученные доходы при определении объекта обложения единым налогом.

Аналогичным образом затраты по использованию удалённого доступа учитывают в составе расходов и сельскохозяйственные товаропроизводители при определении налоговой базы по ЕСХН (подп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В налоговой декларации по ЕСХН (утв. приказом Минфина России от 28.03.05 № 50н) эти расходы отражают по коду строки 020.

Организации, применяющие общий режим налогообложения и одновременно уплачивающие ЕНВД, должны вести раздельный учёт доходов и расходов. Если разделить расходы по видам деятельности невозможно, то деление должно осуществляться пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Это следует из положений пункта 9 статьи 274 НК РФ.

Таким образом, затраты по установке и обслуживанию системы «Клиент-банк», учитываемые в составе внереализационных расходов, подлежат пропорциональному распределению по видам деятельности.

Если система «Клиент-банк» используется организацией, полностью перешедшей на уплату ЕНВД, то пропорцию к затратам, связанным с этой системой, определять не нужно. Учёт таких затрат ведётся в общеустановленном порядке.

Начать дискуссию

НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.